Библиографическое описание:

Айсханова Е. С. Криминологическая характеристика лиц, совершающих общественно опасные деяния (проступки) до достижения возраста уголовной ответственности // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 711-713.

 

Обязательным элементом предмета криминологии является личность преступника, под которой понимается личность человека, который совершил преступление, вследствие присущих ему психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным ценностям и выбора общественно опасного пути для удовлетворения своих потребностей или не проявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата [1]. Предметом нашего исследования являются не преступники в полном смысле этого слова, а несовершеннолетние, совершившие общественно опасные деяния (проступки) до достижения возраста уголовной ответственности. Поскольку, как мы определили, подобные деяния в связи с их общественной опасностью и возможностью повторения в будущем, являются объектом криминологического исследования, то и носители подобного общественно опасного поведения также должны подвергаться криминологическому анализу. Это необходимо для предупреждения подобных деяний со стороны других лиц, не достигших возраста уголовной ответственности и для предупреждения в будущем преступлений со стороны названной категории лиц.

Важнейшим элементом любой личности, в том числе и лиц рассматриваемой категории, является возраст. Изучение возраста указанных лиц актуально еще и потому, что именно с достижения определенного законом возраста для подростка наступает наиболее суровый вид социальной ответственности, а именно уголовная ответственность.

Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психологического развития индивида и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие личности на данном этапе ее развития. Известный российский психолог Л. С. Выготский рассматривал возраст как определенную эпоху или ступень развития, как известный, относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития, и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение [2]. Следует отметить, что указанные возрастные этапы в определенной мере условны и могут смещаться, проходить не год (раньше или позже), а в последние годы, как правило, раньше, что связано с процессами акселерации в обществе. Нас в связи с тематикой нашего исследования будет интересовать прежде всего подростковый период развития детей, хотя общественно опасные деяния могут совершаться и лицами младшего школьного возраста. Подростковый период наиболее сложный в жизни ребенка, так как он «переходный», «трудный». Переход от детства к взрослости — вот его основное содержание.

Именно в этот период происходит становление качественно новых образований личности, появляются элементы взрослости, перестраивается организм, самосознание, меняются взаимоотношения со сверстниками и прежде всего со взрослыми, что не может не сказываться на поведении подростка.

Как отмечал известный русский педагог В. А. Сухомлинский, для этого периода развития ребенка характерны следующие основные противоречия: желание и неумение самоутвердиться; богатство желаний и ограниченность сил, опыта, возможностей для их осуществления; показное отрицание авторитетов и беспрекословное подчинение им; увлечение идеальным и сомнение в его возможности в повседневной жизни; романтическая восторженность и грубые выходки, моральное невежество; восхищение красотой ироническое отношение к ней. Эти противоречия в процессе развития либо сглаживаются, либо обостряются и приводят к конфликтам [3].

Если говорить непосредственно о возрасте лиц, изучаемой нами категории, то исследование показало, что среди них преобладают лица подросткового возраста 9–13 лет. Возраст накладывает отпечаток на характер совершаемых подростками общественно опасных деяний. Так для лиц младшего возраста (до 11 лет) характерны общественно опасные деяния, имеющие объективную сторону краж и уничтожений чужого имущества, вандализма; для лиц в возрасте 11–13 лет кроме вышеперечисленных общественно опасных деяний, характерны деяния, имеющие объективную сторону грабежей, угонов, причинений тяжкого вреда здоровью, убийств. У лиц 14–15 летнего возраста «спектр» совершаемых деяний еще шире: это кроме всех вышеперечисленных, за которые они привлекаются уже к уголовной ответственности, — это деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков, мошенничество, незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов и иные. Замечено, что, чем меньше возраст подростков, то тем они чаще совершают общественно опасные деяния в группах.

Не менее важной, чем возраст, характеристикой личности является пол. Как утверждают ученые, именно с полом связаны различные социальные функции людей, особенности их социального положения и поведения (например, женщины отличаются меньшей насильственной криминальной активностью по сравнению с мужчинами). В большинстве криминологических исследований обосновано отмечается, что преступность — преимущественно «мужское» явление и что структура мужской преступности существенно отличается от структуры преступности женщин.

Как пишут В. Д. Ермаков и Н. И. Крюкова, особенности несовершеннолетних правонарушителей по половому составу таковы:

                    удельный вес лиц мужского пола среди преступников (90–96 %) всегда существенно выше их удельного веса в населении данного возраста в соответствующих регионах страны (48–52 %);

                    удельный вес девушек, совершающих преступления (4–10 %), наоборот, значительно меньше их удельного веса в населении. Однако в последние годы удельный вес девушек-преступниц возрос на 2–3 %;

                    удельный вес лиц женского пола в преступности несовершеннолетних в 3–4 раза меньше аналогичного показателя взрослой преступности.

Удельный вес девушек среди несовершеннолетних преступников в последние годы составляет около 8–9 %. Среди рассматриваемой нами категории несовершеннолетних удельный вес девушек еще меньше. Так среди лиц, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности, лица мужского пола составили 95,7 %, а женского всего 4,3 % [4].

Не менее важными характеристиками лиц рассматриваемой категории является их род занятий и образовательный уровень. Возраст не может не накладывать отпечаток на род деятельности. Основная масса подростков должна в этом возрасте (до 15 лет) обучаться в школе или ином учебном заведении. Однако исследование показало, что на момент совершения общественно опасного деяния лишь 77,7 % подростков обучались в школе или профессиональном училище. 16,3 % таких лиц не учились и не работали, занимались бродяжничеством, попрошайничеством, проституцией. Определенная часть (6,0 %) вместо учебы занимались временными приработками — собирали стеклопосуду, изделия из цветных металлов, мыли автомашины. В силу этого образовательный уровень опрошенных лиц достаточно низкий. Так лишь 2,3 % имели неполное среднее образование, абсолютное же большинство характеризуется начальным образованием. В ходе исследования также выявлены подростки, которые никогда не учились в школе (2,5 %). Это присуще для детей, выходцев их стран СНГ, прежде всего таких как Таджикистан, Узбекистан, Молдова.

Во многих криминологических исследованиях указывается, что преступники в отличие от не преступников хуже усвоили требования правовых и нравственных норм, которые не оказывают на них существенного влияния. Такие люди часто не понимают, что от них требует общество.

Психофизиологическое развитие несовершеннолетних правонарушителей характеризуется изменениями отношений со взрослыми, их повышенной конфликтностью с родителями, что объясняется следующими причинами:

                    так называемым «конфликтом моралей», когда мораль подчинения, характеризующая до сих пор отношения ребенка и взрослого, заменяется «моралью равенства»;

                    чувством зрелости, реакцией эмансипации, отделения от взрослого;

                    повышенной критичностью по отношению к взрослым при одновременном повышенном внимании к мнению сверстников.

Как отмечает Е. П. Ильин, для всех несовершеннолетних, вставших на путь правонарушений, выбор такого варианта поведения непосредственно или косвенно в конечном счете связан с личностными деформациями, часто выражающимися в узости и неразвитости позитивных общественных связей, бедности форм деятельности, бессодержательности их досуга [5].

Дефекты правового сознания у несовершеннолетних, совершающих преступления, выражаются в негативном отношении к нормам права, нежелании следовать предписаниям данных норм. Существенные пробелы в правовых знаниях несовершеннолетних приводят к рассуждениям о «несправедливости» законов, о «незаконном» осуждении.

Рассмотренные выше личностные особенности несовершеннолетних, совершивших преступления, выражаются главным образом в мотивации их преступного поведения, которая сводится в основном к следующему:

                    преобладание «детских» мотивов — совершение преступления из озорства, любопытства, желания утвердить себя в глазах сверстников, стремления обладать модными вещами и т. п.;

                    ситуативность мотивов;

                    деформация какого-то одного элемента сферы потребностей, интересов, взглядов. Естественно, мотивационная сфера несовершеннолетних не остается неизменной. По мере взросления, накопления преступного опыта происходит сдвиг мотивации. Последний характеризуется исчезновением наивно-детских мотивов, возрастанием удельного веса мотивов, выражающих осознанный конфликт между правонарушителем и окружающими людьми, обществом.

Так, в настоящее время среди мотивов противоправного поведения несовершеннолетних можно выделить такие побуждения, как корысть, жестокость, агрессивность, сексуальные потребности, эгоизм, подражательство, солидарность, самоутверждение, социальная безответственность и легкомыслие, отчуждение от общества и противостояние ему.

 

Литература:

 

  1.                Антонян Ю. М., Эминов В. Е. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование. — М.: Норма, Инфра-М, 2014. — С. 128.
  2.                Выготский Л. С. Несовершеннолетние преступники: криминологический портрет //Социологические исследования. 2013. № 3. — С. 57.
  3.                Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. — М.: Молодая гвардия, 1971. — С. 74.
  4.                Саблина Л. С. Социальная -правовая характеристика несовершеннолетних преступников //Уголовное право. 2012. № 5. — С. 24.
  5.                Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2012. — С. 327.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle