Библиографическое описание:

Джавадов А. А., Комаров Ю. Я., Грошев И. Ю. Основные этапы развития кольцевых пересечений // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 131-133.

 

В статьеобосновываетсяцелесообразность применения кольцевых пересечений автомобильных дорог,рассматриваетсяосновные этапы развитие кольцевых пересечений и сделан вывод о необходимости уделять внимание новым типам кольцевых пересечений.

Ключевые слова: пересечения в одном уровне,кольцевые пересечения, современные кольцевые пересечения, турбо-кольцевые пересечения

 

Постоянный рост уровня автомобилизации приводит к повышению интенсивности движения на улично-дорожной сети (УДС) городов, что в свою очередь приводит к возникновению сложных транспортных проблем (задержки, заторы, дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и т. п.).

Одними из наиболее опасных участков УДС являются их пересечения в одном уровне. Наилучшим образом отвечают требованиям движения пересечения в разных уровнях. Однако их строительство связано с большими капиталовложениями. В связи с этим целесообразно применять кольцевые пересечения, обеспечивающие пропускную способность, по величине близкую к пропускной способности пересечений в разных уровнях. Применение кольцевых пересечений способствует снижению аварийности и тяжести ДТП (таблица 1). Это связано с тем, что перед проездом кольцевого пересечения, автомобили вынуждены снизить скорость.

 

Таблица 1

Сопоставление количества и тяжести дорожно-транспортных происшествий в одном уровне

Тип пересечения

Количество ДТП на 106 авт.-км

Количество пострадавших на 1 ДТП

Количество погибших на 1 ДТП

Т-образное примыкание со светофорным регулированием

0,13

1,21

0,04

Четырехстороннее регулируемое пересечение

0,15

1,19

0,05

Т-образное нерегулируемое примыкание

0,09

1,92

0,07

Четырехсторонний нерегулируемый перекресток

0,08

1,56

0,06

Кольцевое нерегулируемое пересечение

0,06

1,18

0,04

 

История развития кольцевых пересечений автомобильных дорог насчитывает уже более 100 лет. С каждым годом данный тип пересечения набирает все большую популярность в мире.

Кольцевые пересечения были созданы для саморегулируемого и без остановочного движения транспорта на пересечениях большого количества дорог [1].

Можно выделить три основных этапа развития кольцевых пересечений автомобильных дорог.

Первый этап продолжался до середины 50-х гг. 20 века. Для этого этапа характерно активное развитие и внедрение кольцевых пересечений в США и странах Западной Европы.

Первая концепция кольцевых пересечений была предложена в 1877 году французским архитектором Юджином Энардом (Eugene Henard) [1]. В 1903 году он предложил организовать круговое движение в Париже. И уже в 1907 году в Париже было построено первое кольцевое пересечение во Франции.

В Великобритании первое кольцевое пересечение было построено в 1909 году [1]. Позднее в период с 1925 по 1926 гг. в Великобритании было построено несколько пересечений в различных частях Лондона [2]. Именно в Великобритании, в течение первого этапа развития кольцевых пересечений, велись активные научно-исследовательские работы. В результате были разработаны и внедрены кольцевые пересечения с малым диаметром центрального направляющего островка с целью повышения безопасности функционирования данного типа пересечения. Уже в 50-х гг. в Англии почти все перекрёстки были выполнены в виде малых площадей с круговым движением [1].

Первое кольцевое пересечение в США было разработано Уильямом Феллеом Эноомом и построено в Нью-Йорке в 1910 году.

Изначально не существовало строгих правил, регламентирующих поведение водителей на кольцевых пересечениях [2]. Позже появилось правило, согласно которому при круговом движении дорогу уступают те, кто движется по кругу (рисунок 1,а).

Рис. 1. Варианты организации движения на кольцевых пересечениях

 

С середины 50-х гг. многие страны мира, где были внедрены кольцевые пересечения, имели одинаковые проблемы на кольцевых пересечениях (рост аварийности, заторы, задержки) вследствие возрастающего уровня автомобилизации. И как результат, интерес к кольцевым пересечениям несколько упал. Кроме того, улучшение работы светофорной сигнализации, внедрение координированного и адаптивного управления транспортными потоками на пересечениях сделали кольцевые пересечения ещё менее привлекательными [1]. С этого момента начинается второй этап в развитии кольцевых пересечений.

Второй этап — самый непродолжительный. Его начало датируется концом 50-х гг., а окончание — концом 60-х. Данный период является переломным в развитии кольцевых пересечений. Он характерен изменением варианта организации движения на кольцевых пересечениях, при котором основной поток, движущийся по кольцу, имеет приоритет перед въезжающим (рисунок 1, б). Лидерами в этом отношении выступают Великобритания и Франция. В Великобритании новое правило приоритета было введено в 1966 г., во Франции — только в 1983, хотя во Франции первые кольцевые пересечения с приоритетом движения по кольцу были впервые опробованы ещё в 1970 году [1]. С вводом данного нововведения значительно повысилась пропускная способность и уровень безопасности движения на кольцевых пересечениях. Достигнутые показатели возродили интерес к данному типу пересечений во всем мире, прежде всего в Европе [2]. С тех пор отмечается рост количества кольцевых пересечений. Именно в период этого этапа (а именно в 60-е гг.), на основе обобщения иностранного опыта, были созданы первые кольцевые пересечения в СССР.

Третий этап начинается в конце 60-х годов. Он характерен внедрением современных кольцевых пересечений, а также применением кольцевых пересечений со светофорным регулированием [1]. В зарубежной специальной литературе термином «современные кольцевые пересечения» (modern roundabouts) обозначаются кольцевые пересечения малого и среднего диаметра, имеющие приоритет движения по кольцевой проезжей части и целый ряд особенностей проектирования геометрических элементов [3]. Активное строительство такого типа пересечений начинается в конце 80-х гг. во Франции и США. В США в начале 90-х гг. проводят широкомасштабные исследования и в результате разрабатывают общие принципы проектирования кольцевых пересечений. В России в настоящее время нельзя выделить характерные этапы развития этих узлов [1].

К концу 2005 года в мире уже было построено свыше 100 тыс. кольцевых пересечений, из них более 27 тыс. на дорогах Франции [4,5].

Несколько десятков лет назад из-за бурного использования личных автомобилей эксплуатация кольцевых пересечений была неэффективна, по причине того что эффективность кольцевых пересечений значительно снижается в случае очень высокой интенсивности движения. Решение данной проблемы было найдено с возникновением так называемых «турбо-колец» (рисунок 2). Этот сравнительно новый вид пересечений находит все большее применение в Нидерландах [6].

C:\Users\Шаверма\Desktop\ВАЖНО\ИИИИИ\Новая папка\111\Турбо перекрёсток с круговым движением.jpgC:\Users\Шаверма\Desktop\ВАЖНО\ИИИИИ\Новая папка\111\Турбо перекрёсток с круговым движением 1.jpg

Рис. 2. Турбо-кольцевое пересечение

 

Подводя итог, нужно подчеркнуть, несмотря на то, что кольцевые пересечения замедляют транспортные потоки, этот тип развязок остается самым быстрым способом проезда в сравнении с другими типами одноуровневых развязок. Накопленный опыт эксплуатации дорог с кольцевыми пересечениями показал, что они при соблюдении комплекса требований к их планировке и методам организации движения могут работать весьма эффективно. Кроме того, организация кольцевого движения, полностью или частично исключающая места пересечения транспортных потоков, заменяя их последовательным слиянием или разделением, способствует существенному повышению безопасности движения и снижению тяжести ДТП.

В России кольцевые пересечения также востребованы, как и за рубежом, но в российской практике организации дорожного движения (ОДД) кольцевые пересечения еще не получили должного применения. Поэтому следует уделять большое внимание к кольцевым пересечениям автомобильных дорог, а в особенности к новым типам кольцевых пересечений, которые зарекомендовали себя за рубежом.

 

Литература:

 

  1.                Поздняков, М. Н. Организация движения на кольцевых пересечениях: учебное пособие / М. Н. Поздняков. — Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2010. — 132 с.
  2.                Современные кольцевые пересечения / А. В. Зедгенизов [и др.] // Иркутский государственный технический университет. — Иркутск, 2009. — 106 с. — Деп. в ВИНИТИ 24.12.2009, № 823
  3.                Липницкий А. С., Михайлов А. Ю.: Компактные кольцевые пересечения — возможности применения и особенности проектирования. URL: http://transport.istu.edu/downloads/round_3.pdf (дата обращ.: 18.10.2015)
  4.                Проблемы проектирования кольцевых пересечений в одном уровне / Б. А. Щит [и др.] // Наука и техника в дорожной отрасли. –2012. — № 3. — С. 3–6
  5.                Иванченко, Е. С. Измерение параметров транспортных потоков на кольцевых пересечениях / Е. С. Иванченко, С. Е. Тебеньков, А. Ю. Михайлов // Известия ВолгГТУ: межвуз. сб. науч. ст. № 10 / ВолгГТУ. — Волгоград, 2013. — (Серия «Наземные транспортные системы»; вып. 6). — С. 60–62
  6.                Юсупова, Ю. Х. Эволюция проектирования дорожных кольцевых пересечений / Ю. Х. Юсупова // История науки и техники. — 2012. — № 10. — С. 61–66
  7.                Смирнов, С. Заколдованный круг / С. Смирнов // За рулем. — 2011. — № 4. — С. 216

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle