Библиографическое описание:

Жиженина Л. М., Клокова Т. Б. Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 294-297.

 

В статье проводится оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса. В результате проведенных исследований высчитаны адаптационный потенциал, тип саморегуляции кровообращения, проведено распределение испытуемых по типам саморегуляции кровообращения. Выявлена тенденция к снижению напряжения регуляторных систем к старшим курсам в условиях экзаменационного стресса.

Ключевые слова: адаптационный потенциал, адаптация, стресс, сердечно-сосудистая система, тип саморегуляции кровообращения.

 

В настоящее время получение высшего профессионального образования носит массовый характер и охватывает студентов разных возрастов, уровня общешкольной подготовки, способностей и состояния здоровья. Проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшем учебном заведении является одной из важнейших проблем, так как требует от организма значительной активности биологических и физиолого-психологических резервов. Экзаменационный стресс является фактором, оказывающим негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов [6, 7]. Вопросы адаптации студентов к условиям обучения рассматривались различными исследователями. Оценивались действие экзаменационного стресса на сердечную деятельность [4], снижение адаптационных резервов организма [5], соответствие учебных нагрузок резервным возможностям студентов [2, 3].

В исследовании принимали участие студенты Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского естественно — географического факультета 1–4 курсов (всего 72 человека). Было обследовано 18 студентов 1 курса, 19 человек 2 курса, 16–3 курса и 19–4 курса.

Исследование выполнялось методами антропометрическими, статистическими и устного опроса. Измеряли артериальное давление и частоту сердечных сокращений, определяли рост, вес и возраст студентов. Чтобы оценить уровень функционирования системы кровообращения был использован адаптационный потенциал системы кровообращения: АП=(0,011*ЧСС)+(0,014*АДС)+(0,008*АДД)+(0,014*В)+(0,009*МТ)+(0,009*Р)-0,27 [1]. Также рассчитывался тип саморегуляции кровообращения (ТСК): .

На первом этапе исследования было установлено распределение испытуемых по типу саморегуляции кровообращения (Рис. 1.). Так на 1 курсе перед экзаменом возрастает число студентов с сердечным типом саморегуляции до 72 % (50 % в обычный учебный день) и снижается число с сердечно — сосудистым до 17 % и сосудистым до 11 % (в обычный день 33 % и 17 % соответственно). У студентов 2 курса число лиц с сердечным типом саморегуляции кровообращения остаётся неизменным, тогда как увеличивается число испытуемых с другими типами регуляции на 5 % каждый. На старших курсах картина распределения по типам регуляции несколько отличается от таковой на первых двух курсах. На 3 курсе снижается число испытуемых с сердечным типом регуляции на 31,5 %, а на 4 на 18 %. Количество обследуемых с сердечно-сосудистым типом увеличивается на 31,5 % и 12 % соответственно. При повторном снятии показаний после экзамена, у испытуемых всех курсов было выявлено снижение числа лиц с сердечным типом регуляции (самое сильное на 4 курсе — на 44,25 %) и увеличение с сердечно — сосудистым. Таким образом, мы можем видеть, что к старшим курсам реакция сердечно — сосудистой системы на экзаменационный стресс проявляется в смещении регуляции в сторону повышения функциональных резервов.

Сравнивая распределение студентов по типам регуляции перед экзаменом, мы можем видеть, что на 2 и 1 курсе наблюдается большее число испытуемых с сердечным типом регуляции (79 % и 72 % соответственно). С сердечным и сердечно — сосудистым примерно равное количество (Рис. 1). Такое распределение свидетельствует о напряжении регуляции сердечно сосудистой системы у студентов младших курсов.

После экзамена наибольшее число лиц с сердечно — сосудистым типом наблюдается на 2 курсе (68 %), а наименьшее на 4 курсе (18,75 %). К 4 курсу происходит увеличение процента студентов с сердечно — сосудистым типом регуляции до 68,75 % (на 2 курсе 21 %). Наибольшее число испытуемых с сосудистым типом регуляции оказалось на 1 курсе. Из диаграммы видно, что у студентов 2 курса восстановление регуляции сердечной деятельности после экзаменационного стресса происходит медленнее, чем у других курсов.

Рис. 1. Соотношение студентов естественно-географического факультета по типам саморегуляции кровообращения (ТСК) в (%)

 

Изучив значения адаптационного потенциала системы кровообращения (АП), мы также распределили студентов на группы (Рис.2.). На графике видно, что у всех студентов 1 курса в обычный день наблюдается удовлетворительная адаптация (100 %), но перед экзаменом таких студентов с удовлетворительной адаптацией становится (28 %) и (72 %) студентов имеют напряжение механизмов адаптации. После экзамена число студентов с удовлетворительной адаптацией и с напряжением механизмов адаптации распределяется поровну.

У 2 курса уже в обычный день наблюдается разделение на 2 группы, с удовлетворительной адаптацией — 79 % и с напряжением механизмов адаптации — 21 %. Перед экзаменом процентное соотношение несколько меняется: с удовлетворительной адаптацией студентов становится 63 %, а с напряжением механизмов адаптации 37 %. После экзамена распределение по группам становится таким же, как и в обычный день.

На 3 курсе, как и на 1 курсе у всех студентов удовлетворительная адаптация (100 %), перед экзаменом количество испытуемых с этим типом адаптации уменьшается до (69 %), а (31 %) имеют напряжение механизмов адаптации. После экзамена процентное соотношение практически не меняется.

На 4 курсе значения адаптационного потенциала изменялись менее значительно. В обычный день у всех студентов удовлетворительная адаптация (100 %), перед экзаменом с удовлетворительной адаптацией становится (75 %) и (25 %) с напряжением механизмов адаптации. После экзамена (88 %) студентов имеют удовлетворительную адаптацию и (13 %) напряжение механизмов адаптации.

Оценивая полученные данные можно предположить, что самая высокая адаптация к экзаменационному стрессу у студентов 4 курса, т. к. во всех трех случаях большой процент удовлетворительной адаптации. Возможно, это связано с тем, что студенты 4 курса по сравнению с остальными курсами уже много раз сдавали экзамены. Студенты на 3 и на 2 курсе лишь немного отстают по показателям от 4 курса. Меньше адаптирован 1 курс, что может быть связано с переходом в новую учебную обстановку и новыми требованиями.

Рис. 2. Соотношение студентов естественно-географического факультета по значениям адаптационного потенциала системы кровообращения (АП) (в %)

 

Изучая средние значения показателей сердечно — сосудистой системы мы установили, что у студентов всех курсов наблюдается небольшое увеличение уровня систолического давления в процессе обучения (Рис.3), однако показания не выходили за пределы нормы. Только в период окончания экзамена САД у студентов 3 курса несколько превысил норму (131,6 мм. рт. ст.).

Рис. 3. Средние значения уровня систолического давления (мм. рт. ст.)

 

Также на этом этапе исследования мы рассмотрим изменение диастолического давления и частоты сердечных сокращений.

В обычный день у студентов всех курсов значения ДАД не выходят за пределы нормы. В период экзаменационной сессии на 1 и 2 курсах наблюдается одинаковая картина изменения давления: до экзамена оно поднимается (на 1 курсе значения ДАД выходят за пределы нормы — 86,9 мм. рт. ст.), а после экзамена становится чуть ниже. В то время как у 3 и 4 курсов наблюдается тенденция повышения давления перед и после экзамена, что видно на графиках (Рис. 4.).

Рис. 4. Средние значения уровня диастолического давления (мм. рт. ст.)

 

На рис.5 видно, что у всех курсов наблюдается одинаковая тенденция повышения ЧСС перед экзаменом и понижения после экзамена. Самые высокие показатели, далеко выходящие за пределы нормы, были выявлены перед экзаменом у студентов 1 курса (107,3 уд\мин). Самые низкие показатели ЧСС были у 4 курса (87,5 уд\мин). После экзамена средние значения ЧСС у испытуемых всех курсов находятся примерно на одном уровне. Однако, у четверокурсников все показатели ЧСС ниже, чем у остальных курсов. Мы полагаем, что это связано с более высокой адаптации студентов к экзаменационному стрессу.

Рис. 5. Средние значения уровня частоты сердечных сокращений (уд\мин)

 

Таким образом, результаты нашего исследования позволили выявить различный уровень адаптации сердечно — сосудистой системы студентов к экзаменационному стрессу.

У студентов младших курсов наблюдается напряжение регуляции сердечно сосудистой системы и напряжение механизмов адаптации. У второкурсников восстановление регуляции сердечной деятельности после экзаменационного стресса происходит медленнее, чем у других курсов, что может быть связано с более сложными предметами.

Оценивая полученные данные можно предположить, что самая высокая адаптация к экзаменационному стрессу у студентов 4 курса, т. к. во всех трех случаях большой процент удовлетворительной адаптации.

 

Литература:

 

  1.                Баевский Р. М. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева, В. К. Вакулин и др. // Здравоохранение Российской федерации. — 1987. — № 9. — С. 5–23.
  2.                Пушкарева И. Н. Адаптация студентов к учебному процессу в системе современного высшего образования / И. Н. Пушкарева, С. В. Кумсков, С. А. Новоселов // Теория и практика физической культуры. 2010. № 3. С. 55–57.
  3.                Статуева Л. М. Психофизиологическая адаптация старшеклассников и студентов к различным системам обучения: автореф. дис. …канд. биол. наук. Н. Новгород, 2008.
  4.                Токаева Л. К. Влияние экзаменационного стресса на психоэмоциональный статус и функциональное состояние сердечно — сосудистой системы первокурсников / Л. К. Токаева, С. С. Павленкович // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 2. URL: sciens-education.ru/102–6054 (дата обращения: 14.08.12).
  5.                Ушаков И. Б., Бубеев Ю. А., Ушаков Б. Н., Попов В. И. Психофизиологические механизмы адаптации при стрессе смертельно опасных состояний // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2012. Т. 11. № 4. С. 1127–1130.
  6.                Щербатых, Ю. В. Влияние показателей высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса / Ю. В. Щербатых // Журнал ВНД им. И. П. Павлова. 2000. — № 6. — С. 959–965.
  7.                Юматов Е. А., Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов / Е. А. Юматов, В. А. Кузьменко, В. И. Бадиков и др. // Физиология человека. -2001. -№ 2 (Т. 27).-С. 104–110.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle