Библиографическое описание:

Мязина Т. А. Семантика и функционирование несвободных словосочетаний в русском языке // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1090-1093.



 

Обращение к несвободным словосочетаниям актуально и объясняется их широкой употребительностью в современном русском языке, трудностями, связанными с их характеристикой при синтаксическом разборе (именно неумение увидеть синтаксическую функцию цельных словосочетаний — способность выступать в качестве то одного члена предложения, то разных — создает большие сложности и при выполнении отдельных тестов ЕГЭ. К тому же до сих пор существуют различные точки зрения на природу цельного словосочетания (вплоть до игнорирования их в отдельных источниках).

Объектом исследования являются цельные словосочетания.

Предметом исследования являются особенности структуры, семантики, функционирования несвободных словосочетаний в художественном тексте.

Цель работы- проанализировать несвободные словосочетания в аспекте образования, семантики, функционирования.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

Обобщить существующие в синтаксисе классификации несвободных словосочетаний.

Показать своеобразие структуры, семантики этой синтаксической единицы.

Описать особенности функционирования несвободных словосочетаний в художественном тексте.

Продемонстрировать возможности изучения цельных словосочетаний в условиях школы.

Положения, выносимые на защиту:

Семантика цельного словосочетания в русском языке имеет многослойную структуру, которая отражает разный уровень лексического обобщения и включает языковую, речевую и индивидуально-авторскую семантику.

Изучение цельных словосочетаний лучше начинать со знакомства с их семантическими группами.

I группа- это словосочетания с количественным значением; главное слово в них обозначает количество (число, объём) и не имеет предметного значения, зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: два карандаша, двое ребят, множество машин.

II группа -словосочетания со значением избирательности; главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом из: один из нас, каждый из присутствующих.

III группа- словосочетания со значением совместности называют равноправных участников совместного действия: главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом с: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с подругой. Следует отметить, что словосочетания, построенные по модели сущ. + сущ. в твор. п. с предлогом с являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое имеет форму множественного числа.

IV группа- словосочетания со значением неопределённости — главное слово в них — неопределённое местоимение, а зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый.

V группа -словосочетания со значением обобщенности обязательно включают в свой состав местоимение весь. Оно чаще всего согласуется с личными местоимениями множественного числа: все мы, все вы — образуя с ними цельное словосочетание: Все мы тогда не понимали серьезности положения. (Джеймс Хэдли Чейз Безжалостный)

VI группа -словосочетания с метафорическим значением встречаются в художественных произведениях: главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета: серп месяца, шапка кудрей.

VII группа -контекстуально-цельные словосочетания.

Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания: девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.

VIII группа-словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.

Структурные типы несвободных словосочетаний — система, классифицирующаяся по морфологической принадлежности главного компонента, количеству компонентов, семантической членимости. Наиболее продуктивными являются субстантивные словосочетания, с существительным в роли главного компонента

Словосочетания классифицируются по морфологической принадлежности главного компонента (глагольные, именные, наречные), количеству компонентов (простые и сложные), семантической членимости (членимые и нечленимые). Структурные типы как цельных, так и свободных словосочетаний выделяются на основе характеристики стержневого слова как части речи. Существуют четыре типа таких словосочетаний: субстантивные (белый снег); адъективные (белый в крапинку); глагольные (писать письмо); наречные (слишком быстро). Что касается словосочетаний со стержневым словом — местоимением (кто-то в белом) или числительным (два товарища), то они являются синтаксически несвободными и функционируют в составе предложения как один член.

Среди субстантивных словосочетаний можно выделить следующие модели:

                    адъективно-субстантивные: учебный год (согласуемое слово + сущ.);

                    субстантивно-субстантивные:, девушка с характером (сущ. + сущ. с предлогом или без него);

                    субстантивно-наречные: торговля оптом, (сущ. + нареч.).

Именные словосочетания образуются всеми именными частями речи. Наиболее продуктивными являются субстантивные словосочетания, с существительным в роли главного компонента. Они могут выражать

                    атрибутивные (определительные) словосочетания обозначают предмет и его признак отвечают на вопросы какой, чей, который, весёлое настроение,

                    объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит отвечают на вопросы косвенных падежей: подметать пол

                    обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак отвечают на вопросы собственно обстоятельственных наречий: говорить тихо,

                    субъектные приезд брата

                    комплетивные («предметы и их количества», например: два друга, много песен), отношения и формироваться на основе согласования, управления и примыкания.

В зависимости от выражения зависимого компонента они делятся на:

                    субстантивно-субстантивные: пропасть цветов;

                    субстантивно-адъективные: хриплый голос;

                    субстантивно-местоименные: мой дом;

                    субстантивно-причастные: выпавший снег;

                    субстантивные словосочетания с зависимым числительным: первая страница;

                    субстантивно-наречные: пальто нараспашку;

                    субстантивно-инфинитивные: решение выступить.

Адъективные словосочетания — с прилагательным в роли главного компонента делятся на:

                    адъективно-субстантивные:, равнодушный к природе (прил. + сущ.);

                    адъективно-местоименные: памятны всем;

                    адъективно-наречные: очень крупный,(прил. + нареч.);

                    адъективно-инфинитивные: способный рисовать (прил. + инф.).

Глагольные словосочетания имеют в качестве главного компонента спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Они выражают объектные, обстоятельственные и комплетивные отношения и образуются на основе управления и примыкания. Выделяются:

                    глагольно-именные, или их еще называют глагольно-субстантивные: укреплять традиции, (гл. + сущ. без предлога или с ним);

                    глагольно-инфинитивные, пришёл познакомиться (гл. + инф.) и

                    глагольно-наречные словосочетания: идти вперёд, (гл. + нареч.).

Немногочисленны цельные словосочетания с числительным в роли главного компонента: третий с краю и местоименные словосочетания: нечто общее.

Малочисленны и наречные словосочетания. Они образуются обстоятельственным или предикативным наречием.

По зависимому компоненту выделяются словосочетания:

                    наречно-субстантивные: далеко от города (нареч. + сущ.);

                    наречно-наречные: удивительно ярко, (нареч.+нареч.);

                    наречно-инфинитивные: приятно сознавать.(нареч +инф.)

Функционирование цельных словосочетаний в тексте зависит от их семантики, а также стилистической принадлежности главного и зависимого компонентов.

Для иллюстрации функционирования основных типов цельных словосочетаний мы остановимся на примерах, взятых из текстов классических произведений, в основном повестей И. С. Тургенева и рассказов А. П. Чехова, так как они изобилуют примерами несвободных словосочетаний.

Наиболее употребительны в повестях И. С. Тургенева и рассказах А. П. Чехова количественно-именные словосочетания с главным словом — числительным: Городок З. в двух верстах от Рейна(Тургенев Ася); Мы проболтали часа два; К этой группе примыкают:

а)                  количественно-именные словосочетания, в которых главное слово — существительное — образовано от числительных (сотни, десятки, множество и т. д.) На улице, перед низкой оградой сада, собралось много народа: добрые граждане городка Л. не хотели пропустить случая поглазеть на заезжих гостей (Тургенев Ася);

б)                 словосочетания, в которых главное слово выражено существительным, обозначающим совокупность, меру, объем и т. д. (стая, группа, стакан, груда и т. д.): Мы уже подходили к ним, как вдруг впереди нас мелькнула женская фигура, быстро перебежала по груде обломков и поместилась на уступе стены, прямо над пропастью (Тургенев, Ася);

Одним из приемов разграничения цельных и свободных словосочетаний может быть замена словосочетаний с управлением словосочетаниями с согласованием. Если при таком преобразовании сохраняется лексическая семантика словосочетаний, то предпочтительнее рассматривать каждое слово словосочетания как отдельный член предложения: опушка леса — лесная опушка… Некоторые словосочетания вообще не допускают такой трансформации: килограмм груш, метр парчи и т. д. Такие словосочетания лучше рассматривать как один член предложения.

Особую группу цельных словосочетаний (относительно небольшую) с общим значением избирательности в анализируемых текстах образуют сочетания числительных (или местоимений) и существительных (или местоимений) с предлогом из: Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись (Тургенев «Рудин»).

Одним из видов цельных словосочетаний с общим значением совместности являются сочетания существительных или местоимений, объединенных предлогом с, при таких словосочетаниях, выполняющих роль подлежащего, сказуемое имеет форму множественного числа, устанавливая таким образом равнозначность деятелей — соучастников действия: Часа четыре провели мы с ним вдвоем, то сидя на диване, то медленно расхаживая перед домом; и в эти четыре часа сошлись окончательно (Тургенев Ася).

При характеристике человека часто в роли одного члена предложения выступают словосочетания, состоящие из словоформ с глазами, с носом, с лицом, роста

др. и определяющих их прилагательных: Это был уже немолодой, сухопарый, среднего роста человек с умным лицом и глубоко посаженными серыми глазами. (Фогель «Капитан Флагмана). В структурную схему этого предложения входит это был человек и семантические конкретизаторы — прилагательные: немолодой, сухопарый; цельные словосочетания: среднего роста, с умным лицом, серыми глазами.

Как один член предложения можно разбирать словосочетания, в которых главное слово — существительное — обозначает начало, конец, середину явления, названного зависимым существительным: конец августа, середина лета, начало мая. В продолжение утра и середины дня он весь был погружен в арифметические расчеты (Л. Толстой «Казаки»), а также словосочетания, представляющие собой метафоры, перифразы и т. п.: По лицу земли туман стелется. (А. Кольцов)

Разбивка их на отдельные члены предложения уничтожает семантическую целостность художественного образа.

Приведенный перечень цельных словосочетаний охватывает лишь основные их типы. Знание их необходимо, так как цельные словосочетания нередко занимают ключевые позиции в предложении, и в одном из предложений может быть несколько несвободных словосочетаний различных групп.

Произведения И. С. Тургенева и А. П. Чехова дают хорошую возможность анализа цельных словосочетаний: в анализируемых нами двадцати повестях и рассказах мы обнаружили более трехсот (326) несвободных словосочетаний.

Заключение

Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания отличаются от синтаксически свободных по степени семантической спаянности.

Цельные словосочетания, как и синтаксически свободные, имеют:

                    структурную схему,

                    обладают определенным грамматическим значением;

                    их компоненты связаны между собой одним из способов подчинительной связи: согласованием, управлением, примыканием.

В цельных словосочетаниях главное слово не имеет достаточной для члена предложения семантической полноты, хотя и оно семантически значимо. Его основная роль — роль структурного компонента члена предложения, а зависимое слово выступает в качестве семантического конкретизатора, то есть берет на себя основную смысловую нагрузку члена предложения. Цельность (синтаксическая спаянность) некоторых словосочетаний создается и обнаруживается лишь в составе предложения.

В ходе работы над темой нами определены функции несвободных словосочетаний в предложении. Установлена взаимосвязь между стержневым и зависимым словом в цельном словосочетании. Зависимое слово всегда имеет более конкретное лексическое значение, чем слово грамматически главенствующее.

Разными исследователями выделяется различное количество основных типов цельных словосочетаний. Наиболее употребительными являются:

                    количественно-именные словосочетания с главным словом — числительным

                    количественно-именные словосочетания, в которых главное слово — существительное — образовано от числительных (сотни, десятки, множество)

                    словосочетания, в которых главное слово выражено существительным, обозначающим совокупность, меру, объем и т. д.;

                    цельные словосочетания с общим значением совместности

                    цельные словосочетания с общим значением избирательности

                    словосочетания, представляющие собой метафоры, перифразы и т. п

Различные типы цельных словосочетаний употребляются в разных функциональных стилях. В принципе так оно и есть. Но при рассмотрении художественных текстов мы обратили внимание на то, что они достаточно употребительны и в произведениях И. С. Тургенева, причем наиболее романтичных (повести «Ася» и «Вешние воды»), в рассказах А. П. Чехова. Эти тексты могут быть успешно использованы учителем на уроках русского языка при изучении темы «Цельные словосочетания».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle