Библиографическое описание:

Рудакова А. В. Развитие творческого потенциала дошкольников в продуктивных видах досуговой деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1003-1005.

 

Необходимость развития творческой активности детей, как основного качества зрелой личности, обусловлено современными требованиями общества и образования. Следует воспитывать личность, способную самостоятельно ставить и творчески решать проблемы.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития творческого потенциала ребенка, его воображения. Одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения является создание благоприятной образовательной среды, выбор оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческой активности дошкольников [1]. Для достижения поставленной задачи была разработана программа, направленная на развитие творческого потенциала старших дошкольников в продуктивных видах досуговой деятельности.

Основные задачи данной программы направлены на то, чтобы способствовать развитию личностной культуры ребенка; обеспечивать развитие чувства прекрасного у ребенка; развивать интерес к творчеству у ребенка; активизировать познавательную деятельность у детей; способствовать развитию умственных и художественных способностей у детей; содействовать к приобретению навыков в различных видах продуктивной творческой деятельности; формировать культуру досуга.

Программа основана на личностно-ориентированной модели воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми; обеспечение целостного развития личности ребенка через процесс осознания ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Участники программы: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. Педагогическая технология развития творческого потенциала старших дошкольников в продуктивной досуговой деятельности разрабатывалась в логике индивидуально-дифференцированного подхода, психолого-педагогического сопровождения ребенка и выстраивалась поэтапно.

Работа по программе проходила по 3 направлениям:

        работа с воспитателями;

        работа с родителями;

        работа с детьми.

  1.      Работа с воспитателями включала: анкетирование, беседу; мастер- класс по методике работы с бумагой, с пластилином, рисование воском (педагоги Дома творчества); психолого-педагогический тренинг взаимодействия в творческой образовательной среде (психолог); модульную организацию развивающей среды с оформлением творческих уголков.
  2.      В работу с родителями входило: проведение родительского собрания с анкетированием «Знаете ли вы своего ребенка?»; оформление уголка «Волшебники мамы и папы» с поделками родителей: вышивки, вязание, бисероплетение, резьба по дереву, фигурки из пластилина, рисованные картины.
  3.      Работа с детьми содержала:
  1. Знакомство с творчеством взрослых:

          знакомство с изделиями из уголка «Волшебники мамы и папы»;

          посещение художественной школы, знакомство с поделками учащихся;

          участие детей в занятии по знакомству с картиной В. М. Васнецова «Аленушка».

  1. Занятия в «Клубе волшебников» по модулям: работа с бумагой; работа с пластилином; рисование воском. Занятия проводились 2 раза в неделю в течение 4 недель.
  2. Оформление творческих уголков с продуктами деятельности.

Подготовительный этап обеспечил теоретическую и практическую готовность педагогов к руководству продуктивной досуговой деятельностью. Мастер-класс по методике работы с бумагой, пластилином и воском воспитатели посетили в Доме творчества. Это позволило воспитателям обогатить теоретические знания о детском досуге, его своеобразии, развивающем потенциале; особенностях развития творческого потенциала старших дошкольников; познакомиться с современной методикой руководства творческим развитием в продуктивной досуговой деятельности; приобрести необходимые навыки руководства.

Психолого-педагогический тренинг взаимодействия в творческой образовательной среде, дал возможность педагогам осознать свой творческий потенциал, развить представление о себе как о творческой личности, подготовиться к межличностному, творческому взаимодействию с дошкольниками в совместной досуговой деятельности. Эффективным средством освоения воспитателями партнерского стиля взаимодействия, сотворчества в досуговой деятельности оказались мастер-классы по разным видам продуктивной деятельности.

Материальная база современных ДОУ позволяет организовывать разные виды продуктивной досуговой деятельности, однако отсутствие специальных помещений для детских мини-мастерских, не создает благоприятных условий для творческой самореализации дошкольников. Занятия с детьми проводились в обычной комнате для занятий, но были оформлены уголки мастерства для каждого вида продуктивной деятельности: «Волшебный листок» (работа с бумагой), «Чудо-пластилин» (работа с пластилином), «Мы рисуем» (рисование воском). Творческие уголки пополнялись экспонатами после каждого занятия, и дети могли знакомиться с поделками своих сверстников, делиться впечатлениями.

Рассматривая досуг как детскую интегративную деятельность, которая детерминирована как внутренними факторами (потребностями, мотивами, установками ребенка), так и внешними условиями (проектированием и конструированием педагогического процесса), мы использовали разнообразные формы работы, которые не просто эмоционально увлекали ребенка, но и способствовали его интеллектуальному и творческому развитию.

Изначально обогащение содержания продуктивной детской деятельности мы осуществляли путем целенаправленного знакомства детей с творческой деятельностью взрослых: знакомство с изделиями из уголка «Волшебники мамы и папы»; экскурсия в художественную школу для знакомства с поделками учащихся; участие в занятии по знакомству с картиной В. М. Васнецова «Аленушка».

Признавая влияние средовых факторов на развитие творческих способностей дошкольников, особое внимание уделялось созданию определенной предметно-развивающей среды, которая бы предоставляла ребенку возможности творческого развития. С этой целью были оформлены творческие уголки с поделками детей.

Два раза в неделю в течение полугода проводились занятия в «Клубе волшебников» по модулям: «Волшебный листок» (работа с бумагой), «Чудо-пластилин» (работа с пластилином), «Мы рисуем» (рисование воском).

Модульная организация среды обеспечивает самостоятельность детей в продуктивной деятельности, так как позволяет ребенку осуществлять выбор в соответствии с интересами и возможностями, способствует развитию творчества.

Создание творческой атмосферы, демонстрация педагогом креативного поведения, со-деятельность и сотворчество педагога как с детьми, так и с родителями являются основой взаимодействия при организации детского досуга. К работе по организации творческой деятельности активно привлекались родители.

Таким образом, своеобразие предлагаемой нами поэтапной педагогической технологии развития творческого потенциала детей дошкольного возраста в продуктивных видах досуговой деятельности, особенности модульной организации развивающей среды ДОУ для разных видов продуктивной досуговой деятельности позволяет доказать развивающий эффект влияния организации досуговой деятельности на развитие творческого потенциала ребенка.

Результаты эффективности проведенной программы выразились в качественных изменениях в развитии старших дошкольников, проявляющихся в ключевых компетентностях, а именно в повышении интереса детей к творчеству; активизации познавательной деятельности; умении самостоятельно ставить цель, планировать предстоящую работу; владении обобщенным способом деятельности, умение видеть результативность труда развитии способности к вариативности, оригинальности; приобретении навыков в различных видах продуктивной творческой деятельности; повышении уровня сформированности культуры досуга.

 

Литература:

 

1.                  Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва // Российская газета.-2013.- 25ноября (№ 6241)

  1.                Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская.- М.: Академия, 2002.- 194с.
  2.                Болотова, М. И. Организация семейной досуговой деятельности в учреждении дополнительного образования детей: автореф. дис. канд. пед. н. / М. И. Болотова.- Ориенбург, 2001.-42с.
  3.                Дыбина, О. В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: автореф.. дис. док. пед. н. / О. В. Дыбина. -М., 2002.- 39с.
  4.                Крулехт, М. В. Дошкольник и рукотворный мир: Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности / М. В. Крулехт.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.-232с.
  5.                Стрельцов, Ю. А. Социальная педагогика досуга / Ю. А. Стрельцов.- М.: Академия, 1996.- 168с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle