Библиографическое описание:

Булашов К. В. Об интеграции естественно-научных, общетехнических, и технических дисциплин при обучении студентов современным методам обработки конструкционных материалов // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 937-940.



 

Статья посвящена проблеме реализации интеграции естественно-научных, общетехнических и технологических дисциплин, что способствует обучению студентов технологического образования научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: технологическая подготовка студентов, учитель технологии, интеграция дисциплин, лабораторный практикум, современные методы обработки конструкционных материалов, технология современного производства.

 

The article discusses the implementation of the integration of scientific, general technical and technological disciplines that promotes student learning technology education research activities.

Keywords: technology training students, a teacher of technology, integration of disciplines, laboratory practical, modern methods of construction materials processing technology of modern production.

 

Коллегия Министерство образования Российской Федерации обсудив проблемы технологического образования, приняла решение о необходимости: «разработки новой методики общеобразовательной подготовки учащихся». В решении Коллегии указанно, что «…в содержании общеобразовательных предметов должны быть усилены прикладные аспекты изучения законов, правил, условий, форм, средств, результатов современного технологического преобразования объектов…». Главной задачей считается «… переход от трудового обучения к технологическому, который привязан обеспечить учащимися возможность овладения инвариантными способами и средствами преобразования окружающей действительности, применения в практической деятельности научных знаний, полученных при изучении смежных предметов. Построенный на основе проектной познавательно-трудовой деятельности предмет «Технология» на качественно новом уровне должен реализовать положительный отечественный и зарубежный опыт технологической, прикладной подготовки учащихся, их профессиональную ориентацию» [9].

Поэтому в содержание технологической и методической подготовки будущих учителей технологии уже сегодня необходимо внести соответствующие изменения, в частности, в методах и формах обучения.

В работах А. Н. Богатырёва, В. М. Жучкова, А. П. Надточего, В. А. Полякова, А. Н. Ростовцева, В. Д. Симоненко, А. И. Тимошенко, А. С. Тихонова и др. указывается на необходимость усиления проектировочно-конструкторской деятельности обучаемых. Это предпологает обучение студентов технологии творчества, развитие творческого мышления, формирование технологической культуры и т. д. [2].

Исследования в областисовременнойтеории и практики промышленныхтехнологий, педагогической науки позволили вскрыть противоречия, требующие научного и практического разрешения: между современным уровнем научно-технического прогресса и уровнем технологических знаний применяемых путей и средств совершенствования технологической подготовки учащейся молодежи; между необходимостью перехода от трудового к технологическому обучению и недостаточным уровнем подготовки учащейся молодежи и подготовки учительских кадров.

Например,изучение современных методов и способов обработки конструкционных материаловперспективно, т. к. в условиях средней и высшей школы отвечает установлению интегрированных связей физики, химии с технологией, что безусловно является актуальной, поскольку целью является: повышение качества подготовки будущих учителей технологии посредством разработки и внедрения дидактического и материального обеспечения учебного процесса, позволяющих реализовать интеграцию, естественно-научных, общетехнических и технологических дисциплин [7].

Каковыже пути и средства технологической подготовки учащейся молодежи, под которой понимаются, прежде всего, формирование их технологической грамотности, технологической образованности, включающие в себя систему технологических знаний, умений и навыков.

Для того, чтобы определить пути и средства технологической подготовки студентов — будущих учителей технологии мы, базируясь наоснове анализа психолого-педагогической, методической литературы, разработали с учетом принципов обучения, используемых в учебном процессе высшей школы, модель подготовки учителя технологии.

Она включает в себя: профессиограмму подготовки учителя технологии содержание педагогической деятельности преподавателя, в томчисле и обучение студентов наоснове интеграции естественно-научных, общетехнических и технологических дисциплин с учетом профессионально-творческой направленности обучения, ориентированного наразвитие опыта самообразовательной деятельности будущего специалиста; такиевиды деятельности студента, какисследовательская, проектировочно-конструкторская и предпринимательская,

Модельпостроена с учетом следующих принципов обучения в высшей школе [5]: — ориентированности высшего образования наразвитие личности будущего специалиста;

          обеспечения непрерывности образования;

          технического обеспечения образовательного процесса;

          соответствия вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологии);

          оптимального сочетания общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;

          рационального применения современных методов и средств обучения, на различных этапах подготовки специалистов;

          соответствии результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой и профессиональной деятельностью, обеспечения их конкурентоспособности.

Реализацияэтих принципов связана с освоением студентами проектной деятельности, включением их в научно и учебно-исследовательскую деятельность, организацией самостоятельной работы и практической деятельности по изготовлению различных узлов учебно-лабораторных установок по обработке конструкционных материалов методами электроискровой, электроискровой высокочастотной и поверхностной закалки металлов токами высокой частоты [6]. Кромеэтого разработана программа содержание курса по обучению студентов современным методам и способам обработки конструкционных материалов, при разработке которого мы исходили из того, что в высшей школе [8]:

а) изучаются не основы науки, а сама наука в развитии, что стимулирует сближение самостоятельной работы студентов с научно-исследовательской работой преподавателей;

б) в отличие от средней школы наблюдается единство научного и учебного начала;

в) гораздо сильнее, чем в средней школе, происходит проникновение идей профессионализации в преподавании почти всех наук.

В соответствии с этим при разработке содержания курса (теории и лабораторного практикума) мы ориентировались на следующие принципы отбора материалов [1]:

1)        высоконаучной и практической значимости учебного содержания;

2)        последовательного формирования знаний, умении и навыков (ЗУН) учебной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов;

3)        профессиональной направленности содержания, форм и методов обучения.

Наибольшей эффективностью лабораторный практикум обладает при использовании элементов учебно-научно-исследовательской работы. Поэтому в методических рекомендациях к лабораторному практикуму мы предусматриваем организацию учебного процесса на основе поисково-исследовательского метода с применением УИРС и НИРС, и метода проектов.

Роль этих методов особенно важна для развития технического мышления студентов, формирование проектно-конструкторских знании, умений и навыков самостоятельной и исследовательской работы, что обеспечивает, в свою очередь, высокую познавательную и творческую активность студентов [4].

Важным здесь является фактор создания такого варианта модели учебно-лабораторной установки, на которой возможно точно воспроизвести динамику основных физических и химических процессов, в условиях интеграции содержания естественно-научных, технологических и технических дисциплин с использованием разработанного комплекта действующих учебно-лабораторных установок, по обработке конструкционных материалов методами электроискровой, электроискровой высокочастотной и поверхностной закалки металлов токами высокой частоты.

Опыт показывает, что вовлечение студентов к учебно-научно-исследовательской деятельности способствует решению следующих дидактических задач [3]:

1)        Глубокому изучению фундаментальных (физики, химии) и общетехнических (материаловедение и технология конструкционных материалов, обработка материалов резаньем) дисциплин, овладению студентами системой специальных знаний, усилению межпредметных связей с целью совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя;

2)        обучениюстудентов методам и приемам учебно-исследовательской работы;

3)        использованию результатов научных исследований в учебном процессе;

4)        развитию умений и навыков самостоятельной работы и творческих способностей.

Исходяиз вышесказанного, можно сделать следующий вывод, о том, что реализация учебной программы в процессе обучения студентов современным, методам обработки конструкционных материалов, при использовании на занятиях лабораторного практикума, специально изготовленных учебно-лабораторных установок по обработке конструкционных материалов методами электроискровой, электроискровой высокочастотной и поверхностной закалки металлов токами высокой частоты, позволяют реализовать интеграцию естественно-научных, общетехнических и технологических дисциплин, что способствует вовлечение студентов технологического образования к учебно-научно-исследовательской деятельности.

 

Литература:

 

  1.      Гриценко, Л. И. Теория и практика обучения: интегративный подход [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л. И. Гриценко. — М.: Изд-во Академия, 2008–240с.
  2.      Дидактика технологического образования [Текст]: книга для учителя Часть 1. / Под ред. П. Р. Атутова. — Москва: Изд-во ИОСО РАО, 1997–230с.
  3.      Краевский, В. В. Основы обучения. Дидактика и методика [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. В. Краевский — 2-е изд., стер. — М.: изд-во Академия, 2008–352 с.
  4.      Сидоров, О. В. Междисциплинарные связи в формировании технического мышления студентов технологического образования [Текст]/О. В. Сидоров, Е. Б. Петелина, Л. В. Яковлева, А. В. Гоферберг. // Инновации и инвестиции. Научно-аналитический журнал. — 2015. — № 5 С.178–181.
  5.      Сидоров, О. В. Модель подготовки учителя технологии и ее роль в формировании естественно-научных, общетехнических и технологических знаний, умений и навыков. [Текст]/ О. В. Сидоров, Л. В. Козуб, В. М. Бызов, Н. Н. Козинец. — Инновации и инвестиции.- 2015.-№ 4.- С.50–54
  6.      Сидоров, О. В. Проектирование технических объектов как средство развития технического мышления учителей технологии [Текст]: / О. В. Сидоров. Технологическое образование в инновационном технологическом развитии экономики страны: материалы 20 Международной научно-практической конференции по проблемам технологического образования // под ред. Ю. Л. Хотунцева. Москва, Изд-во МПГУ, 2014 — С. 352–356.
  7.      Сидоров, О. В. Теоретическое обоснование обучения будущих учителей технологии электрофизическим и электрохимическим методам обработки конструкционных материалов [Текст]: / О. В. Сидоров. Проблемы развития образования и воспитания: теория и практика [монография]. Раздел 2. Глава 2. — Москва: Изд-во «Перо», 2015. — С.81–109
  8.      Сидоров, О. В. Электрофизические и электрохимические методы обработки конструкционных материалов: учеб. пособие [Текст]/ О. В. Сидоров, А. С. Тихонов; под ред. А. С. Тихонова. — 2-е изд. и доп. — Ишим: Изд-во ИГПИ, 2009. — 184С.
  9.      Симоненко, В. Д. Естественно научные основы технологической подготовки школьников [Текст] / В. Д. Симоненко, А. С. Тихонов. — Брянск: Изд-во Брянский государственный университет, 2002. — 228с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle