Библиографическое описание:

Канина Л. С. Эффективность владения и применения в практической профессиональной деятельности современных образовательных технологий и методик // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 963-966.

 

Одной из задач современного учителя является пробуждение интереса учащихся к предмету и поддержание этого интереса на протяжении всего курса изучения. Задачей учителя химии является развитие пространственного воображения ребенка, умение «увидеть» невидимое, смоделировать химические процессы [1, c.5]. Во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы подготовки, повышения качества обучения с использованием современных образовательных технологий и методик.

Обучение моих учащихся проходит по авторской программе О. С. Габриелян «Программа курса химии 8–11 класс». Приоритетной целью данной программы является развитие личности обучающихся, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности.

Для максимального достижения цели обучения в своей работе применяю новые формы и методы организации познавательной деятельности детей, создаю условия, при которых каждый ученик получает возможность повышать своё умение учиться. Использую общественно признанные авторские методики: методика В. Г. Богуновой позволяет применять оптимальные алгоритмы решения многоуровневых и нетрадиционных задач по химии, ускоряя их решение и оформление в несколько раз; методика Р. Г. Ивановой помогает организовать систему самостоятельной работы учащихся, при помощи разнообразных типов и видов работ, делая урок эффективнее.

С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся, в работе применяю различные методы и формы работы, предложенные Н. К. Смирновым: средства двигательной направленности (эмоциональные разрядки и «минуты покоя», пальчиковую гимнастику, упражнения для профилактики нарушения зрения), оздоровительные силы природы, гигиенические факторы.

Для успешного прохождения выпускниками итоговой аттестации и повышения качества по предмету участвую в реализации направления инновационной деятельности по внедрению дистанционного обучения школьников с использованием ресурса СДО НП «Телешкола».

Примером эффективного использования в работе современных образовательных технологий, является применение практико-ориентированного обучения. Практико-ориентированное обучение позволяет моим ученикам при получении новых знаний формировать практический опыт их использования при решении жизненно важных задач и проблем и находиться в творческом поиске. Уроки этого типа способствуют моим ученикам самостоятельно формировать и применять знания, согласно их способностям и с учётом выбранного будущего пути. В результате ежегодного анкетирования выявлено, что увеличивается количество ребят, которые могут использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности (рис.1).

Рис. 1.

 

Использование технологии «Обучение в сотрудничестве» и групповой формы организации учебного процесса помогает ребятам объективно оценивать себя и других, повышать их статус в коллективе и делает их более смелее и увереннее в себе и своих способностях, помогает слабым ученикам успешнее выполнить задание. Работая в команде, в группе ребята помогают друг другу, развивают чувство товарищества. Работа в этом направлении и наблюдения показали, что групповая форма организации учебного процесса обладает радом достоинств и в первую очередь она способствует у моих учеников повышению мотивации к учению.

Использование проектной технологии также создаёт положительную динамику и побуждает учащихся к поиску. Поиск теоретического и фактического материала даёт хороший результат в изучении химии. Работа над проектом сплачивает коллектив, учит детей сотрудничать, помогая друг другу. Ежегодно наблюдается увеличение числа разработанных и представленных школьниками предметных проектов (рис.2).

Рис. 2.

 

Возможности компьютерных технологий как инструмента человеческой деятельности и принципиально нового средства обучения привели к появлению новых методов и организационных форм обучения. Все это легко решают уроки с использованием электронного приложения к учебникам. Как дидактическое средство обучения, электронная презентация параллельно с опытами используется мною для насыщения урока информацией при объяснении нового материала — формировании знаний — и для наглядного ознакомления с различными процессами, например, образования химической связи, или моделирования химических реакций. Как техническое средство электронное приложение, помогает при закреплении и обобщении полученных знаний.

Использование интерактивного оборудования на уроках позволяет активизировать учебный процесс, сделать его более интересным, доступным, благодаря готовым электронным пособиям, позволяющим учащимся виртуально наблюдать за химическими опытами, при этом частично решается проблема дефицита химических реактивов, а также утилизации продуктов реакций [3]. Электронное пособие как инструмент нового поколения увеличивает заинтересованность детей к науке и учебе.

В рамках проведения диагностико-мониторинговых исследований в образовательном процессе школы выяснилось, что:

75 % детей воспринимают окружающий мир преимущественно с помощью органов зрения;

25 % воспринимают преимущественно с помощью органа слуха.

При использовании электронных приложений к учебникам учащиеся могут видеть различные рисунки, схемы, таблицы и рассматривать видео материалы, выполнять интерактивные задания, что обеспечивает зрительное восприятие ими учебного материала. А также ученик может самостоятельно провести виртуальные опыты и выполнить практические работы. Возможность многократного просмотра учебного материала отвечает индивидуальным особенностям. Используя пособие на уроке, учитель сможет выгодно распределить свое время.

Компьютерные технологии делают мой урок эффективнее, активизируя работу в классе. Презентации позволяют моим ученикам упорядочить наглядный материал, систематизировать информацию по интересующей теме. Эта технология развивает в ребятах умение работать в группе, находить информацию в различных источниках. Она позволяет им осознать полезность получаемых знаний, развивает научно-естественное мышление. Способствует углублению знаний, кроме того и в системе межпредметных связей.

Анализ проведения уроков с использованием ИКТ технологий показал, что повышение качества знаний обучаемых произошло за счет:

          интенсивности урока;

          разнообразия форм и методов воздействия на сенсорную систему детей, это не только визуальное, но и использование дикторского текста;

          стойкого интереса учеников к компьютеру.

Использование информационно-коммуникативных технологий делает урок эффективнее, активизируя работу в классе. Презентации помогают ученикам упорядочить наглядный материал, систематизировать информацию, сделать их выступление выразительнее. Отмечается динамика созданий учащимися презентаций к уроку и количества проведённых уроков с использованием ИКТ технологий, что способствует повышению мотивации к учению.

Основным показателем применения современных образовательных технологий и методик, организационных форм обучения, методов и средств обучения является регулярная диагностика и отслеживание основных параметров знаний, умений и навыков. В конце каждой четверти, полугодия, разрабатываю контрольно-измерительные материалы для диагностики качества, успеваемости, обученности учащихся. Разрабатываю и использую новые методы фиксации и оценивания учебных достижений: взаимооценка (урок-зачёт, самостоятельное изучение материала), самооценка, выполнение исследовательских заданий, докладов, рефератов, использую электронные контрольно-измерительные материалы.

Наблюдается положительная динамика роста количества школьников, имеющих по результатам годовой аттестации оценки «4» и «5» по предмету (рис.3)

Рис. 3.

 

Основная цель использования современных образовательных технологий и методик, — достижение нового качества образования, обеспечение методической поддержки учебного процесса с помощью современных, преимущественно интерактивных средств и форм обучения, а также повышение учебной самостоятельности и творческой активности школьников на уроках и дома. А новое качество образования определяется результативностью образовательной деятельности учреждения, коллектива, каждого педагога и обучающегося. В свою очередь под результативностью понимается успешность выпускника образовательного учреждения, готового быть конкурентоспособным в динамично меняющейся ситуации в стране. [2] Для этого недостаточно владеть определённой суммой знаний, умений, навыков (стандарт). Требуется владение основными способами взаимодействия с миром и с самим собой, такими, как исследование, проектирование, организация, коммуникация и рефлексия, что в совокупности с ЗУНами составляет компетентность выпускника. Для достижения такого качества образовательных услуг необходимо использование интерактивных образовательных технологий, переход на интерактивное обучение.

Оптимальное сочетание методов, форм организации и средств обучения позволяет организовать работу учащихся в зоне их ближайшего развития, обеспечивает результативность обучения и успешное прохождение итоговой аттестации выпускниками.

 

Литература:

 

  1. Дендебер С. В., Ключникова О. В. Современные технологии в процессе преподавания химии. Москва, ООО «5 за знания», 2006.
  2. Леонова О. Н. Методика использования образовательных ресурсов на электронных носителях. Химия (ИД «Первое сентября»), 2005, № 8, с.13–21
  3. Толмачева Т. А.и др. Методика преподавания предметов гуманитарного и физико-математического профиля с использованием мультимедийного комплекса, Москва, ГлобалБук, 2006.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle