Библиографическое описание:

Шелкова А. В., Агеева Л. Г. Особенности развития лидерских качеств старшеклассников сельской и городской школ: сравнительный анализ // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 905-908.

 

Статья посвящена сравнительному анализу особенностей лидерских качеств старшеклассников сельской и городской школ. Проанализированы статьи отечественных и зарубежных учебных по данной проблеме, проведено собственное эмпирическое исследование, даны рекомендации и родителям, и педагогам по развитию лидерских качеств у учащихся старших классов в сельской школе.

Ключевые слова: лидер, лидерские качества, личность, взаимодействие, воспитание, школьный коллектив.

 

Одной из актуальных проблем в современном российском обществе являются значительные и стремительные изменения социально-экономических условий, что отражается и на требованиях общества к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Обществу требуется социально активная личность, способная быстро приспособиться к меняющимся условиям жизни, адаптироваться в социальных группах.

Понятие «лидерства» сегодня, в условиях расширенного научно-информационного пространства, обрело весьма широкое значение. Однако при всем многообразии определений лидерство, прежде всего, связано с процессом взаимодействия в группе, где один из участников оказывает влияние на поведение других [3].

В современном мире очень важно, чтобы молодой человек научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуме, определения собственной жизненной позиции и активно реализовать себя в рамках определенной деятельности, например в качестве руководителя, общественного или политического лидера. Одним их значимых направлений изучения лидерских качеств представляется исследование сельских старшеклассников в контексте проблемы воспитания лидеров: сегодняшние сельские лидеры среди социально активных школьников в будущем могут проявить себя в качестве руководителей фермерских хозяйств, агро-кооперативов восстановить предприятия, связанные с животноводством, выращиванием сельскохозяйственных растений и другие, что поможет развитию и возрождению села. Что позволит производить сельскохозяйственные продукты, в связи с этим мы перестанем ввозить их из-за рубежа, что вызовет снижению на них цены. Организация собственных рабочих мест на селе позволит уменьшить внутреннюю миграцию из села в город. А за счет этого увеличится численность сельского населения и рождаемость.

Необходимо отметить, что анализ научных периодических психологических изданий за последние 10 лет не позволил выявить ни одной публикации, посвященной проблемам развития лидерских качеств у учащихся в сельской местности. Найденные публикации по смежной тематике затрагивают вопросы гендерных различий развития лидерских качеств, признаки лидерства, способы развития лидерских качеств, трансформационное лидерство и др.

Развитие лидерских качеств рассматривалось в трудах Е. М. Дубровской, А. А. Ершова, Р. Л. Кричевского, Б. Д. Парыгина, А. В. Петровского, В. В. Шпалинского, Е. А. Яблонского. Принципиально важными являются работы А. В. Петровского «Теория деятельностного опосредования и проблема лидерства», «Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты», Б. Д. Парыгина — «Руководство и лидерство» и др. [1].

В сельской местности в отличие от города основным институтом развития лидерских качеств является школа. Именно от состояния и уровня работы школы в этом направлении во многом зависит не только ценностная ориентация — показатель устойчивости личности старшеклассников сельской школы, но и социальная ситуация на селе в целом. Но функционирования современных сельских школ имеет трудности, некоторые из них нам бы хотелось отметить:

          крайне неудовлетворительное оснащение сельской школы техническим оборудованием;

          нехватка учителей, поэтому многие учителя ведут предметы не только по своей специальности, но и замещают коллег;

          отсутствие у школ и их педагогов возможностей для восполнения культурного вакуума (нет возможности посещать театры, музеи, концерты и другие культурные мероприятия) [2].

Таким образом, на наш взгляд, в сельской местности в большей степени, чем в городе не хватает условий для развития лидерских качеств подрастающего поколения.

Для выявления особенностей развития лидерских качеств у старшеклассников сельской школы было проведено эмпирическое исследование. Его целью стало выяснение развития коммуникативных и организаторских способностей, уровня активности, выраженности мотивации достижения успеха.

Объект изучения — личностные характеристики и уровень развития лидерских качеств сельских старшеклассников. Предмет — различия характеристик лидерских качеств сельских и городских старшеклассников с выраженными лидерскими качествами.

Гипотезой исследования выступает предположение, что лидерские качества у старшеклассников в сельской школе менее развиты, чем в городской, что обусловлено спецификой условий проживания и предоставляемыми возможностями.

В психолого-педагогической литературе проблема лидерства в школьном коллективе чаще всего анализируется через понятие «актива». Он является официальным объединением школьников — формальной малой группой. Он имеет свои органы самоуправления и может быть способен к самоорганизации. Как и другие формальные организации, школьный актив имеет основную цель, заданную обществом. Такой целью является приобретение знаний, умений и навыков, необходимый для продолжения дальнейшего образования и успешной профессиональной деятельности в дальнейшем, что внесет большой вклад в развитие сельской местности.

Педагоги и психологи по работе с активом постоянных и временных объединений детей, выявили основные характеристики понятия «лидер»:

          во-первых, это принадлежность к группе: лидер — именно член группы, он «внутри», а не над группой;

          во-вторых, это положение в группе: лидер пользуется в группе авторитетом и имеет высокий статус;

          в-третьих, совпадение ценностных ориентаций: нормы и ценностные ориентации лидера и группы совпадает, лидер наиболее полно отражает и выражает интересы группы;

          в-четвертых, воздействие лидера на группу: влияние на поведение и создание остальных членов группы со стороны лидера, организация и управление группой для достижения групповых целей;

          в-пятых, источник выдвижения лидера в группе старшеклассников [4].

Для подтверждения выдвинутой гипотезы был проведен констатирующий эксперимент, в котором прияли участие учащиеся 10–11 классов МБОУ Елизаровской СОШ Сосновского района, в количестве 26 человек. И учащиеся 11 класса МБОУ Павловской СОШ № 9, в количестве 24 человека.

В качестве психодиагностических методик были использованы Цветная социометрия М. Люшера, методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, методика коммуникативных и организаторских способностей В. В. Синявского и Б. А. Федошина.

На первом этапе исследования с помощью цветовой социометрии М. Люшера были выявлены учащиеся с выраженными лидерскими качествами в обеих исследуемых выборках. Среди городских школьников было выявлено 66 % таких учащихся, а среди сельских — 46 %. Математическая обработка полученных результатов исследования с помощью углового преобразования Фишера показала, что полученные различия в доле лидеров в обеих исследуемых выборках не являются достоверными. Это значит, что количество старшеклассников с выраженными лидерскими качествами в сельской и городской школе примерно одинаково.

На втором этапе исследования диагностическая работа проводилась со старшеклассниками, имеющими выраженные лидерские качества. Графически результаты эмпирического исследования представлены на рис.1.

Рис. 1. Сравнительный график усредненных результатов психодиагностики старшеклассников, проявляющих лидерские качества

 

Исходя из представленного графика, можно увидеть очень незначительные различия сельских и городских лидеров-старшеклассников по степени выраженности исследуемых лидерских качеств. Так, можно констатировать, что:

          по уровню коммуникативных склонностей обе группы имеют средние значение (4,2 — сельские и 4,3 — городские старшеклассники);

          по уровню организаторских способностей и сельские и городские школьники имеют средние значения (3,75 — сельские и 3,91- городские);

          по уровню мотивации на успех обе группы имеют умеренно высокий уровень (сельские — 16,75 и городские — 17,83).

Полученные данные позволяют дать обобщенную психологическую характеристику городским и сельским старшеклассникам-лидерам: они имеют в целом средние показатели развития организаторских и коммуникативных склонностей, стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомых, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Наряду с этим, они предпочитают средний уровень риска, характерный при умеренно высоком уровне мотивации достижения успеха.

Математическая обработка результатов психодиагностики старшеклассников-лидеров с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона позволила установить в группе городских старшеклассников статистически достоверную связь между уровнем организаторских склонностей и мотивацией достижения успеха (р=0,49 — достоверно при уровне значимости 0,05). Это значит, что у городских старшеклассников-лидеров с повышением организаторских склонностей увеличивается и мотивация достижения успеха, следовательно, они стараются реализовать свои организаторские способности. В группе сельских старшеклассников такой взаимосвязи не выявлено. Не выявлено и достоверной связи между коммуникативными склонностями и мотивацией достижения успеха. Это значит, что часто у старшеклассников-лидеров даже с развитыми коммуникативными склонностями слова расходятся с делом, т. е. они предпочитают реализовывать свои лидерские наклонности только на вербальном уровне.

Исходя из выше изложенного, выдвинутая гипотеза о большем развитии лидерских качеств у городских старшеклассников подтвердилась частично. Количество старшеклассников с выраженными лидерскими качествами в сельской и городской школе примерно одинаково. Примерно одинаковой оказалась и выраженность лидерских качеств у старшеклассников-лидеров. Но рассмотрение взаимосвязи личностных особенностей и мотивации достижения успеха у городских и сельских лидеров показало, что у городских лидеров с повышением организаторских склонностей, в отличие от сельских, увеличивается и мотивация достижения успеха. Следовательно, мы можем констатировать, что эти различия сформированы социальными факторами, следовательно, их можно изменить. Исходя из результатов эмпирического исследования, можно дать рекомендации по развитию лидерских качеств учащимся старших классов сельской местности.

Практические рекомендации по развитию лидерских качеств у ребенка для учителей:

  1.      Постарайтесь стать наставником и советчиком для ребенка, а не надзирателем.
  2.      Взаимодействуя со школьным педагогом-психологом, проводите классные часы в форме тренинговых занятий, способствующих развитию лидерских качеств.
  3.      Стремитесь к формированию общих целей в классе, как учебных, так и творческих с целью сплочения коллектива. Формирование общих целей способствует распределению ролей в коллективе, следовательно, каждый будет выполнять свою функцию и, тем самым, выделится лидер.
  4.      Старайтесь, чтобы в качестве руководителя и организатора попробовали себя как можно больше учеников.
  5.      Проводите после каждого мероприятия рефлексию с классом, для того, чтобы вместе узнать к чему следует стремиться, а чего вы уже смогли достичь.

Практические рекомендации по развитию лидерских качеств у ребенка для родителей:

  1.      Самоуверенность, уважение к себе напрямую зависит от того, насколько уважительно относились к человеку родители в детстве. Давая понять, что вы верите в его силы, вы уже вносите существенный вклад в развитие его лидерских качеств.
  2.      Не стоит совершать распространенную ошибку родителей и излишне опекать подрастающего человека, но и формировать дополнительные трудности не стоит. Преодолевая препятствия, ребенок будет получать столь необходимый ему опыт успешности.
  3.      В те минуты, когда ребенок готов разувериться в себе и своих возможностях, имеет смысл подчеркнуть, что без определенной доли риска и разумных усилий невозможнодобиться поставленных целей.
  4.      Не стоит мешать ему мечтать и осуществлять свои мечты. Желание реализации мечты служит одним из важнейших стимулов саморазвития для каждого человека. Ребенок должен верить, что если его мечта реальна и осязаема, он сможет воплотить ее в жизнь.
  5.      Лидерские качества можно и нужно совершенствовать. Для этого необходимы навыки командной работы, которые ваш ребенок может получить, к примеру, занимаясь командными видами спорта: футбол, волейбол, хоккей.
  6.      Одной из ярких характеристик является наличие понимания собственных интересов и предпочтений. Со сформированным в детстве широким кругозором ребенку будет проще найти свое место в жизни. Широкие познания, осознание собственной успешности в избранной области и, самое главное, понимание того, что путь в своей жизни он выбрал сам, будут способствовать постоянному росту уверенности в себе, веры в свои силы.
  7.      С самого детства ребенок должен усвоить, что лидерства не бывает без умения доброжелательно общаться с окружающими людьми. Нужно уметь вести себя публично и при этом не бояться публичных выступлений. Ораторский навык можно тренировать и без специальных курсов, достаточно лояльной аудитории в виде родителей, задача которых корректировать и давать доброжелательные советы и рекомендации.
  8.      Ваш ребенок должен понять, что быть лидером — это значит, уметь преодолевать трудности и препятствия, уметь строить отношения с окружающими.
  9.      Вы можете внушить ребенку мысль и о том, что для лидерства вовсе необязательно обладать какими-то выдающимися способностями. Вполне достаточно точно знать, чего хочешь, и старательно искать пути реализации желаемого в жизни.

 

Литература:

 

  1.                Адлер Ю. С. Лидерство, как механизм постоянного обеспечения конкурентоспособности / Ю. С. Адлер — М.: Академия,2000.
  2.                Бери Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. — Екатеринбург: Литур, 2000
  3.                Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон — М.: Наука, 1988.
  4.                Павлова, О. А. Социально-педагогические условия реализации лидерского потенциала старших подростков во временных детских объединениях: Дис.канд. пед. наук. Кострома, 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle