Библиографическое описание:

Гималтдинова И. И. Историческая оценка деятельности Правительства Республики Башкортостан по вопросам современного развития сельского хозяйства Республики Башкортостан // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 811-813.



 

На сегодняшний день развитие и качественный рост уровня сельского хозяйства является одним из приоритетных национальных проектов. Это может служить свидетельством тому, что в сфере агропромышленного производства накопилось множество проблем, требующих своевременного решения, в том числе и на законодательном уровне, так же стоит необходимость не только в поиске новых подходов к формированию государственной аграрной политики, но и к определению направлений воздействия на основные процессы производства. Важным условием по решению явных проблем аграрного сектора экономики является последовательное и основательное изучение предшествующего исторического пути, анализ исследований, которые посвящены или иным образом затрагивают тему аграрных преобразований.

В 90-х годах XX века Россия избирает путь рыночной экономики. Для достижения экономической стабилизации намечались отказ от политики контролируемого сверху ценообразования, создание института частной собственности и объявление свободы торговли. В этот период укрепляется экономическая самостоятельность Республики. Так, до 1990 г. республика могла регулировать и реально влияла на производство лишь 3 % всей промышленной продукции, производимой в Башкортостане. Республика Башкортостан на сегодняшний день имеет высокий уровень экономического развития, и является одним из основных лидирующих субъектов Российской Федерации. Республика стабильно входит в первую десятку регионов-лидеров по валовому продукту, и сельское хозяйство в регионе является перспективным. Правительство республики Башкортостан создало благоприятный инвестиционный климат, комфортные условия для притока инвестиций.

Основными направлениями аграрной политики в Республике Башкортостан являются:

Обеспечение конкурентоспособности всего агропромышленного комплекса республики Башкортостан и производства в целом. Увеличение качества производимых товаров, контроля над качеством продукции. Упрощение процесса доведения товара до потребителя.

Повышение уровня жизни сельского населения. Обеспечение занятости и стабильного уровня заработных выплат работникам, занятым в аграрном производстве. Комплексное развитие сельскохозяйственных территорий.

Формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, и развитие инфраструктуры этого рынка.

Поддержание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства [1].

Деятельность Правительства Республики Башкортостан в сфере промышленного производства будет осуществляться в соответствии с Законом Республики Башкортостан «О промышленной политике в Республике Башкортостан».

Большое внимание Правительством Республики Башкортостан уделяется созданию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности, снижению административных барьеров. Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в нашей республике дает право самостоятельно являться хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, осуществлять производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и земельных участков, находящихся в их использовании, в том числе на аренде, пожизненном наследуемом владении или в собственности [2]. Чтобы еще больше укрепить малое предпринимательство в сельском хозяйстве, Правительство Республики Башкортостан создает развитую систему поддержки малых форм аграрного бизнеса через товарное кредитование, представляя льготные условия. С целью укрепления системы информационно-экономической поддержки малого аграрного бизнеса, организует агентства по поддержке малого бизнеса на селе, потребительские кооперативы и социально-культурные центры.

Ключевыми направлениями, обеспечивающими предпосылки для ускоренного роста экономики и повышения уровня жизни населения, являются диверсификация структуры экономики и преимущественное развитие высокотехнологичных производств.

Важный курс положен так же на модернизацию сельского хозяйства и обеспечение современными, эффективными и ресурсосберегающими техниками [5].

С началом мирового финансово-экономического кризиса потерялась устойчивость и стабильность в экономической, социальной и политической сферах общества. Одним из основных способов вывести из кризисного состояния экономику правительство посчитало необходимым освободить сельских товаропроизводителей республики от всех налогов на труд и капитал при оставлении только земельного налога. Это должно стать мощным толчком к инвестиционной и трудовой активности на селе, а недополученные из села 2 млрд. руб. компенсируются 1 % прироста продукции сельского хозяйства, что оживит всю экономику на 2,3 %.

Из бюджета 2014 года на сельское хозяйство выделено 107,6 млрд. руб., что составляет всего около 1 % из всех средств, заложенных в бюджет. Из них 79,3 (74 %) — субсидии субъектам сельского хозяйства по процентным ставкам — т. е. почти три четверти всех средств — банкам. Далее — 8 % (8,7 млрд. рублей) — сохранение и восстановление плодородия почв. 7 % — в 11 раз меньше чем банкирам, на социальное развитие села, 6 % — субсидии субъектам на поддержку отраслей — растениеводство, животноводство и страхование, и 5 % — прочее [1].

Таким образом, следует полагать, что в ближайшем будущем проблемы сельского хозяйства и сельских территорий будут оставаться на периферии интересов государства. Несмотря на возрастающую потребность в продукции сельского хозяйства, объемы его производства снижаются. Так, например, численность мясного скота в сельхозпредприятиях Республики Башкортостан за последние годы сократилось с 20 тыс. голов до 2 тыс. голов, т. е. в 10 раз.

В современных условиях усиливается зависимость состояния отечественного АПК от макроэкономических факторов — темпов инфляции, обменного курса и его динамики, общего состояния финансово-кредитной системы. Для повышения эффективности финансирования аграрного сектора государством были запланированы определенные программы. На период 2011–2017 гг. запланировано израсходовать на сельское хозяйство 2,9 % ежегодно от общей суммы расходов республиканского бюджета. В настоящее время разработаны общие предложения по отдельным элементам государственного регулирования в АПК.

Так же для обеспечения устойчивости развития хозяйств сельского населения необходима маломощная сельскохозяйственная техника, но большинство из них своими силами приобрести такую технику не имеют возможности. Поэтому Правительство Республики Башкортостан приняло решение оказать начинающим фермерам и владельцам хозяйств сельского населения, максимально возможную помощь в приобретении сельскохозяйственной техники. Для реализации данного направления используются средства республиканского бюджета. Разработана специальная схема, на основе финансовой аренды (лизинга) с максимально возможными с точки зрения благоприятствования для сельских жителей условиями. С введением дополнительных льгот для малых форм хозяйствования необходимо сформировать информационную базу о деятельности малых форм хозяйствования на селе. Это обуславливается тем, что основанием для предоставления льгот будет являться достоверная информация об их деятельности. Стимулирование сельскохозяйственного производства малых форм хозяйствования в Республике Башкортостан обеспечит комплексное развитие сельских территорий. Экономическим рычагом для этого послужит система межбюджетных отношений. Суть такой системы заключается в следующем. Все налоговые сборы, которые ранее перечислялись в республиканский бюджет, целесообразно передавать органам местного самоуправления для формирования местных бюджетов.

Реализация представленных правительством республики направлений будет способствовать повышению конкурентоспособности продукции региона, также будет реализована модернизация отрасли и всецелое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.

Эффективное государственное регулирование АПК региона должно быть направлено на решение таких крупных задач, как обеспечение устойчивого развития крупно товарного сектора сельхозпроизводства; образование и дальнейшее развитие интегрированных структур в АПК; расширение рынков сбыта сельхозпродукции и продовольственных товаров; проведение инновационной политики, ориентированной на внедрение передовых, ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

Все вышеизложенные проблемы решаются Правительством республики. Необходимо принять меры по модернизации политической системы в Республике Башкортостан, необходимо создавать технико-экономические и социально-культурные предпосылки для развития аграрного комплекса.

Осуществление мер по вышеназванным приоритетам создаст необходимую почву для обеспечения стабильного развития экономики, укрепления продовольственной безопасности страны, наиболее полного удовлетворения потребностей населения в продовольственных и потребительских товарах, и, в конечном итоге, приведет к повышению благосостояния и улучшения жизненных условий населения.

 

Литература:

 

  1.      Правительство Республики Башкортостан Постановление от 25 июня 2012 г. № 2015 «О Программе деятельности Правительства Республики Башкортостан на срок своих полномочий до 2015 года»
  2.      Башкортостан: между прошлым и будущим. Общество, власть, бизнес и наука: необходимая консолидация усилий: сб.ст./сост. и координатор А. Х Махмутов. — Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2010.- 170с.
  3.      Ишмуратов М. М., Ларцева С. А. Организационно-правовые формы хозяйствования в аграрном секторе экономики Башкортостана // АПК: экономика, управление. Уфа.2012.-122с.
  4.      Основные фонды Республики Башкортостан: Статистический сборник. — Уфа: Башкортостанстат — 2009. — 31 с.
  5.      Указ Главы Республики Башкортостан «О программе дальнейшей модернизации, переоснащении техникой и технологией сельскохозяйственного производства за 2012–2016 года».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle