Библиографическое описание:

Чугунов В. В., Пиронкова О. Ф. Пути оптимизации менеджмента частной психиатрической помощи как основы социальной адаптации психически больных // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 860-864.



 

Значимость вербально-поведенческих социальных практик взаимодействия с психически больными обусловлена их влиянием на социальное функционирование психически больных и их социальную адаптацию, в том числе, через получение психиатрической помощи. Целью исследования стало изучение путей адаптации и оптимизации предоставления частной психиатрической помощи на основе архив-анализа современных знаний по социологии, менеджмента в здравоохранении, истории психиатрии, современного законодательства в медицинской практике в Украине.

В работе представлен обзор особенностей менеджмента в медицинских частных клиниках. Обозначен спектр компетенции в создании условий по планированию и организации частной психиатрической помощи в Украине в условиях современной законодательной базы, социального и культурно-исторического опыта; проведен анализ менеджмента при предоставлении частной психиатрической помощи; выявлены основные характеристики путей адаптации и оптимизации предоставления частных психиатрических услуг в системе здравоохранения Украины.

Ключевые слова: вербально-поведенческие социальные практики, менеджмент, частная психиатрическая помощь, психически больные, стигматизация.

 

Актуальность исследования. Значимость вербально-поведенческих социальных практик взаимодействия с психически больными обусловлена ​​их влиянием на социальное функционирование психически больных и их социальную адаптацию, в том числе, через получение психиатрической помощи. В последнее время активно распространяется мнение об улучшении социальной адаптации психически больных и уменьшении их стигматизации за счет получения больными частной медицинской помощи, вместо посещения государственных психиатрических больниц. В этом контексте вопрос организации частной психиатрической помощи приобретает все большее значение.

В течение последних пяти лет, на фоне мифа о бесплатности и необеспеченности медицинских клиник, стало приходить понимание, что медицинский бизнес (даже платные услуги в государственной / муниципальной больнице) дело прибыльное, с рентабельностью минимум в 14 % (выше, чем в супермаркете). Для многих предпринимателей наступил момент, когда медицинские клиники стали объектом инвестиционного анализа, с изучением всех особенностей данного бизнеса и в первую очередь профессионального управления [1, 4, 8, 12, 18].

И здесь мнения инвесторов, менеджеров, экспертов разделились. Часть из них считает, что законы управления едины для предприятий любой отрасли (и с этим трудно поспорить, особенно после того как в 1912 году Ф. Тейлор в докладе Конгресса США в качестве примера «научного управления» привел медицинскую клинику), и о каких-либо принципиальных особенностях в управлении медицинской организацией говорить смысла нет. Другие считают, что здравоохранение — настолько специфическая сфера услуг, поэтому для успешного управления наравне с традиционным менеджментом нужно также хорошо знать принципы терапии и особенности устройства системы здравоохранения [13–15].

Нами было проведено исследование в рамках концептуальной платформы социологии медицины и социологии повседневности (феноменологической социологии) с учетом методологических постулатов сетенционно-компетиционного архив-анализа практик в мировом сообществе.

Цель исследования — изучение путей адаптации и оптимизации оказания частной психиатрической помощи на основе архив-анализа современных знаний по социологии, менеджмента в здравоохранении, истории психиатрии, современного законодательства в медицинской практике в Украине.

Нами были привлечены следующие методы исследования — моделирование, индукция, историко-правоведческий, научно-исторический, социологический, этнографический, науковедческий.

Результаты исследования. Опыт специалистов, работающих более 10 лет в здравоохранении и частной медицине позволяет сказать, что ни один другой вид предпринимательской деятельности так глубоко не объединяет в себе профессиональных (то есть, медицинских), психологических, социологических, этических принципов и функций менеджмента, образуя новый специфический вид управления, именуемый как «медицинский менеджмент» в среде социальных психоических услуг. Особенности частных форм психиатрических услуг имеют также общую медицинскую организаторскую специфику [3, 5, 6].

Мы выделили несколько системных звеньев, которые играют роль в предоставлении частной медицинской помощи в организации. Среди них:

  1.                Фигура врача как основного работника предприятия и субъекта вербально-поведенческих социальных практик взаимодействия с психически больными.

Задача менеджмента обеспечить совместную и эффективную работу врачей в контексте не только терапии, но и социализации психически больных. Вот здесь и начинаются испытания для менеджера. Врач, и об этом писал Мишель Фуко в своей работе «Рождение клиники», это представитель свободной профессии, которая подразумевает, что он исторически «работал» только на самого себя, оказывая помощь страждущим. Плохо вписывается психология и само идентификация врача (и даже современного), в статус наемного, подневольного работника, работающего на владельца [7].

  1.                Фундаментальная роль клиники в медицинском бизнесе и социализации психически больных.

В медицинской клинике остро сталкиваются вопрос финансовой прибыли и качественной медицинской помощи. Информационная асимметрия, в которой находится пациент на приеме у врача, делает его легкой добычей врачей, не обремененных этическими и профессиональными принципами и желающими заработать. Никто не хочет стать жертвой врача скорой, который везет в тот стационар, который ему платит за каждого «привезенного» или получить рецепт на совершенно не нужные лекарства [3, 12, 23].

В медицинском бизнесе предприятие становится заложником врача и иногда потеря доверия к врачу — это потеря доверия ко всей, даже идеальной, клинике, падение ее репутации. А медицинский бизнес — это, прежде всего, доверие [21].

  1. Особые требования к руководителю клиники.

На заре появления частного бизнеса, когда медики, которые знают основы менеджмента, были в меньшинстве, вариант назначения руководителем менеджера — «не медика» был самым распространенным.

На наш взгляд, это не лучшая ситуация, потому что лицо, ответственное за всю организацию, не в полной мере знает всю специфику того бизнеса, которым руководит, что увеличивает риск принятия неправильных решений, попадания под влияние и зависимость своего медицинского окружения и главного врача, фактически занимаясь основной деятельностью и определяя спектр услуг, предоставляемых клиникой. [22, 24, 25].

У руководителя клиники существует еще одна сложная задача — взаимодействие с акционерами и инвесторами, которые вложили деньги для получения прибыли, и порой их не интересует, каким путем она получается. И здесь очень легко перейти грань, когда с целью максимизации прибыли будет снижаться качество медицинских услуг, не будет обновляться и должным образом обслуживаться оборудование, будет использоваться многократный инструментарий, не будут нарушаться технологические циклы, будут упрощаться схемы лечения. В странах, где существует прозрачность и жесткий контроль, в т. ч. и со стороны самого медицинского сообщества, объединенного в ассоциации, такое поведение клиники быстро приведет к ее закрытию. А в нашей стране нам стоит надеяться в большей степени на порядочность менеджеров клиник и репутацию клиники, чем на контролирующие органы [26].

  1. Инновационный менеджмент — основа развития клиники и социализации психически больных.

Менеджмент в частной клинике должен давать возможность роста и развития как самому предприятию, так и его врачам и медицинским сестрам. Однако, в контексте цели социализации психически больных, менеджмент частной психиатрической больницы должен, как минимум, препятствовать возникновению стигматизации психически больных и стремиться к повышению их социализации.

В медицинском бизнесе использование передовых технологий — это один из важнейших факторов конкурентного преимущества, ведь пациент ищет и выбирает лучшее, что есть в области диагностики, лечения. Непрерывное обучение врачей требует создания условий для самообучения в клинике, хотя это и не стратегическая задача менеджера (как в предприятиях другой сферы), таковы требования современного медицинского бизнеса [28–30].

  1. Юридический аспект в менеджменте клиники и социализации психически больных.

Медицинская деятельность — это лицензируемый вид деятельности и одна из самых «зарегулированных» сфер бизнеса, имеются в виду жесткие требования по пожарным нормам, санитарно-эпидемиологическому режиму, хранению лекарств, сертификации персонала, оборудования и технологий. Не случайно ряд многопрофильных клиник выделяет специалистов, которые занимаются только этими вопросами, учитывая их большую значимость и «забюрократизованность». Медицинская деятельность — это еще и колоссальная ответственность перед пациентами. В соответствии с законодательством Украины, ответственность за предоставление медицинских услуг несет юридическое лицо, а это значит, что за все «грехи» лечащих врачей материально отвечает клиника, которую к тому же могут лишить лицензии на право заниматься медицинской деятельностью. Пациенты сейчас знают свои права и настаивают на их соблюдении, что требует от каждого врача, а не только от руководителя, знание и соблюдение всех юридических норм при оказании медицинских услуг [27].

  1. Сложность оценки качества работы.

Эффективность работы клиники сложно измерить. И особенность медицинских предприятий в том, что в них крайне важно выбрать правильные критерии эффективной работы и оценки качества медицинской помощи. Создать систему контроля качества и мотивации персонала в клинике сложно не столько в силу организационных моментов, сколько в силу специфики медицинской деятельности. Внедрение во всем мире принципов доказательной медицины, стандартов позволяет более объективно оценивать работу врачей в области предоставления медицинских услуг. Существующие стандарты диагностики и лечения позволяют выбирать оптимальный с точки зрения результата и финансовых затрат метод.

Завершая краткий обзор в отношении особенностей менеджмента в медицинских частных клиниках, следует подчеркнуть, что сейчас многие инвесторы начинают понимать, что построить и оснастить клинику — это самое простое. А вот сделать так, чтобы клиника предоставляла медицинские услуги, соответствующие самым высоким стандартам, успешно использовала самые современные технологии диагностики и лечения, реабилитации и формировала из отдельных врачей-специалистов единую команду — вот что является наиболее сложной частью построения медицинского бизнеса.

Рекомендации по оптимизации предоставления психиатрических услуг в системе здравоохранения Украины. Среди общих рекомендаций к оптимизации и распространению частной психиатрической помощи населению Украины мы решили выделить следующие, как наиболее полно отвечающие современным требованиям (или проблемам) законодательства в медицине.

Так, Министерством здравоохранения Украины был принят Приказ № 49 от 02.02.2011 года «Об утверждении Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике». Адаптация в Закон Украины «О психиатрической помощи» данного законодательного нормативно-правового документа еще не произведена.

Очень часто психиатрическая помощь связана с критериями психического здоровья, где очень часто на практике врачи-психиатры сталкиваются с неадекватным поведением, судебными тяжбами и т. п.

Для более целесообразной адаптации и реализации планирования и организации частной психиатрической помощи следует отделить спектр коммерческих психиатрических услуг, каждая из которых должна быть согласована с Министерством здравоохранения. Следует исключить вопрос экспертизы (военной медицинской, судебно-психиатрической, медико-социальной и т. д.), которые находятся в попечении государственного обеспечения. Вопросы судебного порядка, связанные с принудительным лечением, тоже должны решаться в государственных учреждениях. Формирование структуры оказания частной психиатрической помощи населению Украины должно также регламентироваться положениями о порядке и методах оказания психологического и психотерапевтического воздействия.

Частная психиатрическая помощь может быть применена в частных наркологических и психотерапевтических клиниках. Консультация частного психиатра как средство клинико-психопатологической диагностики пациентов другой психо-компетенции (назначение поддерживающей или диагностической психофармакотерапии).

Таким образом, следует подчеркнуть, что сокращение сроков пребывания в частных психиатрических клиниках связано в первую очередь с платной основой лечения и условиями его проведения, поэтому частная психиатрическая помощь не должна быть стигматизирующим фактором и приводить к госпитализму и т. п. Принцип краткосрочного пребывания в стационаре доступен в большинстве негосударственных учреждениях. Также, касаясь вопроса адаптации частной психиатрической помощи к основным законам Украины, следует подчеркнуть, что системный подход позволяет контролировать все недостатки, которые будут возникать в этот период. Это поможет также разрабатывать нормативы по оплате коммерческих психиатрических услуг по оказанию клинико-психологической, психотерапевтической помощи и социальной адаптации в структуре частных психиатрических организаций.

 

Литература:

 

  1.      Акимкина Е. С. Потребности больных шизофренией как основа совершенствования качества психиатрической помощи / Е. С. Акимкина, Т. А. Солохина, Э. Г. Рытик, К. Н. Жуков // Второй национальный конгресс по социальной психиатрии «Социальные преобразования и психическое здоровье». — М., 2006. — С. 5.
  2.      Аргунова Ю. Н. Права граждан с психическими расстройствами (вопросы и ответы) / Ю. Н. Аргунова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Фолиум, 2007. — 147 с.
  3.      Бодди К. Основы менеджмента / К. Бодди, Р. Пэйтон. — СПб.: Питер, 1999.-816 с.
  4.      Вялков А. И. Стандартизация в здравоохранении // Управление здравоохранением: Учебник / Под ред. В. 3. Кучеренко / А. И. Вялков, В. 3. Кучеренко, М. В. Авксентьева. — М.: ТЕИС, 2001. — С. 383–405.
  5.      Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд. 2-е, дополненное и переработанное / Г. Я. Гольдштейн. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.- 150 с.
  6.      Гринвальд С. Г. К вопросу о реализации принципа преемственности в оказании психиатрической помощи / С. Г. Гринвальд, В. С. Филык //Сучасні методи діагностики і лікування психічних і соматичних розладів психогенного походження (XIV Платонівські читання): Матеріали науково- практичної конференції / За ред. Б. В. Михайлова. — X.: Клінічний санаторій «Курорт Березівські мінеральні води» (21–22 квітня 2011 року). — С. 32.
  7.      Дёрнер К. Гражданин и безумие. К социальной истории и научной социологии психиатрии / Пер. с нем. И. Я. Сапожниковой под ред. М. В. Уманской. — М.: Алетейа, 2006. — 544 с.
  8.      Друкер П. Практика менеджмента / П. Друкер. — М.: «Вильямс», 2007.-400 с.
  9.      Закон України «Основи законодавства України про охорону здоров’я» від 19.11.1992 року № 4.
  10. Закон України «Про психіатричну допомогу» від 22.02.2000 року № 1489–11.
  11. Законодательство Российской Федерации в области психиатрии. Комментарий к Закону Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», ГК РФ и УК РФ (в части, касающейся лиц с психическими расстройствами) / Под общ. ред. Т. Б. Дмитриевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Спарк, 2002. — 383 с.
  12. Кучеренко В. Результаты деятельности проекта по компоненту «Обучение в сфере управления и экономики здравоохранения» / В. Кучеренко, А. Голубева, С. Салахутдинова // Совершенствование управления системой здравоохранения в Российской Федерации. — М.: ТЕИС, 2001. — С. 336–353.
  13. Менеджмент в охороні здоров’я. Частина 1: Підручник за заг. ред. проф. М. І. Хвисюка і 1.1. Парфьонової. — X.: Оберіг, 2008. — 358 с.
  14. Менеджмент в охороні здоров’я. Частина 2: Підручник за заг. ред. проф. М. І. Хвисюка і 1.1. Парфьонової. — X.: Оберіг, 2008. — 550 с.
  15. Незнанов Н. Г. Организационная эволюция системы психиатриче-ской помощи / Н. Г. Незнанов, Л. В. Кочорова, Н. И. Вишняков, А. В. Борцов. -СПб., 2006.-472 с.
  16. Никифорук Р. І. Збірник приблизних положень та інструкцій психіатричної лікарні: практичний посібник / Р. І. Никифорук, М. А. Рябок- ляч. — К.: Всеукраїнська асоціація керівників психіатричних закладів, 2004. — 212 с.
  17. Олдкорн Р. Основы менеджмента / Р. Олдкорн. — М.: Финпресс, 1999.-320 с.
  18. Сергеев A. JI. Институты управленческой парадигмы / Л. А. Сергеев // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. — № 2. — С. 55–66.
  19. Усов Г. М. Правовое регулирование психиатрической помощи: учебное пособие для ВУЗов / Г. М. Усов, М. Ю. Фёдорова. — ЗАО «Юсти- цинформ», 2006. — 114 с.
  20. Якобий П. Основы административной психиатрии. — Орел: Типо-графия Губернского Правления, 1900. — 688 с.
  21. Aguado Manas J. A. Techniques of Quality Care and Organization of Psychiatric Services / J. A. Aguado Manas, С. V. Lorenzo // XI World Congress of Psychiatry. — Hamburg, 1999. — P. 234–235.
  22. Alessi N. E. Overcoming Impediments to Technological Advances in Psychiatry / N. E Alessi // The Promise of Science. The Power Healing. 156~ Annual Meeting of the American Psychiatric Association. — San Francisco, CA, May 17–22, 2003.-P. 13
  23. Bunt G. The United States Surgeon General’s Report on Mental Health / G. Bunt, M. Schneier, Z. Taintor // Ibidem. — P. 181.
  24. Draper R. Innovative Electronic Systems Which Enhance Psychiatric Practice / R. Draper, M. Rigby, I. Hamilton // Current Opinion in Psychiatry. — P. 406.
  25. Ferannini L., Ciancaglini P., Peloso P. F. Taking Cars and Treatment in Mental Health // European Psychiatry. — 1998. — Vol. 13. — S. 4. — P. 153–154.
  26. Fulford K. Ethical, Legal and Social Aspects of Psychiatric Classification / K. Fulford, N. William // Current Opinion in Psychiatry. — Vol. 12. — Suppl.— July 1999. — P. 258.
  27. Harangozo J. Optimal Treatment Program: Towards a National Policy / J. Harangozo, E. Gordos // Ibidem. — P. 176.
  28. Herzog T. Die europäische Verbundstudie «Qualitatmanagement im Be-reich der psychosozialen Versorgung im Allgemeinkrankenhaus» / T. Herzog, B. Stein // Der Nervenarzt. — 1996. — B. 67. — S. 1. — S. 188.
  29. Murthy R. S. The Asian Experience with ICD-10 / R. S. Murthy // Cur-rent Opinion in Psychiatry. — Vol. 12.-Suppl. 1.-July 1999. — P. 380.
  30. Sartorius N. The Contributions of the World Psychiatric Association to the Resolution of Mental Health Problems / N. Sartorius // European Psychiatry. — 1998. — Vol. 13. — S. 4. — P. 165.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle