Библиографическое описание:

Жуйкова Т. П., Олзей Д. Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 952-954.

 

Дидактическая игра позволяет педагогу: руководить деятельностью детей, не вставая на позицию учителя; создавать действенную для дошкольника мотивацию, делая тем самым деятельность привлекательной для него, учитывающей его потребности и интересы. Ставить близкую и понятную для дошкольника цель, которая непосредственно связана с игровым мотивом; обеспечить вариативность ситуаций, в которых ребенок применяет полученные знания, интеллектуальные умения и навыки, обобщенные способы действия; стимулировать активность всех детей. [1]

Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на занятиях, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка.

В работе с детьми дошкольного возраста мы использовали дидактические игры из нестандартного оборудования.

Нестандартное оборудование состоит из: предметов быта полиэтиленовых крышек, хозяйственных губок, прищепок; природных материалов: семян фасоли, песка, мелких камней; бросовых материалов: пластиковых бутылок и крышек от них, старых фломастеров и пр.

Дидактические игры из нестандартного оборудования — источник физического и психического развития ребенка, фактор, способствующий развитию и упражнению всех детских способностей. В них развиваются зрение, мышечное чувство, слух, моторика, а также такие интеллектуальные процессы, как память, мышление, воображение. Кроме того, игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры.

Возможные варианты развивающих тренажеров Е. А. Полозовой.

DSCN1562

Рис. 1. Многофункциональный развивающий тренажер настенный

 

Красочный материал многофункционального развивающего тренажера настенного создает заинтересованность в работе, создается эмоциональный настрой. В ходе выполнения заданий воспитатель побуждает каждого ребенка пояснить свои действия, рассказывать, что и как делает, что получилось в результате [2].

Приведем пример заданий, проводимых нами с детьми среднего дошкольного возраста: «Ориентировка в пространстве»

Примерные задания:

  1. Выше, ниже

В первом вертикальном ряду прикрутить (сделать столбик), во втором ряду прикрутить пробок столько, чтобы второй столбик был ниже.

  1. Верх, низ

Разделить тренажер по горизонтали пополам (шестой ряд по горизонтали выделить пробками или резинкой), дать задание вверху прикрутить красную пробку, внизу — зеленую; над линией — желтую пробку, под линией — синюю пробку.

  1. Слева, справа

Разделить тренажер по вертикали пополам (шестой ряд по вертикали пробками или резинкой); прикрутить пробку желтого цвета слева, красного цвета справа.

  1. Больше, меньше, поровну

В горизонтальном ряду тренажера 11 винтов для пробок, детям дано 12 пробок, воспитатель предлагает прикинуть пробки и узнать чего больше (меньше, поровну).

«Количество и счет»

  1.                Один, много

Рассказывали детям, что у куклы Маши рассыпались бусы, нужно их собрать; дети берут по одной пробке в руки. Сколько пробок — бусинок в руке? (одна). Дети прикручивают в горизонтальном ряду пробки, создавая бусы. Сколько всего бусинок? (много).

  1.                Обучение счету (1,2,3,4,5).

Резинкой обтянуть рабочие детали (винты) в форме домика, где живет белочка.

— Сколько домиков? (один). Предлагали детям положить (прикрутить) в домик для белочки орешек. Необходимо определить: домик один и орешек один. Затем с помощью резинки делается еще один домик, детям самостоятельно узнавали, чего стало больше (меньше). Пересчитав предметы, мы акцентировали внимание каждого ребенка на игровом числе. Также предлагали подумать, что нужно сделать, чтобы орешков и домиков стало поровну, т. е. два. Во второй домик дети добавляли орешек и самостоятельно пересчитывали домики, затем орешки, демонстрируя количественные соотношения.

Второй многофункциональный развивающий тренажер «Юбка».

Юбка состоит из шести основных клиньев и двух запахов, один откидной карман.

 

Юбка-тренажер многофункциональна, ее можно использовать для мини занятий и как составляющую часть интегрированного занятия, работа с ней может быть включена в игровую и сюжетную деятельность. Каждый клин юбки соответствует определенной тематике. Работа с юбкой вызывает огромный интерес, большое количество потайных карманов, молний, запахов дает возможность создавать сюрпризные моменты, которые детям очень нравятся. Клин «Цветок — Карман». Нашиты лепестки, трава, листья. Клин «фрукты»

Фрукты и грибы нашиты по всей поверхности клина, фрукты двух цветов — зеленый и красный.

Клин «Девочка»

Нашито лицо девочки, шея, руки, платье, ноги, туфли, в голову вшиты тесемки красного цвета (сплетаются косички), глазки — пуговицы синего цвета, нос и рот. Верхняя часть откидного кармана приклеены бабочки и цветы.

Клин «дом и яблоня»

Цель: активизировать словарь (цветок, стебель, листья, лепестки); развивать умение различать и называть предмет на юбке, формируя способность к обобщению; развивать мелкую моторику руки; вызывать радость от общения.

Тема «Фрукты»

На основном клине рассматриваются фрукты, а из кармана можно достать фрукты, подобрать по цвету, форме и размеру.

Внешняя сторона запаха «Солнце»

Цель:развивать умение узнавать и называть предмет, его цвет и форму; формировать умение понимать количественную характеристику из отдельных предметов; уточнить представление о значении прилагательных «длинный», «короткий»; развивать мелкую моторику.

Цель: развивать умение различать и называть цвета (желтый, синий, красный, зеленый и белый); формировать умение понимать количественную совокупность отдельных предметов; развивать представление детей о значении размера; развивать мелкую моторику руки.

Клин «Рыбы»

Цель: развитие мелкой моторики рук; развитие умения воспринимать изображенное на клине юбке; формировать умения понимать количественную характеристику из отдельных предметов; развитие представления о значении имен прилагательных «длинный», «короткий»; развитие умения различать и называть цвета (синий, зеленый).

Внешняя сторона запаха «Звери»

Цель: закреплять умение называть животных и их детенышей; формировать умение различать на слух звукоподражания; способствовать развитию речевого дыхания.

Внутренняя сторона запаха «Снеговик и елка».

Цель:развивать умение различать и называть цвета (желтый, синий, красный, зеленый и белый); формировать умение понимать количественную совокупность отдельных предметов; развивать представление детей о значении размера; развивать мелкую моторику руки.

В заключении можно сделать вывод, что использование в нашем исследовании нестандартного оборудования совершенствует предматематическую подготовку детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Содействует развитию сенсорных систем, как основы функции восприятия. Способствует формированию основных универсальных психофизических качеств детей. Развивает аналитико-синтетические способности каждого ребенка.

 

Литература:

 

  1.                  Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей.// Дошкольное воспитание. — 2000. — № 2. — с.69–79.
  2.                  Полозова Е. В. Развивающие тренажеры из бросового материала: учебное пособие для воспитателей и методистов. — ЧП Лакоценин С. С., Воронеж. — 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle