Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.12.2015

Статья просмотрена: 10030 раз

Библиографическое описание:

Волегова, Ю. С. Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе / Ю. С. Волегова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 735-739. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23996/ (дата обращения: 20.04.2024).



 

Престиж образования в нашей стране с каждым годом неуклонно возрастает. Большинство работодателей предпочитают видеть на рабочих местах квалифицированных специалистов, имеющих высшее образование. Однако реальное получение качественного образования на сегодняшний день — дело, можно сказать, весьма проблематичное и касается практически всех ступеней образования: от дошкольного до высшего профессионального. Изобилие образовательных учреждений и организаций, многообразие реализуемых ими образовательных программ, а также существующие пробелы в законодательстве, зачастую ставят потребителя образовательных услуг перед трудным выбором.

Н. А. Жабин и Т. О. Шилюк отмечают, что внимание государства и общества к проблеме развития образования в Российской Федерации не ослабевает по сей день. И причин этому довольно много. Так, например, ежегодно увеличивается число обучающихся по программам детского дополнительного внешкольного, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, постоянно совершенствуются образовательные программы, стремительно развивается законодательная база в данной сфере. Кроме того, уровень и качество образования является одним из ключевых показателей развития общества и государства в целом. При этом совершенствование системы образования на каждом уровне положительно влияет на общее состояние жизни, что проявляется в снижении преступности, оздоровлении нации, в том числе граждан подросткового возраста, и повышении социально-экономического престижа страны [1, с. 698].

Несмотря на значительный интерес ученых к исследованию правовой природы как образования в целом, так и конкретных образовательных услуг в частности, актуальность дальнейших разработок в данной области сохраняется. Это обусловлено тем, что в современном российском обществе достаточно остро стоят вопросы реальной защиты права на образование, провозглашенного в части 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации [2], в которой признается право каждого человека на образование в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека [3] (ст. 26) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13) [4].

Основополагающим нормативным актом, регулирующим образовательную деятельность в Российской Федерации, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [5] (далее — Закон № 273-ФЗ).

В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Закона № 273-ФЗ образовательная деятельность — это деятельность по реализации образовательных программ.

Согласно части 1 статьи 4 Закона № 273-ФЗ отношения в сфере образования регулируются, прежде всего, Конституцией РФ, названным Федеральным законом, другими федеральными законами, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Т. Н. Матюшева справедливо отмечает, что понятие образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, являющегося общественно значимым благом и осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупности приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов в статье 2 Закона № 273-ФЗ дано именно в русле ст. 2 Конституции РФ [6, с. 48].

В статье 21 Закона № 273-ФЗ закреплено, что образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

В пункте 2 статьи 21 Закона № 273-ФЗ указано, что на организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

Современными учеными отмечено, что название статьи 21 Закона № 273-ФЗ «Образовательная деятельность» не совсем точно отражает ее содержание. При этом исходя из названия главы 3 «Лица, осуществляющие образовательную деятельность (в структуру которой включена статья 21) данная глава направлена на установление правовых норм, регламентирующих вопросы, непосредственно связанные с одной из категорий участников образовательных отношений — лицами, осуществляющими образовательную деятельность. В связи с этим, несмотря на название «образовательная деятельность», положения статьи 21 Закона № 273-ФЗ устанавливают общие положения относительно лиц, которые в соответствии с нормами вышеуказанного закона имеют право осуществлять образовательную деятельность [7].

Возвращаясь к вопросу нормативно паровое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе, перечислим нормативно-правовые акты, регулирующие образовательную деятельность. В пункте 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» [8] закреплено, что осуществление образовательной деятельности требует получения лицензии. В Постановлении Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (ред. от 27.11.2014) «О лицензировании образовательной деятельности» установлен порядок лицензирования образовательной деятельности [9].

Согласно части 1 статьи 22 Закона № 273-ФЗ образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Данные организационно-правовые формы предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации [10] и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [11]. Духовные образовательные организации создаются в порядке, определенном Федеральным законом от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [12].

Порядок привлечения к административной ответственности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [13] и следует из того, что поскольку организации, осуществляющие обучение, — это юридические лица, которые на основании лицензии ведут образовательную деятельность в качестве дополнительной (ч. 19 ст. 2 Закона об образовании) и могут быть коммерческими либо некоммерческими, а основная цель коммерческих организаций — извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ), в связи с чем образовательную деятельность коммерческих организаций следует считать предпринимательской и ее осуществление без лицензии может повлечь административную ответственность по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Государственная аккредитация образовательной деятельности регулируется статьей 92 Закона № 273-ФЗ; Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039) (далее — Положение) [14]; Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности [15]; Административным регламентом предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности (утв. Приказом Минобрнауки России от 29.10.2014 № 1398; далее — Регламент аккредитационных органов субъектов РФ) [16]; Приказом Минобрнауки России от 18.03.2014 № 193 «Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации и о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации (временного свидетельства о государственной аккредитации)» [17].

Из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации [18] следует, что налогоплательщик вправе заявить налоговый вычет по расходам на образование, если оно осуществлялось в образовательных учреждениях (учебных заведениях). При этом условием получения вычета является наличие у образовательного учреждения лицензии или иного документа, подтверждающего его статус (абз. 3 пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ не закреплено, что следует понимать под образовательным учреждением или учебным заведением. В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ в случае отсутствия в Налоговом кодексе РФ понятия (термина) следует руководствоваться отраслевым законодательством. Правоотношения в сфере образования регулируются Законом № 273-ФЗ. Однако и в нем такие понятия, как «образовательное учреждение» и «учебное заведение», не используются.

Относительно нормативно-правового регулирования педагогической деятельности, следует отметить, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз (определенный уровень и профиль образования), который определяется в порядке, установленном законодательством РФ об образовании (часть 1 статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации [19]). Согласно части 1 статьи 46 Законом № 273-ФЗ педагогической деятельностью вправе заниматься лица, которые имеют соответствующее образование (среднее профессиональное или высшее) и отвечают квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В частности, требования к квалификации работников образования, а именно к уровню их профессиональной подготовки, который удостоверяется документами об образовании, и к стажу работы, содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [20] (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н; далее — ЕКС). Это следует из абз. 1, 4 п. 4 разд. I «Общие положения» ЕКС.

Проанализировав нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности на современном этапе, следует отметить, что, несмотря на то, что Закону

№ 273-ФЗ около трех лет, однако остаются и образуются новые недостатки образовательного законодательства, что обусловливает его невысокую эффективность, способствуют возникновению и существованию ряда отрицательных тенденций в развитии образования.

Нормативно — паровое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе с учетом возникших современных проблем по обязательствам по оказанию образовательных услуг, безусловно, требует дальнейшего научного анализа и законодательного закрепления.

Правильное определение понятий «образовательная деятельность», «образовательное учреждение», «учебное заведение», а также правильное разрешение всех вопросов, связанных с обязательствами по оказанию образовательных услуг, является одной из предпосылок успешного выполнения стоящих перед государством задач по организации качественного и доступного для всех граждан образования.

 

Литература:

 

  1.      Шилюк Т. О., Жабин Н. А. Право на образование и его защита // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 6. С. 698.
  2.      Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
  3.      Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 10.12.1998
  4.      Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994.
  5.      Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
  6.      Матюшева Т. Н. Конституционные основы конкретизации статуса педагогического работника в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» // Современное право. 2015. № 4. С. 47–52.
  7.      Ласкина Н. В., Новикова Н. А., Лежнева Н. С., Тимофеева Н. Ю., Слесарев С. А., Вахрушева Ю. Н. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
  8.      Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 19. Ст. 2716.
  9.      Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (ред. от 27.11.2014) «О лицензировании образовательной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 44. Ст. 5764.
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
  11. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 3. Ст. 145.
  12. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4465.
  13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.07.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  14. Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 (ред. от 26.12.2014) «О государственной аккредитации образовательной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 47. Ст. 6118.
  15. Приказ Минобрнауки России от 16.09.2014 № 1227 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности» // Российская газета. 2014. № 297, от 29 декабря.
  16. Приказ Минобрнауки России от 29.10.2014 № 1398 «Об утверждении Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.02.2015
  17. Приказ Минобрнауки России от 18.03.2014 № 193 «Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации и о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации (временного свидетельства о государственной аккредитации)» // Российская газета, № 112, 21.05.2014
  18. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.
  19. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
  20. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» // Российская газета, № 237, 20.10.2010.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная деятельность, Российская Федерация, государственная аккредитация, Россия, сфера образования, образование, педагогическая деятельность, РФ, современный этап, временное свидетельство.


Похожие статьи

Правовая основа документирования процедуры проведения...

государственная аккредитация, образовательная деятельность, Российская Федерация, сфера образования, аккредитационная экспертиза, Федеральная служба, общее образование...

Новшества законодательства в сфере образования: субъекты...

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, сфера образования, образование, образовательная сфера, РФ, система образования, правовое регулирование...

Управление образовательным учреждением в условиях...

‒ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; ‒ приказы Минобрнауки России № 1014 и № 1155 утверждающие «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...

Законодательное регулирование права на образование

Российская Федерация, ГК РФ, государственная политика, профессиональное образование, область образования, сфера образования, конституция РФ, образование, услуга, Федеральная целевая программа.

Правовое регулирование общего и дополнительного образования...

Дополнительное образование детей в Российской Федерации. Сборник нормативно-правовых документов.

Правовое регулирование туристической деятельности в Российской Федерации.

Противодействие коррупции в рамках обсуждения проекта...

образовательная деятельность, конкурентная среда, сфера образования, высшее учебное заведение, контроль соблюдения, предоставление лицензии, лицензирующий орган, вуз, образование.

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного...

современных стратегий российской образовательной политики в сфере дополнительного образования детей

Ст. 1377. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ...

Система образования в Российской Федерации

Система образования в Российской Федерации. Автор: Былда Людмила Михайловна.

В России сфера образования признается приоритетной. Система образования в нашем государстве основывается на следующих принципах

Правовое регулирование образовательной деятельности в РФ

Правовое регулирование современного российского образования.

Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе.

Похожие статьи

Правовая основа документирования процедуры проведения...

государственная аккредитация, образовательная деятельность, Российская Федерация, сфера образования, аккредитационная экспертиза, Федеральная служба, общее образование...

Новшества законодательства в сфере образования: субъекты...

образовательная деятельность, образовательная организация, Российская Федерация, сфера образования, образование, образовательная сфера, РФ, система образования, правовое регулирование...

Управление образовательным учреждением в условиях...

‒ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; ‒ приказы Минобрнауки России № 1014 и № 1155 утверждающие «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...

Законодательное регулирование права на образование

Российская Федерация, ГК РФ, государственная политика, профессиональное образование, область образования, сфера образования, конституция РФ, образование, услуга, Федеральная целевая программа.

Правовое регулирование общего и дополнительного образования...

Дополнительное образование детей в Российской Федерации. Сборник нормативно-правовых документов.

Правовое регулирование туристической деятельности в Российской Федерации.

Противодействие коррупции в рамках обсуждения проекта...

образовательная деятельность, конкурентная среда, сфера образования, высшее учебное заведение, контроль соблюдения, предоставление лицензии, лицензирующий орган, вуз, образование.

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного...

современных стратегий российской образовательной политики в сфере дополнительного образования детей

Ст. 1377. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ...

Система образования в Российской Федерации

Система образования в Российской Федерации. Автор: Былда Людмила Михайловна.

В России сфера образования признается приоритетной. Система образования в нашем государстве основывается на следующих принципах

Правовое регулирование образовательной деятельности в РФ

Правовое регулирование современного российского образования.

Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе.

Задать вопрос