Библиографическое описание:

Ашимова Д. Е., Амиров А. Ж., Султанова Б. К. Понятие и сущность инновационного развития в сегменте высшего образования // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 99-101.



 

В статье дается анализ научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, основным задачам вуза по обеспечению инновационной деятельности, которые помогают продвижению инновационной научно-технической разработки на рынок.

Ключевые слова: инноватика, научно-исследовательская деятельность,инновация, ВУЗ, образование.

 

Сегодня инновационная деятельность в образовании — это необходимое условие для достижения качества образования, подготовки конкурентоспособного и мобильного специалиста. Обеспечивают инновационную деятельность ВУЗа преподаватели и специалисты, обладающие современным мышлением, владеющие новыми образовательными, информационно-коммуникационными технологиями, готовые эффективно действовать в изменяющихся социально-экономических условиях.

Созданию условий для высоко результативной научно-исследовательской работы способствуют постоянное наращивание и совершенствование ее структуры, качество обеспечивается, прежде всего, высоким уровнем профессионализма преподавательского состава.

В системе высшего образования произошли изменения, принципиальные для дальнейшего развития этого сегмента системы образования. Наряду с тем, что высшее образование становится фактически всеобщим, отчетливее встает вопрос о его инновационном развитии.

Термин «инновация» в буквальном переводе с английского означает «введение новаций». Традиционно под инновациями принято понимать нововведения в технологиях, ассортименте продукции, на рынке.

Для раскрытия сущности «Инновационная активность» и выявления ее значения необходимо рассмотреть данное явление, его понятие, признаки, характеристики, свойства, состояния. С этой целью необходимо ознакомиться с понятиями: «инноватика», «нововведения», «инновация». Современное развитие рынка показывает, что инноватика стала отправной точкой стратегического развития промышленности всех стран, в том числе и в Республике Казахстан. Отсюда и возникает актуальность и большое значение вопросов теории инноватики.

Инноватика, как и любая другая теория, имеет свой понятийный аппарат, включающий как свою собственную систему понятий, так и базовые для инноватики понятия основополагающих отраслей знания: теории научно- технического прогресса, организации производственных функций — НИОКР, идеи, предложения, продукции, технологии; стратегического управления — миссия и ценностные ориентиры, цели и среда, потенциал, базовые и предпочтительные стратегии; управления проектами — моно-, мульти- и мегапроекты, программы, матричные структуры; управления финансами — инвестиции, финансовые потоки, риски, дисконтирование; маркетинга — конкурентная среда, конкурентное преимущество, конкурентные силы и др. Система категорий инноватики включает прежде все-ю следующие категории: новшества/новации и новатор, инновации и инноватор, инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационные риски и, конечно, инновационная активность. [2]

Инновационная активность — самостоятельное понятие. Ее значение состоит в том, что с помощью инновационной активности оценивается характер инновационной деятельности. Инновационная деятельность, как любая другая деятельность (маркетинг, формирование и реализации стратегии и др.) прежде всего, характеризуется содержанием, составом конкретных действий, совершаемых по определенной технологии, процедуре. По этому признаку один вид деятельности отличается от другого.

Далее, любая деятельность любого субъекта есть всего лишь часть более общего процесса. Например, действия новатора, создающего новшество — это всего лишь часть общего инновационного процесса, отражающего жизненный цикл инновации. Общность процесса связана с тем, что кроме новатора, необходима деятельность других субъектов инновационного процесса, совершающих действия по другим стадиям жизненного цикла инновации. Таким образом, место данной инновационной деятельности в структуре инновационного процесса однозначно определено. Его необходимо знать для организации, как данной деятельности, так и всего инновационного процесса. Поэтому для описания инновационной деятельности необходимо использовать такой ее признак, как место в структуре инновационного процесса. Все виды деятельности, включая и инновационную, должны быть ориентированы на какой — либо результат, т. е. характеризоваться определенной результативностью и эффективностью, поскольку требуют затрат ресурсов и приводят к некоторому результату.

Вуз является инновационно-ориентированным элементом национальной инновационной системы. Это обусловлено характером его продукции, поскольку он создает новшества во всех сферах своей деятельности. В сфере образования вуз готовит новых специалистов для различных отраслей национальной экономики; в научном секторе разрабатывает и создает научно-техническую продукцию для ее использования в общественном производстве. Таким образом, с точки зрения теории, вуз должен обладать значительным инновационным потенциалом, иначе он не сможет полноценно выполнять свои функции.

Под инновационной активностью ВУЗа понимается комплексная характеристика интенсивности его инновационной деятельности, основанная на способности к мобилизации инновационного потенциала. Таким образом, инновационная активность ВУЗа отражает интенсивность использования инновационного потенциала, которая выражается через ресурсную и результативную составляющие. [1]

Инновационный потенциал ВУЗа представляет ресурсы всех видов, которые могут быть использованы для осуществления инновационной деятельности. Он может быть оценен как значительный, при условии, что вся продукция, им производимая, востребована потребителями. Чем меньше уровень востребованности продукции, тем ниже уровень инновационного развития. Таким образом, научно-техническая продукция произведенная, но не востребованная, не изменяет фактических размеров инновационного потенциала хозяйствующего субъекта. Это в полной мере можно отнести и к выпускникам вузов.

Методика оценки инновационного потенциала ВУЗа основана на выделении инновационной составляющей во всех сферах его деятельности.

Одной из главных составляющих инновационной деятельности ВУЗа является научно-исследовательская деятельность профессорско-преподавательского состава ВУЗа.

Реализация стратегии социально-экономического развития Казахстана в значительной степени зависит от решения вопросов развития образования и науки. Эти внешне далекие друг от друга задачи могут иметь позитивное разрешение только во взаимосвязи.

Поэтому в Послании Президента Республики Казахстан — лидера нации

Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» — новый политический курс состоявшегося государства» отмечается, что высшие учебные заведения не должны ограничиваться образовательными функциями. Им необходимо создавать и развивать прикладные и научно-исследовательские подразделения.

Основными задачами ВУЗа в области научной деятельности являются:

          выполнение фундаментальных, прикладных и поисковых научных исследований и осуществление инновационной деятельности;

          получение новых знаний посредством научных исследований;

          разработка теоретических и методологических основ развития высшего, послевузовского и дополнительного образования;

          внедрение результатов научных исследований в учебный процесс и практическую деятельность;

          формирование и развитие собственных научных школ, привлечение к научной и научно-технической деятельности научно-педагогических работников и обучающихся;

          разработка и внедрение инновационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс ВУЗа;

          защита интеллектуальной собственности и авторских прав исследователей и разработчиков;

          организация и руководство научной и научно-технической деятельности обучающихся;

          осуществление международного сотрудничества по согласованию с Департаментом кадровой службы.

Научная идея, какой бы инновационной по духу она ни была, прежде чем воплотиться в серийный продукт, должна пройти весь инновационный цикл создания новой продукции.

Для продвижения инновационной научно-технической разработки на рынок необходимо выполнить:

          регистрацию результатов научно-технической деятельности;

          защиту созданной интеллектуальной собственности;

          аудит результатов научно-технической деятельности;

          комплексную экспертизу;

          оценку интеллектуальной собственности;

          технико-экономическое обоснование разработки;

          бизнес-план, понятный инвестору;

          маркетинговые исследования;

          профессионально выйти на инновационные ярмарки, выставки и найти инвесторов для организации производства новой продукции;

          стандартизацию и сертификацию новой продукции;

          организацию производства наукоемкой продукции и ее продвижение на рынок.

В области инновационной деятельности современный технический вуз обеспечивает:

          инфраструктуру и методику прохождения инноваций от генерации идеи до реализации ее на рынке;

          подготовку кадров и повышение квалификации в области инновационного менеджмента;

          разработку технологий и реализацию инновационных проектов в рамках приоритетных направлений научно-технического прогресса;

          создание малых инновационных предприятий;

          выполнение университетом роли интегратора образования, науки, производства и инновационного бизнеса;

          совершенствование системы образования совместно с работодателями (инновации в образовании);

          приоритет творчества и инициативности;

          разработку новых материалов, технологий, оборудования и сервисных реализаций на казахстанском и мировом рынках;

          создание нового и приобретение современного аналитического и технологического оборудования;

          интеграцию с вузами и предприятиями;

          модернизацию материально-технической базы.

Таким образом, научно-исследовательская деятельность относится к числу самых престижных, социально-значимых и экономически целесообразных сторон деятельности человека. Она обеспечивает перспективное развитие науки, существенно обогащает культуру, привносит запас прочности в интеллектуальный потенциал общества, определяющий социальный прогресс.

 

Литература:

 

  1.      Похолков, Н. А. Инновационная стратегия вузов в повышении качества образования / Н. А. Похолков, Ю. В. Шепелева // Инновации. 2007. № 4. С. 70–73.
  2.      Итоги и перспективы интегрированной системы образования в высшей школе России: образование — наука — инновационная деятельность: Труды конференции / Под ред. Л. В. Кожитова. — М.: МГИУ, 2011. — С. 799–828.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle