Библиографическое описание:

Коваль А. Н., Малыгина А. Н. К вопросу об использовании рисуночных тестов для оценки уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 969-972.



 

The article analyzes the possibilities of using the results of graphic activity in identifying the level of development of creative imagination in children preschool age.The authors attempt to clarify the criteria for estimating the level of formation of the creative imagination, and designated some funds for its development in older preschoolers.

Keywords: creative imagination, representational activities, diagnostics level of creative imagination.

 

В настоящее время в современном обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что требует совершенствования образовательного процесса с учетом психологических и возрастных закономерностей [3,4].

Исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого говорят нам о том, что, воображение-это не только предпосылка эффективного усвоения детьми новых знаний, но условие творческого преобразования имеющихся знаний, способствующих саморазвитию личности [1,2].

Воображение — это уникальная человеческая способность построения новых, не существующих ранее образов, путем переработки своего личного опыта. Творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. Воображение не разворачивается на пустом месте. Чтобы начать фантазировать, ребенок должен сначала увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти. Этим объясняется скудность детского воображения, но, тем не менее, оно им более необходимо, чем взрослым. Воображение тесно связано с мышлением и другими психическими процессами, поэтому способно активно преобразовывать полученные жизненные впечатления, знания, восприятия и представления.

Среди особенностей творческого воображения можно выделить как одну из самых важных — это эмоциональность процесса воображения. Дошкольники могут плакать из-за того, что серый волк напал на 3 поросят, или придумывать пути спасения колобка от лисы. А такие грозные персонажи как: Баба яга, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч могут не на шутку напугать ребенка. Ведь он думает, что они на самом деле существуют. Воображение помогает малышу решать эмоциональную и личностную проблему, так как ребенок в каждой игровой ситуации приписывает своим героям настоящие эмоции и чувства, мысли и поступки, отражает опыт социальных отношений.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека. Четвертая — состоит в формировании внутреннего плана действий. Пятая функция — это планирование и программирование деятельности.

С целью выявления формирования текущего уровня творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, с помощью изобразительных методик, была проведена исследовательская работа на базе МБДОУ № 52 города Арзамаса. В эксперименте участвовало 18 человек. При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы: наблюдение, анализ продуктов детской деятельности.

В исследовании применялась методика О. А. Белобрыкиной «Автомобиль без колес». Задача перед дошкольниками стояла очень простая: нарисовать несуществующий автомобиль, да еще и без колес. Вместо колес можно было использовать любые предметы (гусеницы, пирожки, лыжи, санки, яблоки, солнце, присоски, коньки и т.д) [5,6].В исследовании была использована четырехфазная оценка исходного уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Выделялись следующие критерии оценивания:

1)                 Оригинальность формы изображенного предмета (автомобиля):

        2 балла оригинальная форма (в реальном мире не встречающаяся);

        1 балл малооригинальная форма (реальный автомобиль, сэлементами фантазирования (выдуманные дверки, фары, стекла и т.д);

        0 баллов неоригинальная форма (обычный, реальный автомобиль)

2)                 Оригинальность цветового решения:

        2 балла оригинальное цветовое решение (смешивание красок, существенные различия в выборе цвета)

        1 балл малооригинальное цветовое решение (смешивание красок отсутствует, но части машины разных цветов)

        0 баллов неоригинальное цветовое решение(цвет однотонный, существующий у реальных машин)

3)                 Оригинальность предмета, замещающего колеса:

        2 баллы оригинальный предмет (совершенно несовместимый с колесом, животное, стакан и тому подобное)

        1 балл малооригинальный предмет (в основе есть круг, что очень схоже с формой колеса)

        0 баллов неоригинальный предмет (обычное колесо или нет предмета, замещающего его)

4)                 Использование нетрадиционной техники:

        2 балла оригинальная техника (использовании от 2 и более разных техник рисования- разбрызгивание, мазки)

        1 балл малооригинальная техника (использование одной техники)

        0 баллов неоригинальная техника (не использование ни одной техники)

Максимально возможное количество баллов-8, очень высокий уровень.Высокий уровень — от 6 баллов. Средний уровень — от 4 баллов. Низкий уровень — от 2 баллов

Данные проведенного эксперимента отражены в таблице 1.

 

Таблица 1

Критерии оценки уровня творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Имя ребенка

Оригин-ость формы (баллы)

Оригин-ость цвета (баллы)

Оригин-ость «колес» (баллы)

Оригин-ость техники(баллы)

1

Маша П

2

1

2

1

2

Кирилл М

1

1

1

0

3

Саша Л

0

1

2

1

4

Костя Д

1

0

1

0

5

Даниил С

1

1

2

0

6

Маргарита О

2

1

1

1

7

Лена И

1

2

2

1

8

Коля Т

1

1

2

1

9

Антон В

2

1

2

0

10

Люба П

2

2

2

1

11

Вера Ц

2

2

2

2

12

Вадим Г

1

1

1

0

13

Сергей С

2

0

2

0

14

Петр Р

1

1

1

1

15

Женя К

1

2

2

0

16

Оксана Д

0

1

1

0

17

Люда М

1

1

2

2

18

Стас М

1

2

2

2

 

По окончании диагностики были получены результаты, которые отражены в таблице 2. Оценка результатов осуществлялась в направлениях: 1) индивидуальная оценка уровня развития творческого воображения у каждого ребенка; 2) общая оценка каждого уровня в группе.

 

Таблица 2

Индивидуальный и групповой уровень творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Имя ребенка

Общее количество баллов

Уровень воображения

Общий уровень воображения в группе

1

Вера Ц

8

очень высокий

«Повышенный» или очень высокий — 1 человек (5,55 %)

2

Люба П

7

высокий

Высокий — 5 человек (27,78 %)

3

Лена И

6

высокий

4

Маша П

6

высокий

5

Люда М

6

высокий

6

Стас М

7

высокий

7

Даниил С

4

средний

Средний — 8 человек (44,45 %)

8

Коля Т

5

средний

9

Антон В

5

средний

10

Сергей С

4

средний

11

Петр Р

4

средний

12

Женя К

5

средний

13

Саша Л

4

средний

14

Маргарита О

5

средний

15

Кирилл М

3

низкий

Низкий — 4 человека (22,22 %)

16

Оксана Д

2

низкий

17

Костя Д

2

низкий

18

Вадим Г

3

низкий

 

Анализируя показатели, представленные в таблице 1 и 2, можно сделать вывод, что большинство детей данной группы имеют средний уровень развития творческого воображения, а именно 44,45 %. Рисунки дошкольников можно охарактеризовать так: не отличались слишком большой изощренностью и фантазией, но и не были на примитивной, лишенной воображения ступени.

«Повышенный» уровень– у одного ребенка (5,55 %) и не случайно. Данный уровень получить обычному ребенку, не наделенному особыми способностями, очень сложно. По результатам наблюдения, этот ребенок обладает творческими способностями в изобразительной деятельности.

Немалое количество дошкольников обладают высоким уровнем развития творческого воображения, а именно 5 (27,78 %) Большинство рисунков отличаются оригинальной формой исследуемого предмета, необычными техниками рисования, оригинальностью цвета и высоким уровнем фантазии.

В группе есть дети и с низким уровнем развития творческого воображения (4 человека-22,22 %). Им сложно давалось изменение стандартной формы предмета, необычные техники рисования не использовались, а цвет не отличался от заданных стандартов. Данный уровень ни в коем случае нельзя считать критичным, так как родители и педагоги могут скорректировать педагогический процесс и данная ситуация будет исправлена.

Считаем, что изобразительная деятельность играет значительную роль не только в диагностике творческого воображения, но и в его развитии.

На наш взгляд, одним из наиболее эффективных средств развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста являются занятия изобразительной деятельностью, поскольку, рисуя, ребенок проявляет рвение к познанию окружающего мира. Чем больше развито восприятие, наблюдательность, тем полнее они отражают действительность в своем творчестве. Изобразительная деятельность теснейшим образом связана не только с психическими процессами (восприятием, мышлением, памятью), но и с личностью ребенка в целом. Изобразительная деятельность способствует формированию образов воображения, причем образы возникают лишь в ходе этой деятельности. На наш взгляд развитие творческого воображения на занятиях изобразительной деятельности будет более продуктивным, если создать следующие условия: самостоятельное выполнение работы и самостоятельный выбор различных материалов; пробуждение эмоций в процессе восприятия действительности; создание проблемных ситуаций и творческое решение их; организация наблюдений за творческим процессом взрослых.

Рисование позволяет осваивать социальный мир, в котором живет ребенок. Дети искренне верят в то, что создают в своем воображении. У них пока еще отсутствует четкое отделение мира реального от мира вымышленного. Но, к сожалению, детское воображение намного беднее, чем у взрослого человека, так как детские фантазии строятся на основе реального опыта, а он, как мы знаем, намного меньше, чем у взрослых. Яркость, оригинальность, размах воображения, появляются не спонтанно, а в результате влияния со всех сторон взрослых. Такое влияние должно обогащать и уточнять представления ребенка об окружающих предметах и явлениях, а не навязывать готовые, уже существующие шаблоны и темы и для рисования. Нужно создавать способность оперировать образами, чтобы на их месте возникали новые. Важно формировать познавательные интересы, если этого не делать, то воображение будет отставать в развитии.

Целесообразно в работе по развитию творческого воображения применять интерактивные технологии. Одной из таких технологий выступает интерактивная доска как средство изобразительного творчества. Ее применение делает занятие разнообразнее, интереснее и привлекает внимание детей. Важно, что ее использование совершенно безопасно для здоровья и очень удобно в применении, не требует дополнительного использования ресурсов. Рисование на такой доске проходит в очень творческой форме: дети могут работать как в группе, так и индивидуально, активно развивая свое творческое воображение.

Подводя итог, отметим, что следующим нашим шагом в изучении развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста будет разработка оригинальной системы работы педагога по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

 

Литература:

 

  1.                Дьяченко О. М. Воображение дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений/О. М. Дьяченко. — М.:Знание, 1986. — 96с.
  2.                Кравцова Е. В. Развитие воображения/Е. В. Кравцова//Дошкольное воспитание. — 1989.– № 12. — с.45–47
  3.                Наумова Т. В. Особенности организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в условиях воспитания полинационального детского коллектива // Дошкольное воспитание. — 2015. № 1. — С.113–117
  4.                Наумова Т. В., Тихомирова О. Б. Духовно-нравственное развитие дошкольников в условиях детского сада // Наука и Мир, 2014. — № 1 (5). — С. 306–309.
  5.                Опевалова Е. В. Методы изучения познавательногоразвитиядетей по их рисункам: Учебно-методическое пособие/Е. В. Опевалова. — Комсомольск-на-Амуре: Издательство Комсом.-н/А гос. пед. университета, 2003. — 148с.
  6.                Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Практикум /Г. А. Урунтаева. — М.:Просвещение, 2006. — С.97.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle