Библиографическое описание:

Пономарева Т. В. Современный образовательный туризм: российский опыт и направления развития // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 638-641.



 

Образовательный туризм — понятие далеко не новое, однако до сих пор никто не дает ему точное определение. Многие отечественные авторы, А. Р. Лебедев, В. П. Соломин, В. Л. Погодина, И. В. Зорин, В. А. Квартальнов, Э. А. Лунин, Д. Ш. Сангинов, В. Ю. Воскресенский, в своих научных трудах по-разному трактуют «образовательный туризм», применяя к данному термину различные подходы — экономический, деятельностный, программно-ориентированный, потребностно-ориентированный, комбинированный, с выделением территориального и временного признаков и др. [6]

На наш взгляд, наиболее точную формулировку дает Е. В. Печерица, также проанализировав определения авторов: образовательный туризм — туристическая поездка, в которой на первое место выходят образовательные цели, а отдых второстепенен. И далее поясняет, что «под образовательным туристским продуктом подразумеваются материальные и нематериальные блага, необходимые для удовлетворения потребностей путешественников в овладении знаниями, умениями и навыками во время перемещения между постоянным местом жительства и местом учебы с целью образования (формального или неформального)». [5] Исходя из этого определения, можем сделать вывод, что современное понимание образовательного туризма по своему содержанию достаточно широко и включает в себя образовательные учреждения, сектор проживания, транспортный сектор, сектор питания, сектор развлечений, в том числе музеи, сферу искусства и культурное наследие, досуговые услуги и т. п.

Около 15–20 лет назад в развитии образовательного туризма наметились три основные тенденции:

                    быстрый рост студенческого сегмента в туризме;

                    вступление сектора образовательного туризма в стадию зрелости;

                    гибридизация образовательных и досуговых туристских услуг.

Вскоре эти тренды дополнились иными формами образовательного туризма — детско-юношеским (лингвистическим, историческим, биологическим, географическим, экологическим и другими направлениями), и развитием различных форм дополнительного образования взрослых (бизнес-туризм, семейный туризм и т. д.).

Современный образовательный туризм включает высшее образование, профессионально-техническое, школьное образование, зимние и летние школы, языковые курсы, продолжающиеся взрослые образовательные программы, короткие курсы, практика развития обучения, интернатуры, семинары и конференции. [1]

Не смотря на такое многообразие видов образовательного туризма, они вполне поддаются определенной классификации. Наиболее перспективные и популярные направления образовательного туризма, по мнению Е. В. Печерицы — это:

1)                 языковые программы;

2)                 профессиональное образование за границей;

3)                 образовательные туры естественнонаучного профиля;

4)                 историко-культурные образовательные туры;

5)                 спортивно-обучающие туры. [5]

Таким образом, можно констатировать, что современный образовательный туризм рассматривается наукой как интегративный продукт, включающий образовательную основу в контексте туристской инфраструктуры и, собственно туристскую составляющую. [1]

В России за последний год образовательный туризм приобрел широкую популярность у иностранных студентов в рамках реализации программы продвижения русского языка и образования на русском языке, разработанной Министерством образования и науки РФ. Направление образовательного туризма в этой программе представлено в виде организации летних языковых школ, а так же языковых школ с культурно-просветительским и этнографическим уклонами.

Так, например, на базе Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина в г. Москве летнюю школу посетили преподаватели, студенты, школьники и все желающие из стран Азии, Африки, Европы, Северной и Южной Америки и даже Австралии. Каждый слушатель мог выбрать одну из восьми программ обучения, в соответствии с уровнем владения языком. [3]

На молодежном образовательном форуме «Селигер — 2014» так же была организована Школа русского языка, где прошли обучение около 500 иностранных граждан и более 70 русскоязычных граждан, проживающих за рубежом. Занятия по русскому языку, российской истории, искусству и культуре России послужили не только углублению знаний иностранных участников форума в области русского языка и русской культуры, но и позволили успешно применять речевые навыки в общении друг с другом. [9]

Для иностранных школьников и студентов, изучающих русский язык для получения дальнейшего образования или прохождения стажировок в российских вузах, была организована программа образовательного туризма под названием «Добро пожаловать в Прикамье!» на базе Пермского национального исследовательского политехнического университета.

Эта летняя школа состояла из двух частей: образовательной и культурно-просветительской. Образовательная часть проходила в первой половине дня и была посвящена учебным занятиям, которые велись не только в академической, но и в творческой форме — «круглые столы», ролевые игры, квесты. Во второй половине дня была предусмотрена культурная программа, в том числе встречи с русскоязычными студентами и школьниками. [7]

Той же осенью Пермский национальный исследовательский политехнический университет встречал иностранных гостей из Наньчанского и Шаньдунского университетов Китая. Специально для них была разработана программа образовательного туризма «Культурные ландшафты провинции: Пермский край», призванная познакомить гостей региона с его территорией, памятниками природы, историческими городами, объектами духовной культуры, дабы сформировать впечатление о российской действительности и пополнить лексический запас иностранных студентов путем создания различных речевых ситуаций.

Первые экскурсии состоялись в Кунгурскую ледяную пещеру и Белогорский Свято-Николаевский монастырь. Это самые яркие и доступные достопримечательности края, на примере которых раскрываются такие темы, как геологическая история земли и основы православной культуры. Затем студенты из Китая вместе с российскими студентами посетили Центр военно-патриотического воспитания — командный пункт Тарнопольско-Берлинской 52 ракетной дивизии и узнали множество подробностей о военной специфике Пермского региона, в частности о параметрах баллистических ракет, о режиме воинской службы. Ребята держали в руках заветный ключ, секретный пакет и даже ощутили себя машинистами боевого железнодорожного ракетного комплекса. Китайские гости остались под впечатлением от увиденного.

Ко дню международного туризма преподаватели географического факультета подготовили для российских и китайских студентов специальное выездное мероприятие — посвящение в туристы. В пути к месту его проведения ребята обменивались впечатлениями о городах и странах, в которых они побывали. По прибытию на лесную поляну участники распределились в смешанные команды и состязались в ловкости и сплоченности: строились по цвету волос, в алфавитном порядке имен, разбивали палатки, «ныряли» в спальные мешки, носили воду, разводили костры, соревновались в кулинарном искусстве и пели песни. Подобные совместные путешествия являются прекрасной практикой по страноведению и межкультурной коммуникации для российских и иностранных студентов.

Далее в рамках установленной программы студенты-филологи из китайских университетов посетили мемориальный дом-музей Василия Каменского в поселке Троица Пермского края. Экскурсию вели преподаватели — специалисты в области региональной литературы, подготовившие лекцию о художественных течениях в России начала XX века — символизме, акмеизме, футуризме. [8]

Еще одним из центров изучения русского языка и культуры прошлой осенью стал Южно-Уральский государственный университет в г. Челябинске, распахнувший свои двери для студентов из Китая, Шри-Ланки, Казахстана и Германии. В обучающей программе были предусмотрены интенсивный курс русского языка и занятия по практике речи в специальных группах с опытными преподавателями-русистами.

Кроме того была организована насыщенная культурно-экскурсионная программа, знакомившая ребят с культурным наследием России и Урала. Слушатели посещали музеи истории и краеведения, где были представлены богатейшие экспозиции, в том числе и знаменитый челябинский метеорит, который произвел на участников школы неизгладимое впечатление. Так же студенты посещали казачью деревню Травники, чтобы лучше познакомиться с традициями казачества и народными промыслами Урала. Ребята принимали участие в мастер-классах по различным народным ремеслам, пробовали обрядовую кухню и слушали выступления народных ансамблей.

В ходе нескольких экскурсий студенты языковой школы смогли познакомиться с природой Южного Урала — увидеть своими глазами древние горы, с которых открывается захватывающий вид на чистейшие озера и реки, национальные парки, недра которых полны полезными ископаемыми. Посетив этно-центр «Аквилон», студенты побывали на настоящем золотом прииске, где самостоятельно пробовали добыть немного золота.

Пожалуй, самой приятной экскурсией для ребят стало посещение кондитерской фабрики «ЮжУралКондитер», где можно было полакомиться уральским шоколадом. И в завершении программы знакомства с великой русской культурой, участники языковой школы в Челябинске посетили Театр оперы и балета им. М. И. Глинки, где посмотрели один из самых красивых и всемирно известных балетов — «Лебединое озеро». [2]

Как показывает практика подобный опыт российских вузов по реализации программ образовательного туризма можно и нужно перенимать многим другим образовательным учреждениям, которые потенциально могут стать центрами обучения иностранных граждан. Для этого необходимо изучать и оценивать ресурсные составляющие, без которых образовательный туризм не может обойтись — климатические условия, природно-ландшафтный ресурс, культурно-исторические памятники, развитость инфраструктуры и т. д. Не менее важную роль играет качество преподавания и качество программы обучения. [4] От качества совокупности всех ресурсных составляющих будет зависеть вовлечение какого-либо региона России в сферу туризма.

Исходя из отечественного и зарубежного опыта образовательного туризма, концептуально можно выделить следующие направления образовательного туризма для потенциального развития:

                    детский или школьный образовательный туризм, связанный с освоением дополнительных материалов по программе общеобразовательной средней школы и дополнительным образовательным программам (изучение как историко-культурного наследия, эколого-биологических программ, природных ландшафтов, иностранных языков, изучение естественных наук в летних школах при вузах, профориентационные познавательные программы, участие в проектах с реконструкциями исторических событий, этнографических деревень) в рамках основных программ или в рамках интегрированных программ, совмещающих рекреационные и образовательные задачи;

                    юношеский образовательный туризм — освоение программ дополнительного образования (прежде всего, лингвистических);

                    специализированные программы дополнительного образования для взрослых;

                    специализированные программы дополнительного образования для пожилых людей (основные и интегрированные с рекреационными).

Образовательный туризм должен носить круглогодичный характер, может совмещаться с рекреационными или лечебно-профилактическими видами туризма.

Для развития образовательного туризма могут использоваться ресурсы детских оздоровительных лагерей, санаториев, домов отдыха, детских школ искусств, учреждений среднего профессионального образования, учреждений высшего образования, учреждений дополнительного образования и т. д.

Развитие образовательного туризма должно способствовать развитию трудовой занятости, повышению эффективности использования рекреационных и образовательных ресурсов, расширению спектра платных образовательных услуг и оптимизации использования учебного оборудования. [1]

Помимо этого реализация программ образовательного туризма позволит:

                    удовлетворять спрос иностранных граждан в изучении русского языка как иностранного;

                    вывести вузы или иные образовательные учреждения на новый качественный уровень в сфере образования, укрепив тем самым международные связи;

                    снизить интолерантность между представителями различных этнических групп в непростых современных условиях;

                    получать дополнительную прибыль от реализации туров;

                    повысить историко-культурную значимость того или иного российского региона (края);

                    положить начало развитию других видов туризма в регионах России.

 

Литература:

 

  1.                Горлова И. И., Морозов С. А. Образовательный туризм в современной России: сущность и специфика [Текст] / И. И. Горлова // Электронное научное издание «Аналитика культурологи». — 2013. — № 3 (27). http://www.analiculturolog.ru/
  2.                Летняя школа русского языка и культуры на базе ЮУрГУ (сентябрь 2014) [Эл. ресурс] / Эл. текст. данные. — Режим доступа http://www1.pushkin.edu.ru/publ/programma/events/letnyaya_shkola_susu/87–1-0–648 cвободный.
  3.                Международные курсы русского языка и летние школы проходят в Институте Пушкина [Эл. ресурс] / Эл. текст. данные. — Режим доступа http://www1.pushkin.edu.ru/publ/programma/events/leto_2014_kursy_shkoly/87–1-0–561 свободный.
  4.                Образовательный туризм — что это? [Эл. ресурс] / Эл. текст. данные. — Режим доступа http://www.poznaysebia.com/2013/12/21/obrazovatelnyiy-turizm-chto-eto/ свободный.
  5.                Печерица Е. В. Основные виды образовательных туров [Текст] / Е. В. Печерица // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 12 (ч. 3). — с. 937–939.
  6.                Пономарева Т. В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей [Текст] / Т. В. Пономарева // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 139–143.
  7.                Программа образовательного туризма «Добро пожаловать в Прикамье!» (Пермь, 25 августа — 5 сентября 2014) [Эл. ресурс] / Эл. текст. данные. — Режим доступа http://www1.pushkin.edu.ru/publ/programma/events/dobro_pozhalovat_v_prikamje/87–1-0–620 свободный.
  8.                Программа образовательного туризма «Культурные ландшафты провинции: Пермский край» (сентябрь-октябрь 2014) [Эл. ресурс] / Эл. текст. данные. — Режим доступа http://www1.pushkin.edu.ru/publ/programma/events/obrazovatelniy_turizm_perm/87–1-0–641 свободный.
  9.                Школа русского языка в рамках международной смены InterSeliger (Тверская область, 27 июля — 3 августа 2014) [Эл. ресурс] / Эл. текст. данные. — Режим доступа http://www1.pushkin.edu.ru/publ/programma/events/shkola_rki_seliger/87–1-0–593 свободный.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle