Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Биология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.12.2015

Статья просмотрена: 992 раза

Библиографическое описание:

Жиженина, Л. М. Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса / Л. М. Жиженина, Т. Б. Клокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 294-297. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23917/ (дата обращения: 19.04.2024).

 

В статье проводится оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса. В результате проведенных исследований высчитаны адаптационный потенциал, тип саморегуляции кровообращения, проведено распределение испытуемых по типам саморегуляции кровообращения. Выявлена тенденция к снижению напряжения регуляторных систем к старшим курсам в условиях экзаменационного стресса.

Ключевые слова: адаптационный потенциал, адаптация, стресс, сердечно-сосудистая система, тип саморегуляции кровообращения.

 

В настоящее время получение высшего профессионального образования носит массовый характер и охватывает студентов разных возрастов, уровня общешкольной подготовки, способностей и состояния здоровья. Проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшем учебном заведении является одной из важнейших проблем, так как требует от организма значительной активности биологических и физиолого-психологических резервов. Экзаменационный стресс является фактором, оказывающим негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов [6, 7]. Вопросы адаптации студентов к условиям обучения рассматривались различными исследователями. Оценивались действие экзаменационного стресса на сердечную деятельность [4], снижение адаптационных резервов организма [5], соответствие учебных нагрузок резервным возможностям студентов [2, 3].

В исследовании принимали участие студенты Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского естественно — географического факультета 1–4 курсов (всего 72 человека). Было обследовано 18 студентов 1 курса, 19 человек 2 курса, 16–3 курса и 19–4 курса.

Исследование выполнялось методами антропометрическими, статистическими и устного опроса. Измеряли артериальное давление и частоту сердечных сокращений, определяли рост, вес и возраст студентов. Чтобы оценить уровень функционирования системы кровообращения был использован адаптационный потенциал системы кровообращения: АП=(0,011*ЧСС)+(0,014*АДС)+(0,008*АДД)+(0,014*В)+(0,009*МТ)+(0,009*Р)-0,27 [1]. Также рассчитывался тип саморегуляции кровообращения (ТСК): .

На первом этапе исследования было установлено распределение испытуемых по типу саморегуляции кровообращения (Рис. 1.). Так на 1 курсе перед экзаменом возрастает число студентов с сердечным типом саморегуляции до 72 % (50 % в обычный учебный день) и снижается число с сердечно — сосудистым до 17 % и сосудистым до 11 % (в обычный день 33 % и 17 % соответственно). У студентов 2 курса число лиц с сердечным типом саморегуляции кровообращения остаётся неизменным, тогда как увеличивается число испытуемых с другими типами регуляции на 5 % каждый. На старших курсах картина распределения по типам регуляции несколько отличается от таковой на первых двух курсах. На 3 курсе снижается число испытуемых с сердечным типом регуляции на 31,5 %, а на 4 на 18 %. Количество обследуемых с сердечно-сосудистым типом увеличивается на 31,5 % и 12 % соответственно. При повторном снятии показаний после экзамена, у испытуемых всех курсов было выявлено снижение числа лиц с сердечным типом регуляции (самое сильное на 4 курсе — на 44,25 %) и увеличение с сердечно — сосудистым. Таким образом, мы можем видеть, что к старшим курсам реакция сердечно — сосудистой системы на экзаменационный стресс проявляется в смещении регуляции в сторону повышения функциональных резервов.

Сравнивая распределение студентов по типам регуляции перед экзаменом, мы можем видеть, что на 2 и 1 курсе наблюдается большее число испытуемых с сердечным типом регуляции (79 % и 72 % соответственно). С сердечным и сердечно — сосудистым примерно равное количество (Рис. 1). Такое распределение свидетельствует о напряжении регуляции сердечно сосудистой системы у студентов младших курсов.

После экзамена наибольшее число лиц с сердечно — сосудистым типом наблюдается на 2 курсе (68 %), а наименьшее на 4 курсе (18,75 %). К 4 курсу происходит увеличение процента студентов с сердечно — сосудистым типом регуляции до 68,75 % (на 2 курсе 21 %). Наибольшее число испытуемых с сосудистым типом регуляции оказалось на 1 курсе. Из диаграммы видно, что у студентов 2 курса восстановление регуляции сердечной деятельности после экзаменационного стресса происходит медленнее, чем у других курсов.

Рис. 1. Соотношение студентов естественно-географического факультета по типам саморегуляции кровообращения (ТСК) в (%)

 

Изучив значения адаптационного потенциала системы кровообращения (АП), мы также распределили студентов на группы (Рис.2.). На графике видно, что у всех студентов 1 курса в обычный день наблюдается удовлетворительная адаптация (100 %), но перед экзаменом таких студентов с удовлетворительной адаптацией становится (28 %) и (72 %) студентов имеют напряжение механизмов адаптации. После экзамена число студентов с удовлетворительной адаптацией и с напряжением механизмов адаптации распределяется поровну.

У 2 курса уже в обычный день наблюдается разделение на 2 группы, с удовлетворительной адаптацией — 79 % и с напряжением механизмов адаптации — 21 %. Перед экзаменом процентное соотношение несколько меняется: с удовлетворительной адаптацией студентов становится 63 %, а с напряжением механизмов адаптации 37 %. После экзамена распределение по группам становится таким же, как и в обычный день.

На 3 курсе, как и на 1 курсе у всех студентов удовлетворительная адаптация (100 %), перед экзаменом количество испытуемых с этим типом адаптации уменьшается до (69 %), а (31 %) имеют напряжение механизмов адаптации. После экзамена процентное соотношение практически не меняется.

На 4 курсе значения адаптационного потенциала изменялись менее значительно. В обычный день у всех студентов удовлетворительная адаптация (100 %), перед экзаменом с удовлетворительной адаптацией становится (75 %) и (25 %) с напряжением механизмов адаптации. После экзамена (88 %) студентов имеют удовлетворительную адаптацию и (13 %) напряжение механизмов адаптации.

Оценивая полученные данные можно предположить, что самая высокая адаптация к экзаменационному стрессу у студентов 4 курса, т. к. во всех трех случаях большой процент удовлетворительной адаптации. Возможно, это связано с тем, что студенты 4 курса по сравнению с остальными курсами уже много раз сдавали экзамены. Студенты на 3 и на 2 курсе лишь немного отстают по показателям от 4 курса. Меньше адаптирован 1 курс, что может быть связано с переходом в новую учебную обстановку и новыми требованиями.

Рис. 2. Соотношение студентов естественно-географического факультета по значениям адаптационного потенциала системы кровообращения (АП) (в %)

 

Изучая средние значения показателей сердечно — сосудистой системы мы установили, что у студентов всех курсов наблюдается небольшое увеличение уровня систолического давления в процессе обучения (Рис.3), однако показания не выходили за пределы нормы. Только в период окончания экзамена САД у студентов 3 курса несколько превысил норму (131,6 мм. рт. ст.).

Рис. 3. Средние значения уровня систолического давления (мм. рт. ст.)

 

Также на этом этапе исследования мы рассмотрим изменение диастолического давления и частоты сердечных сокращений.

В обычный день у студентов всех курсов значения ДАД не выходят за пределы нормы. В период экзаменационной сессии на 1 и 2 курсах наблюдается одинаковая картина изменения давления: до экзамена оно поднимается (на 1 курсе значения ДАД выходят за пределы нормы — 86,9 мм. рт. ст.), а после экзамена становится чуть ниже. В то время как у 3 и 4 курсов наблюдается тенденция повышения давления перед и после экзамена, что видно на графиках (Рис. 4.).

Рис. 4. Средние значения уровня диастолического давления (мм. рт. ст.)

 

На рис.5 видно, что у всех курсов наблюдается одинаковая тенденция повышения ЧСС перед экзаменом и понижения после экзамена. Самые высокие показатели, далеко выходящие за пределы нормы, были выявлены перед экзаменом у студентов 1 курса (107,3 уд\мин). Самые низкие показатели ЧСС были у 4 курса (87,5 уд\мин). После экзамена средние значения ЧСС у испытуемых всех курсов находятся примерно на одном уровне. Однако, у четверокурсников все показатели ЧСС ниже, чем у остальных курсов. Мы полагаем, что это связано с более высокой адаптации студентов к экзаменационному стрессу.

Рис. 5. Средние значения уровня частоты сердечных сокращений (уд\мин)

 

Таким образом, результаты нашего исследования позволили выявить различный уровень адаптации сердечно — сосудистой системы студентов к экзаменационному стрессу.

У студентов младших курсов наблюдается напряжение регуляции сердечно сосудистой системы и напряжение механизмов адаптации. У второкурсников восстановление регуляции сердечной деятельности после экзаменационного стресса происходит медленнее, чем у других курсов, что может быть связано с более сложными предметами.

Оценивая полученные данные можно предположить, что самая высокая адаптация к экзаменационному стрессу у студентов 4 курса, т. к. во всех трех случаях большой процент удовлетворительной адаптации.

 

Литература:

 

  1.                Баевский Р. М. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева, В. К. Вакулин и др. // Здравоохранение Российской федерации. — 1987. — № 9. — С. 5–23.
  2.                Пушкарева И. Н. Адаптация студентов к учебному процессу в системе современного высшего образования / И. Н. Пушкарева, С. В. Кумсков, С. А. Новоселов // Теория и практика физической культуры. 2010. № 3. С. 55–57.
  3.                Статуева Л. М. Психофизиологическая адаптация старшеклассников и студентов к различным системам обучения: автореф. дис. …канд. биол. наук. Н. Новгород, 2008.
  4.                Токаева Л. К. Влияние экзаменационного стресса на психоэмоциональный статус и функциональное состояние сердечно — сосудистой системы первокурсников / Л. К. Токаева, С. С. Павленкович // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 2. URL: sciens-education.ru/102–6054 (дата обращения: 14.08.12).
  5.                Ушаков И. Б., Бубеев Ю. А., Ушаков Б. Н., Попов В. И. Психофизиологические механизмы адаптации при стрессе смертельно опасных состояний // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2012. Т. 11. № 4. С. 1127–1130.
  6.                Щербатых, Ю. В. Влияние показателей высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса / Ю. В. Щербатых // Журнал ВНД им. И. П. Павлова. 2000. — № 6. — С. 959–965.
  7.                Юматов Е. А., Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов / Е. А. Юматов, В. А. Кузьменко, В. И. Бадиков и др. // Физиология человека. -2001. -№ 2 (Т. 27).-С. 104–110.
Основные термины (генерируются автоматически): курс, экзаменационный стресс, удовлетворительная адаптация, напряжение механизмов адаптации, студент, экзамен, тип саморегуляции кровообращения, предел нормы, сосудистая система, адаптационный потенциал.


Похожие статьи

Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов...

В статье проводится оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса. В результате проведенных исследований высчитаны адаптационный потенциал, тип саморегуляции кровообращения...

Регуляция сердечно-сосудистой системы у студентов...

Ключевые слова: адаптационный потенциал, адаптация, сердечно-сосудистая система, тип саморегуляции кровообращения.

Методическая разработка исследовательского занятия по...

Трактовка значений адаптационного потенциала: ниже 2.6 — удовлетворительная адаптация; 2.6 — 3.9 — напряжение механизмов адаптации; 3.10 — 3.49 — неудовлетворительная адаптация; 3.5 и выше — срыв адаптации.

Регуляция сердечно-сосудистой системы у студентов...

Ключевые слова: адаптационный потенциал, адаптация, сердечно-сосудистая система, тип саморегуляции кровообращения.

Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень...

Удовлетворительная адаптация. Напряжение механизмов адаптации.

Каташинская, Л.И., Лавриков А. В., Распределение типов кровообращения подростков в зависимости от пола, уровня физической работоспособности и физического развития [Текст] / Л. И. Каташинская, А. В...

Экзаменационный стресс и его профилактика

Адаптация организма к изменяющимся условиям среды начинается с общего адаптационного синдрома — реакции общезащитного характера.

Стоит отметить, что нередко педагоги являются стимуляторами стресса, которые вызваны личным напряжением перед экзаменами...

Исследование взаимосвязи функционального состояния...

ситуативная тревожность, неудовлетворительная адаптация, удовлетворительная адаптация, группа, функциональное состояние, высокий уровень, сердечно-сосудистая система, напряжение механизмов...

Определение и оценка адаптационного потенциала...

Определение и оценка адаптационного потенциала старшеклассников и студентов первого курса во время учебного года.

Для исключения побочного влияния острого периода воздействия учебных нагрузок на процесс адаптации студентов первого курса исследования...

Похожие статьи

Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов...

В статье проводится оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса. В результате проведенных исследований высчитаны адаптационный потенциал, тип саморегуляции кровообращения...

Регуляция сердечно-сосудистой системы у студентов...

Ключевые слова: адаптационный потенциал, адаптация, сердечно-сосудистая система, тип саморегуляции кровообращения.

Методическая разработка исследовательского занятия по...

Трактовка значений адаптационного потенциала: ниже 2.6 — удовлетворительная адаптация; 2.6 — 3.9 — напряжение механизмов адаптации; 3.10 — 3.49 — неудовлетворительная адаптация; 3.5 и выше — срыв адаптации.

Регуляция сердечно-сосудистой системы у студентов...

Ключевые слова: адаптационный потенциал, адаптация, сердечно-сосудистая система, тип саморегуляции кровообращения.

Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень...

Удовлетворительная адаптация. Напряжение механизмов адаптации.

Каташинская, Л.И., Лавриков А. В., Распределение типов кровообращения подростков в зависимости от пола, уровня физической работоспособности и физического развития [Текст] / Л. И. Каташинская, А. В...

Экзаменационный стресс и его профилактика

Адаптация организма к изменяющимся условиям среды начинается с общего адаптационного синдрома — реакции общезащитного характера.

Стоит отметить, что нередко педагоги являются стимуляторами стресса, которые вызваны личным напряжением перед экзаменами...

Исследование взаимосвязи функционального состояния...

ситуативная тревожность, неудовлетворительная адаптация, удовлетворительная адаптация, группа, функциональное состояние, высокий уровень, сердечно-сосудистая система, напряжение механизмов...

Определение и оценка адаптационного потенциала...

Определение и оценка адаптационного потенциала старшеклассников и студентов первого курса во время учебного года.

Для исключения побочного влияния острого периода воздействия учебных нагрузок на процесс адаптации студентов первого курса исследования...

Задать вопрос