Библиографическое описание:

Жалбэ М. Г. Внедрение фитнес-технологий в учебный процесс младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1029-1031.



 

В статье рассматривается проблема ухудшения здоровья и снижения адаптационных возможностей организма младших школьников. Рассматриваются пути повышения эффективности физического воспитания младших школьников, главным образом за счет применения на уроках физической культуры современных физкультурно-оздоровительных технологий (фитнес-технологий). Особое внимание уделяется фитбол-аэробике, как одному из универсальных оздоровительных направлений, и ее интеграции в процесс урока физической культуры.

Ключевые слова: здоровье, младшие школьники, физкультурно-оздоровительные технологии, фитбол-аэробика.

 

В настоящее время в нашей стране все большую популярность приобретает проблема сохранения и укрепления здоровья населения. Особенно это касается подрастающего поколения. В современном мире на организм детей влияют множество различных факторов: климатических, экологических, социально-экономических, что в совокупности создает очень большую нагрузку на адаптационные возможности организма и приводит к их срыву.

При таких обстоятельствах ориентация на здоровый образ жизни, привлечение к занятиям физической культурой и спортом должны стать действенным средством адаптации детей к меняющимся условиям жизнедеятельности, связанным со значительным ускорением ритма жизни, существенным обострением экологической обстановки, резким уменьшениемдвигательнойактивности, как главного регулятора состояния и функций организма [1]. Особенно это важно для юного населения нашей страны, проживающего в сложных климатических условиях.

Вместе с тем, традиционное физическое воспитание не способно в полной мере удовлетворять современным реалиям и нести здоровьесберегающую и здоровьеразвивающую функции, а в какой-то степени наносит даже ущерб здоровью и адаптационным возможностям организма детей [2]. Особенно это касается младших школьников, которые находятся в периоде острой адаптации к напряженной учебной деятельности [9].

Одним из путей повышения эффективности физического воспитания, на наш взгляд, является применение на уроках физической культуры различных современных физкультурно-оздоровительных технологий (фитнес-технологий), которые позволяют обеспечить расширение и увеличение функциональных возможностей, повышение резистентности организма и профилактику заболеваемости младших школьников.

Фитнес-технологии — это современные комплексные физкультурно-оздоровительные направления и системы физических упражнений (ритмика, ритмическая гимнастика, аэробика и её разновидности, стретчинг, бодифлекс, пилатес и др.), направленные на физическое совершенствование всех слоёв населения, повышение и поддержание умственной и физической работоспособности в повседневной учебной и трудовой деятельности, формирование физической и спортивной культуры [7].

В настоящее время все больше специалистов в области физического воспитания сходятся во мнении, что уроки физической культуры должны иметь оздоровительную направленность [2, 6]. Так, по данным исследования, проведенного Н. А. Лосевой и соавт., выяснилось, что 50,7 % специалистов по физической культуре считают приоритетным направлением программ по физической культуре для учащихся образовательных учреждений — оздоровительное [5].

Также, по мнению ряда авторов, возрастает ценность третьего урока физической культуры (вариативной части программы), который в большей степени открыт и доступен для осуществления физкультурно-оздоровительной деятельности [4]. Так, творческой группой педагогов по физической культуре г. Тулы и преподавателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого разработана экспериментальная муниципальная программа по физической культуре на основе инновационных здоровьесберегающих физкультурно-спортивных средств. Одним из вариантов программы предусматривается включение в содержание третьего урока по физической культуре современных фитнес-технологий различной направленности и сложности. Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 11 класс из расчета 3 часа в неделю. В рамках третьего часа изучается раздел «Оздоровительные фитнес-технологии». Учащиеся овладевают упражнениями ритмики, стретчинга, хореографии, дыхательной гимнастики, базовыми навыками оздоровительной аэробики, фитбол-аэробики, узнают общие понятия об оздоровительных фитнес-технологиях, обучаются технике выполнения партерных упражнений [7].

Одной из популярной разновидности фитнес-технологии является фитбол-аэробика. Это новое, современное направление оздоровительной аэробики, с использованием больших гимнастических мячей — фитболов.

Выполнение упражнений на фитболах позволяет достичь оздоровительного эффекта, который подтверждается опытом работы специализированных коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы и России. В процессе занятий решается целый комплекс задач за счет включения в работу одновременно двигательного, вестибулярного, слухового, зрительного, тактильного и обонятельного анализаторов, тем самым позитивно влияя на физическое и психоэмоциональное состояние занимающихся, и вызывая большой интерес у детей [3].

Одной из главных особенностей мяча является его вибрационное воздействие на организм занимающихся, возникающее при выполнении пружинных покачиваний, которое оказывает влияние практически на все органы и системы жизнедеятельности человека. За счет вибрации и амортизационной функции мяча при выполнении упражнений улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов, кифозов. При выполнении упражнений сидя на фитболе наибольший контакт с ним имеют седалищные бугры и крестец. Через крестец происходит распространение ритмических колебаний на весь позвоночник, включая область основания черепа, это способствует изменению динамики спинномозговой жидкости в позвоночнике. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывает стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизирует моторно-висцеральные рефлексы. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций. Вибрация на мяче несет свой оздоровительный эффект и для психики человека: быстрая вибрация приводит к активизации, возбуждению, ускорению скорости протекания психических процессов; медленная вибрация — к расслаблению, релаксации [8].

На сегодняшний день опыт применения фитболов на уроках физической культуры с младшими школьниками является мало востребованным.

Наши взгляды, во многом сходятся с мнением автором и специалистов в области физического воспитания. Комплексное воздействие уроков физической культуры, с интеграцией средств современных фитнес-технологий, в частности фитбол-аэробики, позволит увеличить эффективность физического воспитания детей, повысить их физическую подготовленность, укрепить здоровье и адаптационные возможности организма. Также, применение фитболов на уроках физической культуры влияет и на эмоциональное состояние детей: благоприятная эмоциональная обстановка на занятиях, как известно, способствует более эффективному процессу обучения двигательным умениям и навыкам, и повышает интерес к занятиям физическими упражнениями. При этом недостаточно рассмотрен вопрос об использовании данной технологии при освоении школьниками обязательных разделов программы, не разработаны механизмы их интеграции, что по нашему мнению требует проведения дальнейших исследований в этой области.

 

Литература:

 

  1.      Каменщикова Г. А. Методика оздоровления в процессе физического воспитания младших школьников с нормальным и замедленным психическим развитием: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г. А. Каменщикова. — Челябинск, 2001. — 24 с.
  2.      Красникова О. С. Современные проблемы организации физического воспитания школьников / Красникова О. С., Пащенко Л. Г., Коричко А. В., Пащенко А. Ю., Полушкина Л. Н. // Теория и практика физической культуры. — 2014. — № 12. — С. 38–40.
  3.      Кузьмина С. В. Возможности комплексного воздействия фитбол-аэробики на физическую подготовленность детей младшего школьного возраста / С.В Кузьмина // Мат-лы 5 Всеросс. науч.-практ. конф. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. — С. 121–126.
  4.      Латыпов И. К. Урок физической культуры: каким ему быть в начальной школе? / И. К. Латыпов, В. И. Лукина // Начальная школа. — М., 2008. — № 10. — С. 60–64.
  5.      Лосева Н. А. Фитнес-технологии как путь повышения интереса и эффективности урока физической культуры в школе / Н. А. Лосева, Г. Н. Пономарев, Е. Г. Сайкина // Теория и практика физической культуры. — 2011. — № 8. — С. 55–60.
  6.      Пащенко Л. Г. Использование дополнительных аэробных нагрузок на уроках физической культуры // Пащенко Л. Г., Фаррахова М. М. // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.– Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2014. — С. 206–210.
  7.      Романов В. А. Современные подходы к разработке муниципальной программы по физической культуре на основе инновационных фитнес-технологий // В. А. Романов, О. П. Панфилов, В. В. Борисова // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 2. — С. 245–253.
  8.      Сайкина Е. Г. Теоретико-методические основы занятий фитбол-аэробикой: Учебное пособие по фитбол-аэробике для специалистов физической культуры дошкольных и школьных образовательных учреждений и фитнес-центров / Е. Г. Сайкина, С. В. Кузьмина. — СПб.: Изд-во РГПУ им. ЛИ. Герцена, 2011. –114 с.
  9.      Сиваков В. И. Формирование срочной адаптации у старших дошкольников и младших школьников в физкультурно-спортивной деятельности / В. И. Сиваков, Д. В. Сиваков, Ю. Г. Камскова // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. –2015. — Т. 4. — № 1. — С. 47–49.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle