Библиографическое описание:

Вдовина С. А., Вдовина Е. А. Качество образования как педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 940-942.

 

В статье выявлена сущность понятия «качество образования», его структурные компоненты. Рассмотрены критерии и показатели образованности как интегративной характеристики результата образовательного процесса.

Ключевые слова: качество образования, образованность, критерии образованности, образовательная парадигма.

 

Проблема повышения качества образования в истории отечественной педагогики прошла определенную эволюцию. Неудовлетворенность качеством современного образования явилась причиной большинства попыток модернизации и реформирования системы образования в нашей стране.

Чаще всего качество определяется как нормативный уровень, которому должны соответствовать результаты и продукты образования.

В феномене качества воплощаются многие ожидания общества, социальные требования к деятельности образовательных организаций. Требования зафиксированы в ГОСтах по образованию, поэтому профессор В. И. Андреев определяет качество образования как «интегральную характеристику признаков и показателей, которые отражают высокий уровень процесса и результатов образования», причем он указывает на обязательное соблюдение требований образовательных стандартов [1, c.267].

Несколько иначе данное понятие трактуется в педагогическом словаре: «Качество образования — это четко выявленный уровень образованности, достигаемый на каждом этап обучения в соответствии с запланированными целями; это — показатель удовлетворенности ожиданий участниками процесса образования от реализуемых образовательных услуг» [4].

Анализ научно-педагогической литературы позволяет выявить зависимость качества образования от уровня, престижности образования в общественном сознании и в системе государственных приоритетов, от финансирования и материальной оснащенности образовательных организаций, от современных технологий управления ими.

Традиционно оценка качества образования связывалась с выявлением результатов, которых добиваются педагоги в образовательном процессе. В процессе перехода на гуманистическую образовательную парадигму актуальными становятся социальное развитие обучающихся, сформированность у них ценностно-смысловой сферы. Следовательно, перед педагогической наукой и образовательной практикой встает актуальная задача выявления нормативно-обоснованной системы оценивания качества образования.

В последнее время происходит структуризация качества образования, его рассматривают в виде совокупности подсистем, характеризующих предоставляемые образовательные услуги и результат образования, который удовлетворяет потребностям личности.

Так, М. Н. Игнатьева и Э. В. Стамбульчик, описывая системный подход к выявлению сущности качества образования, предложили рассматривать качество образования как совокупность трех подсистем:

  1.                Образовательный результат.
  2.                Образовательный процесс.
  3.                Образовательная система, условия, соответствующие некоторым образовательным требованиям (ожиданиям, стандартам) [3].

Т. И. Шамов, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанов [6] считают, что качество образования — это интегративная характеристика, состоящая из 4-х компонентов, которые соответствуют известным элементам образовательной системы. Их можно представить в виде схемы следующим образом:

Рис. 1.

 

Особый интерес представляет последний компонент: качество результатов обучения. Анализ качества конечных результатов позволяет прогнозировать развитие системы образования в целом, управлять этим развитием. Поэтому закономерно приходит вопрос: что является результатом образовательной деятельности учебных заведений? Данный вопрос приводит к другим, не менее значимым: в какой образовательной парадигме функционирует образовательная организация, какую учебно-воспитательную практику она осуществляет [2]. Содержание и характер реализуемой практики определяет то, что выражается как результат образования.

Так, в условиях реализации когнитивной образовательной практики, результат определяется по уровню усвоенных знаний, умений, навыков (ЗУН). Обучение в рамках когнитивной (ЗУНовской) парадигмы демонстрирует уровни усвоения учебного материала, однако мало говорит о степени развития личности ученика. Очень важно «на какие ценности ребенок употребит усвоенные знания и умения», поэтому образовательная практика, реализующая личностно ориентированное образование (гуманистическую парадигму) всегда дает более высокие результаты. Проблема заключается в выработке механизмов, инновационных технологий выявления результатов, которые связаны с таким педагогическим феноменом как образованность.

Образованность обучающегося — это интегральный итоговый результат, показатель качества образования. Данный подход поддерживается рядом отечественных ученых.

Так, И. С. Якиманская считает, что образованность формируется на базе обученности, а в широком смысле образованность — это свойство личности, реализующееся в стремлении к самосовершенствованию, самообразованию. И. С. Якиманская разработала критерии и конкретные показатели образованности обучающихся.

 

Таблица 1

Критерии образованности (по И. С. Якиманской)

Критерий образованности

Показатели

1

Личностно-смысловое отношение к учебному материалу и процессу собственной учебной деятельности

             Интерес к предметной области и изучаемому предмету;

             Оценка учащимися социальной значимости изучаемого предмета;

             Потребность в позитивном преобразовании своего опыта учебно- познавательной деятельности.

2

Сформированность самостоятельно выработанных учащимися способов учебной работы

             Преобладающая ориентация обучающихся на отдельные признаки изучаемых явлений и учебно-познавательных объектов;

             Ориентация на определенный способ фиксирования информации (текстовый, графический и др.).

3

Владение учащимися метазнаниями: потребность во владении метазнаниями (знания о знаниях)

             Наличие метазнаний — знаний о приемах и средствах усвоения учебного материала;

             Умение анализировать содержание и структуру учебного текста.

4

Владение учеником логикой научного знания

             Овладение логикой научного знания связано с качеством предметных знаний и умений.

 

На качество конечных результатов в первую очередь влияет качество обучающей деятельности педагога.

Под качеством обучающей деятельностипедагога понимается:

                    характеристика обучающейдеятельности, обладающей определенным своеобразием;

                    степень соответствияустановленным требованиям государственных образовательных стандартов;

                    степень удовлетворения потребителей образовательных услуг (обучающиеся и их родители).

Таким образом, для оценки качества обучающей деятельности педагога необходимо следующее:

                    во-первых, выявить в чем заключается своеобразие деятельность каждого педагога (в чем ее специфика; чем определяется ее состояние; как оно изменяется и др.);

                    во-вторых, определить, насколько эта индивидуальная деятельность педагога соответствует общим требованиям, предъявляемым к такой рода деятельности и отраженным в нормативных документах об образовании;

                    в-третьих, выявить, соответствие деятельности конкретного педагога ожиданиям руководителей, учащихся, а также его личностным потребностям и потенциальным возможностям.

Спектр показателей обучающей педагогической деятельности, по мнению В. В. Серикова [5, c.234], включает несколько групп показателей:

 

Таблица 2

Показатели обучающей деятельности педагога

Группы показателей

Характеристика показателей

1

Общепедагогические

Соответствие педагогической деятельности общим целям образования.

2

Процессуальные

Эффективность работы педагога по организации учебной деятельности обучающихся, связанная с реализацией развивающих и воспитательных функций обучения.

3

Инновационные

Внедрение технологических ресурсов обучающей деятельности (инновационных технологий, в том числе информационных).

4

Личностные

Культурно-личностный потенциал учителя.

5

Мониторинговые

Наличие системы измерения и мониторинга качества обучения, обладающей такими характеристиками как валидность, объективность и надежность.

 

 

Таким образом, проблема качества образования связана с анализом понимания самого образования, его целей и результатов. Качество образования с позиций личностной педагогики — это качество самих смыслов образования. В этом понимании можно сказать, что личностная педагогика — продукт эпохи современного образования, когда на первое место выходит не формальная, а подлинная образованность — готовность личности реализовать себя.

 

Литература:

 

  1.                Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во КГУ, 1998. — 316 с.
  2.                Вдовина, С. А. Технология концентрированного обучения в условиях заочной формы образования [Текст] / С. А. Вдовина, Е. А. Вдовина // Молодой ученый. — 2014. — № 10. — С. 360–363.
  3.                Игнатьева, М. Н. Системный подход к определению качества образования [Текст] / М. Н. Игнатьева, Э. В. Стамбульчик // Журнал экономической теории. — 2012.- № 4. — С. 199–201.
  4.                Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: Академия, 2001. — 176 с.
  5.                Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В. В. Сериков. — М.: Академия, 2008. — 256 с.
  6.                Шамова, Т. И. Управление образовательными системами [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанов. — М.: Академия, 2002. — 384 с.
  7.                Якиманская, И. С. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации [Текст] / И. С. Якиманская // Психологическая наука и образование. — 2013. — № 1. — С. 81–90.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle