Библиографическое описание:

Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1020-1022.

 

An analysis of the scientific and educational literature suggests that today a unified approach to the concept of «pedagogical conditions» does not exist. It is known that the term «pedagogical conditions» evolve and change over time, gaining and losing certain traits. The article is devoted to consideration of the concept, the analysis of its components. The approaches to the definition of the concept of «pedagogical conditions» are given different interpretations of the conditions changing over time. Particular attention is paid to the modern interpretation of the concept of «pedagogical conditions», discussed in detail the components of the concept and its importance in modern science. Separately, I note the author's point of view on the definition of the term under review, highlighted additions which, in my opinion, it is necessary to introduce the definition in accordance with modern trends of development of technology and science.

Keywords: conditions, pedagogical conditions, pedagogical research, teacher, methodology, educational technology.

 

Анализнаучно-педагогической литературы позволяет утверждать, что на сегодняшний день единого подхода к понятию «педагогическиеусловия» несуществует. Известно, чтотермин«педагогическиеусловия» развивался и изменялся в течение времени, приобретая и теряя определенные черты. Статья посвящена рассмотрению данного понятия, анализу его составляющих. Описаны подходы к определению понятию «педагогические условия», приведены различные трактовки условий, меняющиеся во времени. Особое внимание уделено современным трактовкам понятия «педагогические условия», подробно рассмотрены составляющие данного понятия и их значение в современной науке. Отдельно отмечена авторская точка зрения на дефиниции рассматриваемого термина, выделены дополнения, которые, по мнению автора, необходимо ввести в определение с учетом современных веяний развития технологий и науки.

Изучение и анализ результатов многочисленных научно-педагогических исследований показывает, что в теории и практике педагогической науки имеют место различные типы педагогических условий:

          организационно-педагогические (их выделяют такие ученые, как В. А. Беликов, Е.И Козырева, С. Н. Павлов, А. В. Сверчков и ряд других.),

          психолого-педагогические (обозначенные в трудах Н. В. Журавской, А. В. Круглия, А. В. Лысенко, А. О. Малыхина и других),

          дидактические условия (их рассматривает М. В. Рутковская и др.)

          и т. д.

Все перечисленные типы логичным образом расширяют и дополняют понятие термина «педагогические условия», а также позволяю сделать педагогический процесс более комфортным и продуктивным.

В периоды становления и развития науки в целом и педагогической науки в частности происходила трансформация рассматриваемого понятия и его составляющих. Неоднозначно трактовались педагогические условия и в трудах отечественных педагогов. Так, ряд специалистов, развивая и конкретизируя представления об организационно-педагогических условиях развития и функционирования образовательных процессов, представляли данные условия не только и не столько в виде совокупности определенных возможностей, способствующих эффективному решению образовательных задач, но также и считали необходимым включить в определение рассматриваемого понятия его направленность на необходимость и значимость развития процессуального аспекта педагогического процесса с позиции управления. В данном ключе развивали свои трактовки следующие специалисты:

          С. Н. Павлов признает необходимость включения в понятие «педагогические условия» совокупности объективных возможностей обучения и воспитания людей, организационных форм и материальных возможностей [3, с. 14];

          А. В. Сверчков признает педагогическими условиями принципиальные основания для связывания процессов деятельности по управлению процессом формирования профессиональной педагогической культуры личности [4, с. 279–282].

Изучение исследований и подходов к определению понятия «педагогические условия» [1–5] позволяет заключить, что данный термин обладает следующими характерными признаками:

1)        Педагогические условия ученые рассматривают как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, использование которых способствует повышению эффективности целостного педагогического процесса;

2)        Совокупность мер оказываемого воздействия, характеризуемых как психолого-педагогические условия, направлена, в первую очередь, на развитие личности субъектов педагогической системы (педагога, воспитанника и других участников), что обеспечивает успешное решение задач целостного педагогического процесса;

3)        Основной функцией психолого-педагогических условий является организация таких мер педагогического взаимодействия, которые обеспечивают преобразование конкретных характеристик развития, воспитания и обучения личности, то есть воздействуют на личностный аспект педагогической системы.

На наш взгляд, сегодня определения термина «педагогические условия» необходимо расширить с учетом современных достижений в сфере информационных технологий. Автор настоящей статьи считает максимально подходящей для современного определения термина «педагогические условия» трактовку С. Н. Павлова. Вместе с тем, необходимо дополнить предложенное определение. Так, по нашему мнению, войти в структуру определения термина «педагогические условия» помимо организационных форм и материальных возможностей должны следующие компоненты:

  1.      Возможность доступа к новейшим образовательным и педагогическим технологиям и ресурсам;
  2.      Возможности обучения и воспитания в современных реалиях обязательно должны включать необходимые информационные и технические ресурсы.

Присутствие перечисленных элементов в определении понятия «педагогические условия» объяснимо по ряду причин. Во-первых, наполнение дефиниции и его изменение во времени происходит по мере развития науки, в том числе и педагогической. Во-вторых, бурный рост и скачкообразное развитие информационных и коммуникационных технологий в течение последних десятилетий предопределило необходимость встраивания данных элементов в определения.

Таким образом, подводя итоги анализа позиций различных исследователей касательно определения понятия «педагогические условия», можно выделить ряд положений, важных для понимания данного термина и максимально полного его определения:

  1.      Условия выступают как составной элемент педагогической системы, в том числе и целостного педагогического процесса;
  2.      Педагогические условия должны отражать всю совокупность возможностей образовательной среды: целенаправленно конструируемые меры воздействия и взаимодействия субъектов образования. Они должны включать: содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания;
  3.      Полноценное оснащение педагогического процесса сегодня немыслимо без активного использования учебное ИКТ-оборудования;
  4.      В структуре педагогических условий неизменно присутствуют как внутренние элементы, обеспечивающие воздействие на развитие личностной сферы субъектов образовательного процесса, так и внешние элементы, которые призваны содействовать формированию процессуальной составляющей всей педагогической системы.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что педагогические условия являются основным компонентом педагогической системы; они должны отражать совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды; для них характерно изменение и развитие с течением времени.

 

Литература:

 

  1.      Козырева Е. И. Школа педагога-исследователя как условие развития педагогической культуры / Е. И. Козырева // Козырева, Е. И. Методология и методика естественных наук. — Вып. 4. — Сб. науч. тр. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. — 24 с.
  2.      Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект: монография / В. А. Беликов.- М.: Владос, 2004. — 357 с.
  3.      Павлов С. Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. … канд. пед. наук / С. Н. Павлов. — Магнитогорск, 1999. — 23 с.
  4.      Сверчков А. В. Организационно-педагогические условия формирования профессионально- педагогической культуры будущих спортивных педагогов / Сверчков А. В. // Молодой ученый. — 2009. — № 4. — С. 279–282.
  5.      Малыхин А. О. Воспитание морального сознания учеников 5–7 классов на уроках трудового обучения: автореф. дис... канд. пед. наук / А. О. Малихін / Нац. пед. ун-т им. М. П. Драгоманова. — Киев., 2000. — 20 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle