Библиографическое описание:

Бейсетаев Д. Б., Султанова Б. К. Создание единого информационного пространства вуза // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 107-110.



 

В данной статье рассматривается один из подходов к организации единого информационно-образовательного пространства в вузе в условиях развития информационного общества, согласно которому системообразующим фактором интеграции всех компонентов образовательного континуума высшего учебного заведения выступает гуманистическая ориентация образовательной деятельности.

Ключевые слова: информационное общество, информатизация образования, единое информационно-образовательное пространство вуза.

 

Сегодня термины «информационное общество» и «информатизация образования» прочно заняли свое место в лексиконе преподавателей и ученых. В большинстве случаев эти понятия ассоциируются с развитием информационных технологий и средств й, позволяющих осуществить глобальный эволюционный скачок.

Несмотря на это, ученые и специалисты еще не пришли к единому пониманию содержания термина «информационное общество». В философском словаре под информационном обществом понимают характеристику стадии общественного развития, на которой решающее значение приобретает информация. По мнению директора центра статистики Финляндии Х. Джесканен-Сандстрем, информационное общество — это общество, в котором производится большое количество информации и коммуникационных товаров и услуг и в котором существует развитая индустрия производства разнообразного информационного содержания. [1]

Особенностью современной действительности является то, что главную ценность получает не фиксированный ограниченный объем знания, получаемого студентом в вузе, а умение осуществлять информационную деятельность, работать с информацией, осознавать свои личностно значимые информационные потребности и запросы. Сегодня, говоря о модернизации высшего образования, подчеркивается, что направление его развития в широком масштабе должно формироваться не только основываясь на представлении о нем как о производителе образовательных и иных услуг, но и как о творческой среде, социо-культурная функция которой заключается в воспроизводстве знаний и ценностей, создании концепций, теорий, методологии, технологий, информации.

В документах Болонского процесса сформулирована новая миссия университета как института непрерывного образования, при этом знание должно отвечать требованиям многоступенчатости и многоуровневости, а студент рассматриваться как активный субъект процесса обучения. Реалии современного образования таковы, что ориентация на активную позицию студента в процессе овладения знаниями немыслима без развития его информационной профессиональной культуры.

Становление гармоничной активной личности требует повышения роли системы образования в формировании информационной профессиональной культуры за счет утверждения гуманистических, профессиональных и духовно-нравственных ценностей в построении информационного образовательного пространства вуза.

Основными аспектами организации информационного образовательного пространства вуза являются: функционирование информационного пространства как динамично развивающейся открытой системы, обеспечивающей интеграцию информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс; взаимодействие в структуре информационного пространства ценностно-целевого, ресурсно-технологического, содержательного, психолого-педагогического, административно-организационного компонентов, а также компонента, характеризующего участников информационного взаимодействия; организация информационного образовательного пространства в личностно значимой парадигме при соблюдении критериев открытости, динамичности, целостности, информативности, эргономичности, иерархичности уровней наполнения содержания, аксиологического критерия. [2]

Современные подходы к формированию информационного образовательного пространства вуза порождают новые требования к структурированию его содержания. Существует необходимость исследования проблемы эффективного включения студентов в информационное образовательное пространство вуза, создания таких педагогических условий, при которых обучаемый будет осознавать себя активным творческим участником развивающихся информационных процессов. Однако практика показывает, что степень включения студентов в информационное образовательное пространство вуза носит несистемный характер, что говорит о необходимости усиления системности и целенаправленности этой работы.

В частности, обеспечение сферы образования теорией и практикой разработки и использования информационных и коммуникационных технологий должно быть тесно связано с повышением общего уровня культуры участников информационного образовательного пространства.

Эффективность содержания информационного образовательного пространства будет возрастать в том случае, если включение в него обучаемого, усвоение им знаний будет приводить не только к повышению общей грамотности и компетентности, но и к внутреннему личностному росту. Основным условием достижения этой цели является ориентация на насыщение образовательного пространства вуза личностным живым знанием, когда информация, сообщаемая в рамках учебно-воспитательного процесса и вне его, обретает для студента индивидуальную ценность в смысле участия и значимости знания в его личной жизни, и профессиональной деятельности.

При отборе и конструировании содержания информационного образовательного пространства вуза с целью повышения его эффективности в формировании информационной профессиональной культуры студентов следует учитывать следующие критерии: открытости; динамичности; целостности; информативности; личностной значимости; эргономичности; иерархичности; аксиологический критерий.

Исследование вопроса совершенствования процесса формирования информационной профессиональной культуры личности выявило необходимость формирования модели информационного образовательного пространства вуза, включающей следующие модули:

                    модуль образовательных ресурсов учебного, научно-исследовательского, воспитательного и информационно-просветительского назначения;

                    модуль информационных ресурсов образовательного назначения;

                    модуль программно-аппаратных и технических средств и устройств, функционирующих на базе ИКТ;

                    обучающий модуль;

                    организационно-целевой модуль.

Основополагающим фактором повышения эффективности процессов информатизации в системе образования является увеличение уровня развития информационной культуры общества и отдельной личности. [3]

Сегодня понимание проблемы образования, воспитания, развития личности не возможно без учета информационных взаимодействий, в которые вступает обучаемый, включаясь в информационное образовательное пространство вуза.

Для организации информационного образовательного пространства вуза в современных условиях немаловажное значение принимает его технологическая составляющая: информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания; организационные структуры, обеспечивающие сбор, обработку, хранение, поиск, распространение информации; средства информационного взаимодействия, в том числе программно-технические и документальные, обеспечивающие доступ к информационным ресурсам с помощью соответствующих информационных технологий. Однако при этом следует учитывать, что информационное образовательное пространство вуза несет в себе весомый культурообразующий потенциал, эффективность которого зависит от содержания информационного образовательного пространства.

При отборе содержания информационного образовательного пространства вуза с целью повышения его эффективности в формировании информационной профессиональной культуры студентов следует учитывать критерии: открытости; динамичности; целостности; информативности; личностной значимости; эргономичности; иерархичности; аксиологический критерий.

Соблюдение выделенных критериев позволит осуществить интеграцию образовательных ресурсов высшего учебного заведения, его интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала в развитую информационную инфраструктуру вуза.

Проблема формирования информационной профессиональной культуры будущего специалиста не сводится только лишь к овладению им новейшими методами поиска, получения, обработки, производства и применения информации. При восприятии учебной информации обучаемый должен подходить к ее выбору и осмыслению с позиций новизны и значимости в его будущей профессиональной деятельности. Содержание информационного образовательного пространства должно обогащать представления студента о том или ином предмете, создавать предпосылки осознания необходимости саморазвития в профессиональной сфере. Эффективность этого процесса зависит от общего уровня информационной профессиональной культура обучаемого.

Стратегические цели вуза, касающиеся обеспечения доступности, качества образования, подготовки высококвалифицированных и востребованных специалистов в современном информационном обществе, соответствие его условиям внешней среды и сокращение затрат возможны только при внедрении в учебный процесс информационных технологий, при использовании инструментов электронного обучения, направленных на:

                    развитие образовательного учреждения как центра единой научной и образовательной инфокоммуникационной среды;

                    достижение нового качества образовательной и научной деятельности за счет использования информационных и телекоммуникационных инноваций.

Очевидно, что создание единого информационно-образовательного пространства в вузе позволит решить такие проблемы, как:

                    организация сетевого взаимодействия структурных подразделений для развития мобильности, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений;

                    создание единой системы мониторинга и оценки качества образования;

                    за счет унификации форм представления отчетных документов;

                    создание системы дистанционного обучения в системе общего и дополнительного образования;

                    автоматизация документооборота.

Преобразование системы деятельностей направлено, в первую очередь, на интеграцию ее гносеологических и практических разновидностей, что обеспечит преодоление все углубляющегося в последние годы разрыва между теоретическим обучением и практическим освоением профессиональной деятельности в вузах. [4]

Таким образом, системообразующим фактором интеграции всех компонентов образовательного континуума высшего учебного заведения в единое информационно- образовательное пространство выступает гуманистическая ориентация образовательной деятельности, выражающаяся в приоритете целей развития и саморазвития личности обучающихся, раскрытия ее потенциальных возможностей. Тогда, создав единое информационно-образовательное пространство в вузе, мы сможем подняться на качественно новую ступень развития образования, осваивать и эффективно использовать все возможности, предоставляемые новейшими информационными технологиями.

 

Литература:

 

  1.                Самерханова, Э. К. Информационно-образовательное пространство: теоретико-методологический аспект / Э. К. Самерханова. — Н.Новгород: НГПУ, 2011.
  2.                Иванов В. А., Соловьев В. М. О концепции формирования единого информационного пространства университетского комплекса. Инновационные методы и технологии в условиях новой образовательной парадигмы: Сб. науч. Тр. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. — с. 52–56.
  3.                Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров / Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  4.                Баранова Т. А., Максимова О. А., Фомина А. А. Создание современной информационно-образовательной среды образовательного учреждения // Информатика и образование. Серия: Педагогика. 2007.№ 1.
  5.                     Новикова В. А. Информационное образовательное пространство вуза как фактор формирования информационной профессиональной культуры будущего специалиста / В. А. Новикова, диссертация, 2009г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle