Библиографическое описание:

Антонова В. А. Анализ проблем автомобильного транспорта в логистике // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1118-1121.



 

Роль транспортной логистики в современном мире непрерывно возрастает, реально обеспечивая удовлетворение потребительских запросов. С позиций наибольших перспектив развития, автотранспортная логистика заслуживает особого внимания, особенно в части определения ее проблем и возможностей их решения.

 

The role of transport logistics in the modern world is continuously increasing, actually providing the satisfaction of consumer needs. From the standpoint of the development prospects of the largest road transport logistics deserves special attention, especially in terms of defining its problems and their possible solutions.

 

Роль транспортной логистики в современном мире непрерывно возрастает, реально обеспечивая удовлетворение потребительских запросов, формирующихся в рамках экономических и социальных процессов по перемещению товаров и услуг по всему миру, используя международную логистику и возможности товаропроводящих сетей. Для России, с ее территориальной протяженностью и многоукладностью экономики, важны все функционирующие сегодня виды транспорта, но безусловными лидерами служат трубопроводные, железнодорожные и автотранспортные грузовые перевозки. С позиций наибольших перспектив развития автотранспортная логистика заслуживает особого внимания, особенно в части определения ее проблем и возможностей их решения.

Работа выполнена на кафедре логистики ГУУ в соответствии с методологией научного исследования и подробно рассматривает следующие насущные аспекты проблематики: Автотранспорт в логистике. Внутриотраслевые оценки. Состояние и развитие инфраструктуры. Технопарк и сервис. Дорожная безопасность и городские пробки. Логистика персонала. Вопросы конкуренции. Логистический менеджмент.

Автотранспорт в логистике

В составе транспортного комплекса автомобильная отрасль занимает ведущее положение по динамике развития и востребованности услуг [5]. При этом сфера автомобильных грузоперевозок отличается не менее значимыми проблемами и достаточно острыми противоречиями, поэтому имеет смысл обозначить общие характеристики отрасли. В структуре грузооборота автомобильный транспорт показывает тенденцию опережающего роста, начиная с 2011 года, после длительного застоя, вызванного кризисами 90-х и 2008 годов (таблица 1).

 

Таблица 1

Структура грузооборота по видам транспорта в РФ (в процентах к общему объему грузооборота)

Виды транспорта

1980 год

1990 год

2000 год

2010 год

2014 год

Транспорт в целом

100

100

100

100

100

Автомобильный

5,45

4,96

4,2

4,2

4,9

Железнодорожный

52,5

41,2

37,7

42,3

45,3

Водный внутренний

5,3

3,5

2,03

1,2

1,4

Морской

12,1

8,3

3,3

2,1

0,6

Воздушный

0,05

0,04

0,07

0,1

0,1

Трубопроводный

24,6

42,0

52,7

50,1

47,7

Источник: Росстат

 

С 2012 года усилился отток перевозок с железнодорожного транспорта на автомобильный, что вызвано ростом эффективности перемещения грузов по шоссейным дорогам, включая дальние транзитные направления [2]. Несмотря на кризисные явления, растет доходность автомобильных грузоперевозок (таблица 2).

 

Таблица 2

Уровень доходности автомобильных грузоперевозок в РФ

 

2005 год

2010 год

2013 год

Соотношение доходов и расходов на перевозки грузов, коэффициент

1,01

1,06

1,08

Источник: Росстат

 

В системе логистики автотранспорт обладает определенными особенностями:

          по объему грузооборота автомобильные перевозки устойчиво занимают вторую позицию с тенденцией к увеличению сегмента в общей сфере транспорта;

          автотранспорт, кроме обособленных автомобильных грузоперевозок, участвует также во всех других транспортных цепочках, обеспечивая промежуточную доставку грузов непосредственно от производителя или продавца до железной дороги, пристани или аэропорта;

          автомобильные перевозки обоснованно считаются универсальным подразделением в транспортной логистике по причине их высокой маневренности и возможности обслуживать клиента по принципу «от двери отправителя до двери получателя»;

          грузовой автотранспорт способен обеспечивать необходимую регулярность поставки продукции разного тоннажа и практически неограниченного ассортимента;

          быстрое оформление дорожной документации.

Внутриотраслевые оценки

Проводимое Росстатом изучение внутриотраслевых оценок степени деловой активности на автотранспорте позволяет выявить наиболее болезненные вопросы, сдерживающие развитие отрасли [6]:

  •                  ценовые ограничения связаны с несколькими вопросами:

          крайне острой остается проблема обновления и расширения автопарка из-за высоких цен на новые грузовики;

          одной из самых обсуждаемых проблем автотранспортники считают рост стоимости горючего;

  •                  финансовые вопросы оцениваются по значимости как второй проблемный блок:

          высокий уровень налогообложения на фоне инфраструктурных и ценовых ограничений является серьезным внешним вызовом;

          инвестиционный и кредитный дефицит, вызванный кризисными и санкционными факторами, значительно сужает возможности развития автотранспортного бизнеса и повышает стратегические риски транспортных компаний;

          общая финансовая ситуация значительно сдерживает платежеспособный спрос на транспортные услуги;

  •                  в комплексе вопросов отраслевого бизнес-сообщества также имеются негативные тенденции:

          высокая конкуренция в сочетании с нехваткой ресурсов приводит не только к разорению ряда компаний и частных автопредпринимателей, но и способствует нарастанию криминальных способов ведения бизнеса;

          достаточно проблемным оценивается фактор влияния теневого бизнеса в отрасли;

  •                  технические и сервисные вопросы по-прежнему остаются в числе важнейших проблем грузоперевозчиков:

          изношенность автопарка нарастает из-за недофинансирования статей обновления основных средств;

          сервисные услуги на трассах во многих случаях имеют полукустарный уровень, что затрудняет ритмичность перевозок из-за ремонтных простоев;

          низкое качество топлива, реализуемое по отдельным магистральным трассам, влияет на скорость движения и повышает ремонтные расходы.

Состояние и развитие инфраструктуры

С макропозиций основным дестабилизирующим фактором для автотранспортной логистики является состояние инфраструктуры и перспективы ее развития. На сегодня чуть более трети российских трасс соответствуют принятым нормативам, но по основным транзитным регионам ситуация складывается значительно хуже (таблица 3). По региональным и федеральным дорогам, испытывающим высокие нагрузки, ощущается наибольшее снижение качества дорожного полотна.

 

Таблица 3

Автомобильные дороги РФ, отвечающие нормативам (в % к общей протяженности)

 

2007 год

2010 год

2014 год

Российская Федерация

44,3

36,8

37,8

Федеральные округа:

 

 

 

Центральный

40,1

32,8

39,5

Северо-Западный

34,4

23,4

27,6

Южный

61,3

46,8

47,9

Северо-Кавказский

60,3

61,3

53,9

Приволжский

47,7

26,4

28,4

Уральский

46,6

57,6

49,6

Сибирский

45,5

45,4

39,9

Дальневосточный

34,2

33,3

43,7

Крымский

 

23,2

Источник: Росстат

 

Качество российских дорог остается весьма актуальной проблемой в течение нескольких столетий, что связано с несколькими причинами:

          значительная протяженность территории страны;

          недофинансирование автодорожного строительства;

          применение устаревших технологий прокладки дорог;

          использование некачественных материалов;

          коррупционная составляющая.

Автоперевозчики, а также косвенно их клиенты, несут множественные потери из-за крайне плохого состояния транспортной инфраструктуры:

          снижение скорости перевозок;

          повышенная аварийность;

          снижение качества грузов, связанное с недостаточной мобильностью и усиленной вибрацией на полуразрушенных дорогах;

          усиление износа транспортных средств и финансовые потери по причине внеплановых ремонтов.

Технопарк и сервис

Основой стабильной работы грузоперевозчиков служит оптимальное техническое состояние автотранспорта, которое достигается регулярной профилактикой, текущими ремонтами и заменой изношенного автопарка. К настоящему времени транспортные средства, относящиеся к грузоперевозкам, изношены на 50 %, что можно расценивать как реальную угрозу безопасности на дорогах. Данное направление сталкивается с ценовыми барьерами, так как замена устаревшей техники на новые, более мощные и комфортные грузовики, не всегда под силу даже крупным АТП с достаточным уровнем ликвидности. Небольшие компании и физические лица, владеющие грузовыми автомобилями, в сложившихся финансово-экономических и конъюнктурных условиях вынуждены использовать подержанную технику.

Недостатки развития можно отметить и в сервисном обслуживании, где присутствуют разные по уровню оснащенности и квалификации персонала фирмы. Если на территории базирования грузоперевозчика можно выбрать сервисную службу для ТО и планового ремонта, то на междугородних трассах в случае поломки водителям приходится доверять свою технику непроверенным компаниям. Старые машины, некачественный ремонт и поддельные запчасти достаточно часто становятся причиной невыполнения контрактных условий по срокам доставки грузов.

Дорожная безопасность и городские пробки

Грузоперевозки на многих магистральных направлениях отличаются низкой степенью безопасности не только в силу разбитых дорог, но также по криминальным причинам. Растущая преступность на трассах связана с хищениями грузов и угоном автотранспорта, что практически полностью обесценивает работу грузоперевозчика. Страхование грузов и автомашин лишь частично решает проблему, да и то в отдаленные от момента происшествия сроки.

Безопасность внутригородских перевозок страдает от переполненности дорог и формирования многочасовых транспортных пробок, повышенного аварийного фона и отсутствия объездных путей во многих регионах. Сетевая торговля, базирующаяся на ежедневном пополнении товарных запасов своих многочисленных городских точек, часто сталкивается с проблемой соблюдения графика развоза продукции к моменту наплыва покупателей.

Логистика персонала

Не менее важной, но часто замалчиваемой проблемой автоперевозчиков специалисты считают недостатки в подборе и управлении персоналом, включая водителей, диспетчеров и логистов. Каждая из групп сотрудников автотранспортного сектора имеет персонифицированный круг задач и определенный набор функций, взаимоувязывающий работу всего коллектива. Если водитель отвечает за быстрое продвижение по маршруту и сохранность груза, то логист — за составление цепочки заказов и оптимизацию загрузки транспорта. Диспетчер решает оперативные вопросы, касающиеся внезапных проблем с доставкой груза и обеспечением быстрой подмены сломавшейся на трассе транспортной единицы.

Работа всех подразделений грузовых АТП сопряжена с частыми форс-мажорными ситуациями, серьезными стрессовыми нагрузками и переработкой. При этом не каждая транспортная компания проводит регулярное медицинское освидетельствование водителей и других категорий своих работников. Не всегда подбирается квалифицированный водительский состав, обладающий профессиональными навыками вождения на любой трассе и в различных погодных условиях. Еще один минус многих грузоперевозящих компаний — отсутствие единой системы управления с элементами постановки стратегических задач перед сотрудниками.

Вопросы конкуренции

На территории России действует более полумиллиона автотранспортных компаний и отдельных предпринимателей [6], ориентированных на грузоперевозки. Обострение конкурентной борьбы в этом сегменте транспортной отрасли имеет двоякое влияние: с одной стороны, появляются весомые стимулы для совершенствования работы, но с другой стороны, растет криминальная напряженность и применение неправовых бизнес-методов.

Внутренняя конкуренции дополняется попытками перенаправления клиентов их других транспортных секторов, в первую очередь, из железнодорожных и речных перевозок [3]. В кризисные периоды подобные формы конкурентных отношений всегда усиливаются, что нередко заканчивается банкротствами и общими потерями для отрасли.

Логистический менеджмент

Завершающей темой в рассмотрении проблем автоперевозок следует обозначить вопросы межотраслевого взаимодействия, поскольку грузовые автомобили участвуют во всех смешанных логистических направлениях. На примере контейнерных перевозок можно увидеть, что сбой в железнодорожной системе или на морском транспорте вызывает критические изменения в автомобильном менеджменте. Это связано с крайне медленным и не всегда рациональным продвижением идеи упорядочения транспортных потоков за счет создания крупных логистических центров, в рамках развития общероссийской транспортной системы, рассчитанной до 2020 года [1].

Заключение

Автотранспортный комплекс, постепенно наращивая свое присутствие в отрасли, имеет неплохие перспективы развития, но при этом изобилует немалым количеством проблем. Решение возникающих вопросов требует как внутренних усилий транспортных компаний, так и реального участия в процессе федеральных структур.

 

Литература:

 

  1.      Федеральная целевая программа развития транспортной системы России 2010–2020 гг.
  2.      Зеленая О. В. «Перспективы развития различных видов транспорта в логистических системах Российской Федерации». Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 274–277.
  3.      Лукьянова О., Хусаинов Ф. «О конкуренции железнодорожного и автомобильного транспорта на рынке грузовых перевозок». Научно-практический альманах «Вектор транспорта». Выпуск № 2, июнь 2014 г.
  4.      Першина Е., Плешкова Н., Масленников П. «Автомобильные перевозки в России: проблемы и перспективы». Управление экономическими системами: электронный научный журнал. Июнь 2014г.
  5.      Першина Е., Плешкова Н., Масленников П. Автомобильные перевозки в России: проблемы и перспективы. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. Июнь 2014г.
  6.      www.gks.ru

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle