Библиографическое описание:

Жданова Г. А., Кокорина И. Н., Альмяшова Л. В. К вопросу о проектной работе по иностранному языку в техническом вузе (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 950-952.



 

В своей педагогической работе мы уделяем должное внимание использованию образовательных технологий, основанных на активных методах обучения, которые позволяют организовать учебный процесс с высокой профессиональной направленностью обучения, ориентируясь при этом на личность обучающихся, их интересы, склонности и способности, волю и жизненные устремления. Учитываются обязательные направленности всех видов деятельности преподавателя и студентов на осуществление процессов всего цикла учебно-познавательной деятельности: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация новой информации. Немаловажную роль при этом играет выбор наиболее оптимального содержания учебного материала для выполнения различных видов самостоятельной работы обучающихся с учетом изучаемых учебных дисциплин. Так, студенты-бакалавры должны в конечном итоге суметь приспособить систему обучения к себе и своим способностям, выработать при этом собственную адаптированную систему знаний, умений и навыков познавательной и будущей профессиональной деятельности. Они должны овладеть методикой самостоятельного поиска, требуемого не только для успешной сдачи очередного зачета или экзамена в вузе, но и в большей мере для выполнения разнообразных профессиональных функций [1, с. 12].

Участие обучающихся в проектной работе позволяет раскрыть их интеллектуальные возможности, способствует эффективной выработке и закреплению навыков обработки информации, работе с технической документацией, а также умению обобщать и интегрировать полученную информацию.

В этой связи мы полагаем, что целесообразно повысить ответственность самих студентов за процесс их самостоятельной познавательной деятельности, стимулировать стремление к приобретению новых знаний, формировать умение превращать получаемую информацию в субъективное знание с помощью своего сознания и собственных действий. Ценность метода проектной работы проявляется в том, что он направлен на развитие личности, повышение мотивации в изучении иностранного языка, на основе оптимального использования личностно-значимых качеств обучающихся. Метод проектной работы строится на их субъект-субъектных отношениях, носит профессионально выраженный характер, что в целом делает более совершенной и разнообразной подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности и способствует наработке у них познавательной самостоятельности с элементами творчества. Также при использовании проектного метода отмечался рост познавательной активности обучающихся, усиливалась их мотивация дальнейшего изучения иностранного языка в вузе, отчетливо проявлялись межпредметные связи иностранного языка со специальными дисциплинами, начался процесс профессиональной идентификации, реализация коммуникативных умений, направленных на осуществление совместной командной деятельности, формировались личности и профессиональные качества [2, c.23].

В основу проектной деятельности положена идея, составляющая суть понятия «проект», его практическая направленность на результат, который получается при решении той или иной теоретически и практически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить обучающихся мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания их из разных областей, нужно развивать способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно-следственные связи. В отечественном образовании проектной деятельности отдано примерно 15 % учебного времени [3].

Метод проектов предполагает создание проектных групп. Организация проектных групп «позволит индивидуализировать учебный процесс, дать возможность каждому участнику самостоятельно или в группе осуществлять исследовательскую или проектную деятельность творчески, проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, осуществить саморазвитие при изучении нового материала, а самое главное — удовлетворить личностно-значимые потребности» [4, c.470].

Проектная работа предполагает учебно-познавательные способы и приемы, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией результатов этих действий. Если мы говорим о методе проектов как о педагогической технологии, то это технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути и ориентирована не на интеграцию практических знаний, а на их применение и приобретение новых. Как отмечает крупный исследователь Е. С. Полат, «умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относятся к технологиям 21 века» [5].

Выбор тематики проектов может быть разным. В одних случаях преподавания определяет тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, профессиональных интересов, а также интересов и способностей студентов.

Других — тематика проектов особенно предназначенных для внеаудиторной деятельности, может быть предложена и самими обучающимися, которые естественно, ориентируются на собственные интересы и не только познавательные, но и творческие, прикладные. Тематика проектов может касаться какого-то вопроса вузовской программы, определенной дисциплины с целью углубления знаний отдельных студентов по этому предмету. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-либо практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний студентов не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний. Тем для проектов — неисчерпаемое множество, и перечислить хотя бы наиболее целесообразные, дело совершенно безнадежное, но поскольку здесь живое творчество, которое никак нельзя регламентировать. Результаты проектов должны быть материальны, т. е. должны быть представлены каким-либо образом: слайды, видеофильм, коллаж, доклад, рассказ, диалог и т. д. В последнее время обучающиеся все чаще предлагают свои проектные работы, применяя презентации. «Презентация PowerPoint представляет собой творчески переработанную, адаптированную для конкретных обучающихся информацию по какой-либо теме» [6, c.458].

Обучать данной форме учебной деятельности надо одновременно и преподавателям и студентам. Важно, чтобы педагогический проект позволял включать студентов в проектную деятельность, как на занятиях, так и во внеаудиторное время. На ранней стадии работы, над проектом обучающиеся изучают потребности и составляют краткую формулировку задачи. Она включает описание того, что должно быть получено в результате проекта и почему в этом возникла потребность. Так, в течение нескольких лет в моих учебных группах студенты 1–2 курсов, проводилась проектная работа по нескольким направлениям, относящимся к профессиональной сфере деятельности. По ходу выполнения проекта обучающиеся могли выполнять ряд исследований. «Здоровое питание подрастающего поколения (вопросы, связанные со школьным питанием, питание студентов КемТИПП)», «О пользе сыра», «Отличие колбасных изделий на российском рынке, изготавливаемых в России и Германии (история возникновения рецептур)», «Виды минеральной воды и безалкогольных напитков», «Шоколад: польза и вред», «Пиво. История возникновения традиционных сортов в Германии, их состав и наличие немецкого пива на российском рынке» и др.

Непременной составляющей проектной работы являлся доклад на конференции на иностранном языке. Темы для проектной работы по страноведению предполагались либо мною, либо самими обучающимися. Чаще всего эти темы становились логически продолжением тем, которые изучались на занятиях, но в расширенном формате и выходили за рамки учебных требований. Это позволило стимулировать интерес обучающихся к языку, изучаемых стран, личностный рост студентов в плане развития общечеловеческой культуры, расширения кругозора, более успешное формирование языковых знаний и умений. Это позволяло повысить мотивацию владения языком для будущих возможных контактов с непосредственными носителями языка. Как показывает практика, все большее количество студентов имеет в настоящее время друзей по переписки за рубежом, посещает своих родственников, например, в германии. Все это привносит разнообразие при проведении проектной работы в группах, например, студенты привозят видео фильмы, фото, о своих путешествиях, какие-то предметы быта, сувениры из различных местностей страны. В процессе работы над проектом мы всегда создаем портфолио, в которые собираем результаты исследования и анализа, записываем идеи и решения, делаем аннотации

В качестве результата проекта мы видим:

                    слайды, видеофильм, коллаж, доклад;

                    портфолио;

                    сам процесс познания и то, насколько выросла уверенность студентов в своих силах, их самооценка;

                    открытое занятие, защита проектов в группе и параллельных группах.

Последний, заключительный этап проектной работы — выставление оценок не является формальностью, а есть необходимость, чтобы подчеркнуть значимость проведенной работы, отметить степень участия и качество индивидуальной работы всех занятых в проекте обучающихся. Однако, существует проблема в выставлении оценок.

Выставит оценку за проект сложная задача. Есть так называемая суммирующая оценка, чтобы показать студентам, насколько хорошо была проведена проектная работа, и формирующая оценка, которая указывает им, где и как студенты могут усовершенствоваться. Конечно, из этих двух оценок формирующая оценка приносит гораздо большую пользу. Оценки выставляются как по ходу работы над проектом, так и по ее окончанию.

Таким образом, можно сделать следующий вывод относительно места проектной деятельности в учебном процессе по дисциплине «иностранный язык»: проектной работой достигается цель — развить инициативность, креативность, изобретательность, вдумчивое отношение к практической работе с одной стороны, а с другой — самообучение предмету.

 

Литература:

 

  1.                Жданова Г.А. Гуманитаризация процесса подготовки будущего специалиста в техническом вузе// автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Кемеровский государственный университет. Кемерово, 2005 -23с.
  2.                Кокорина И.Н., Дерябина Н.В. Взаимодействие преподавателя и студентов на основе межличностных отношений в воспитательно-образовательном процессе вуза// Социогуманитарный вестник   2012, №1, С.23-26.
  3.                Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования URL: http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/82/c3 (дата обращения: 29.10.2015.)
  4.                Писнова О. Ю. Организация дополнительного технологического образования учащихся во внеурочное время в условиях проектных групп [Текст] / О. Ю. Писнова // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 468-471.
  5.                Полат Е.С. Метод проектов URL:http://schools.keldysh.ru/labmro/lib/polat2.htm (дата обращения:20.11.2015.)
  6.                Куимова М. В. К вопросу использования презентации PowerPoint в обучении иностранному языку [Текст] / М. В. Куимова, Д. А. Полюшко // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 457-458.
  7.                Устинина Г.Ф. Внеаудиторная деятельность как способ оптимизации образовательной среды вуза//Проблемы и перспективы развития многоуровневой языковой подготовки в условиях поликультурного общества. Материалы II межрегиональной заочной научно-практической конференции. Казанский государственный университет культуры и искусств; составители: Каюмова Д.Ф., Новгородова Е.Е.; главный редактор: Д.Ф. Каюмова. 2015. С. 139-142.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle