Библиографическое описание:

Слаутин Ю. А., Полевщиков И. С. Особенности автоматизации процессов учета и списания материалов при производстве готовой продукции в типовом подразделении промышленного предприятия // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 67-70.

 

В настоящее время компьютерные технологии широко используются для автоматизации производственных процессов [1, 2, 3], поскольку применение данных технологий является экономически эффективным. Рациональное применение компьютерных технологий способствует повышению производительности труда за счет снижения временных затрат на выполнение рутинных операций при работе с информацией.

Рассмотрим особенности использования компьютерных технологий для автоматизации процессов учета и списания материалов при производстве готовой продукции в типовом подразделении промышленного предприятия.

Разрабатываемая подсистема (как часть корпоративной информационной системы, используемой на предприятии) позволит: следить за номенклатурой, которая осталась в цехе и которая была использована; следить за отклонениями по факту и по конструкторской документации; корректировать выпуск продукции (ситуация, когда заказчик отказывается от части заказа); получать данные о движении материально-производственных запасов (МПЗ) в производстве, выпуске готовой продукции (ГП), списанных МПЗ и полуфабрикатов (ПФ).

Создаваемая подсистема позволит решить такие проблемы, как: низкая оперативность предоставления и обработки информации; большие трудозатраты; дублирование информации, и как следствие ее искажение.

В качестве корпоративной информационной системы (КИС) может быть использована, например, КИС «Флагман», представляющая типовой, тиражный продукт, предназначенный для комплексной автоматизации управления на уровне предприятия [4].

Корпоративная информационная система «Флагман» строится по модульному принципу. Исполняемые системные модули, или подсистемы, работают с общей базой данных, едиными справочниками, единой системой документооборота, используют общие функции администрирования и разграничения, прав доступа. Каждая подсистема обладает определенным набором базовых функций, может поставлять как в комплексе, так и автономно.

В соответствии с функциональным значением, подсистемы КИС «Флагман» объединяются в контуры, каждый из которых объединяет близкие по функциональным задачам подсистемы. В данном исследовании может быть применен модуль «Сбыт и торговля», входящий в контур логистики.

С использованием методологии IDEF0 [5-8] была разработана функциональная модель процессов учета и списания материалов при производстве готовой продукции в типовом подразделении промышленного предприятия (рис. 1).В первую очередь, была построена контекстная диаграмма (рис. 1), которая позволяет описать процесс, который нужно автоматизировать, в целом и его взаимодействие с окружающим миром.

Рис. 1. Контекстная диаграмма

 

На схеме отражены входные данные, управляющие процессы, исполнители, исходящие данные. Входными данными являются требование-накладная (М-11) и заказ в производство. Управляющими процессами являются: правила обработки документов; методы и правила учета объектов учета (ОУ) в производстве; методы и правила учета выпуска ГП из производства; методы и правила учета списания материалов из остатков производства; правила формирования отчетности. Исполнителями являются: работники планово-распределительного бюро (ПРБ), кладовщик, информационная система (ИС). Исходящими данными являются: накладная на передачу готовой продукции, акт на списание израсходованных материалов, а также отчеты.

Функцию «Организация учета материалов в производстве» можно разделить на пять основных составляющих (функций): ввод входящих документов, формирование остатков/оборотов, выпуск ГП из производства, списание материалов из остатков производства, формирование отчетности. Таким образом, предложенная контекстная диаграмма разбивается на подсистемы и строится диаграмма декомпозиции процесса «Организация учета материалов в производстве» (рис. 2), обеспечивая необходимую степень детализации информации.

Рис. 2. Диаграмма декомпозиции

 

Функция «Ввод документов» предназначена для ввода в систему накладной М-11 и заявки в производство. Входной информацией для нее являются документ заказ в производство и требование-накладная М-11. Выходной информацией является электронный документ, содержащий всю необходимую для системы информацию о приходе объектов учета, а также электронный документ, содержащий всю необходимую информацию о заявке в производство. Работа данной функции регламентируется правилами обработки документов. Данную функцию выполняют работник ПРБ, кладовщик и информационная система.

Функция «Формирование остатков/оборотов» предназначена для формирования в системе накопительных регистров. Входной информацией для нее является электронный документ, содержащий всю необходимую для системы информацию о приходе ОУ и электронные документы, содержащие всю необходимую информацию о расходе ОУ со склада. Выходной информацией являются данные об остатках/оборотах ОУ. Работа данной функции регламентируется правилами учета ОУ в производстве. Данная функция выполняется совместно работником ПРБ и информационной системой.

Функция «Выпуск ГП из производства» предназначена для формирования электронного документа выпуска ГП из производства. Входной информацией для нее являются сведения о заказе. Выходной информацией являются данные об остатках/оборотах ОУ, сведения о выпущенных ГП, накладная на передачу продукции в места хранения. Работа данной функции регламентируется правилами выпуска ГП из производства. Данная функция выполняется совместно работником ПРБ и информационной системой.

Функция «Списание материалов из остатков производства» предназначена для формирования в системе документа на списание материалов из остатков производства. Входной информацией являются сведения о выпущенных ГП/ПФ, а также о наличии материалов/полуфабрикатов в производстве. Выходной информацией являются: акт списания израсходованных материалов, сведения об израсходованных материалах, сведения об уменьшении остатков в производстве. Работа данной функции регламентируется правилами учета списания материалов из остатков производства. Данная функция выполняется совместно работником ПРБ и информационной системой.

Функция «Формирование отчетности» предназначена для формирования в системе отчетных форм. Входной информацией для нее являются: все документы, введенные в систему и сформированные системой, а также данные об остатках/оборотах и израсходованных материалах. Выходной информацией является отчетность на электронном или бумажном носителе. Работа данной функции регламентируется правилами формирования отчетности. Данная функция выполняется совместно работником ПРБ и информационной системой.

Таким образом, в форме контекстной диаграммы и диаграммы декомпозиции, выполненных в графической нотации IDEF0, представлена функциональная модель процессов учета и списания материалов при производстве готовой продукции в типовом подразделении промышленного предприятия с использованием средств автоматизации. Продолжение данного исследования будет направлено на реализацию соответствующей подсистемы, являющейся частью корпоративной информационной системы.

 

Литература:

 

  1.      Долгова Е.В., Гусин А.Н., Рустамханова Г.И., Файзрахманов Р.А., Файзрахманов Р.Р. Интеллектуальное управление ресурсами на технологическом маршруте // Приборы и системы. Управление, контроль, диагностика. 2007. № 6. С. 66-70.
  2.      Файзрахманов Р.А., Косяков А.П. Разработка модели планирования и бюджетирования на примере предприятия отрасли индивидуального деревянного домостроения ООО ПСК «Усадьба» // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2009. № 4. С. 70-76.
  3.      Файзрахманов Р.А., Скирюк О.С., Альмухаметов В. Разработкаоднопродуктовых динамических моделей формирования оптимальнойпроизводственной программы в условиях вероятностного описания среды //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новыегуманитарные исследования. 2012. № 4. С. 174–176.
  4.      КИС «Флагман». URL: infosoft.ru/index.php/resheniya/kis-flagman. (Дата обращения: 14.09.2015).
  5.      Слаутин Ю.А., Полевщиков И.С. Совершенствование бизнес-процессов управления энергосистемой поселения // Science Time. 2014. №9. С. 231-238.
  6.      Слаутин Ю.А., Полевщиков И.С. Моделирование и автоматизация процесса построения графиков планово-предупредительных ремонтов // Инновационная наука. 2015. №8. С. 73-76.
  7.      Слаутин Ю.А., Полевщиков И.С. Автоматизация процесса построения графиков планово-предупредительных ремонтов // ScienceTime. 2015. №7 (19). С. 226-228.
  8.      Грекул В.И., Данищенко Г.Н., Коровкина Н.Л., Проектирование информационных систем: Курс лекций, М.: Интернет-Ун-т Информ. технологии, 2008. 299 с.
Основные термины: списания материалов, подразделении промышленного предприятия, типовом подразделении промышленного, готовой продукции, производстве готовой продукции, Входной информацией, Выходной информацией, работником ПРБ, процессов учета, корпоративной информационной системы, информационной системой, учета списания материалов, остатков производства, автоматизации процессов учета, выпуска ГП, «Организация учета материалов, модель процессов учета, правила учета, Файзрахманов Р.А, информационная система

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle