Библиографическое описание:

Калинина Т. В., Матвеева М. А. Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 871-873.



 

Чтение в семейном кругу является давней традицией русской семьи. На рубеже 19–20 веков чтение в семье было незаменимым условием духовного общения взрослых и детей. В различных трудах известных ученых, мы можем встретить подтверждения того, как велика роль традиции семейного чтения в духовном становлении личности ребенка, в развитии интереса к книгам, в сближении взрослых и маленьких членов семьи и, как следствие, установлении прочных и доверительных взаимоотношений между ними.

Семья является основанием, центральным звеном в формировании личности.

Стоит заметить, что традиции семейного чтения, оберегаемые нашими предками, сегодня исчезают, разрушаются. Они поддерживаются лишь немногими современными семьями. Главная причина этого — изменившаяся социально-культурная жизнь: глобальное развитие телевидения и компьютерной техники, резкое приумножение их роли в досуге современного человека. «Литература как массовое искусство уступила свое место компьютеру, однако, просмотр телепередач и видеофильмов поистине не может заменить чтения, как верного средства саморазвития личности, важнейшего фактора интеллектуального, нравственного, эстетического развития человека» [6, с.67].

Художественная литература — одно из важнейших средств всестороннего развития личности. Она пробуждает мысль школьника, помогает ему ориентироваться в реальном мире. Дети начинают находить в знакомых предметах и явлениях новые, ранее не замеченные ими свойства и качества, воспринимают события с учетом их внутренней связи.

Содержание художественного произведения пополняет кругозор маленького читателя, раскрывает перед ним социальную реальность, рассказывает о жизни, труде и подвигах различных людей и прочее.

Раскрывая внутренний мир человека, показывая характеры, чувства, мотивы поступков литературных героев, а также выражая отношение автора к изображаемым явлениям, произведения литературы заставляют ребенка волноваться, сочувствовать и сопереживать героям или осуждать их поведение и поступки. Они помогают научиться оценивать людей с точки зрения его нравственности, оказывают влияние на поведение детей, их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

«Семейное чтение формирует качества развитого и социально ценного человека. Человека, умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное и достойное уважения решение» [7, с.17].

Главное отличие семейных чтений состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми об общечеловеческих ценностях и нравственности человека. Поступки героев литературных трудов выступают побудительным стимулом, для действий и поступков ребенка. Это одновременно и неповторимый способ общения ребенка с миром идей автора произведения. Это, наконец, уникальный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения, учится находить и выражать его идею. Это эффективный способ социализации подрастающего поколения. Семейное «чтение-общение» создает основу для обмена мнениями, между ребенком и взрослым, служит поводом для передачи столь необходимого опыта от старшего поколения младшему. Семейное чтение полезно и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

«Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку и т. д. с помощью слова автор передает собственную нравственную оценку, выражает собственное отношение» [4, с.2].

«В младшем школьном возрасте ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам, установленным в обществе. В сознании младшего школьника закладываются определенные нравственные ценности, образцы поведения» [4, с.2].

«Ценности личности младшего школьника формируются в процессе переживания и осознания им значимости некоторых внешних факторов, предметов или явлений, с которыми он вступает во взаимодействие. Именно семейное чтение помогает ребенку в этом. Слушая захватывающую книжную историю, школьник пытается спроецировать ее сюжет на своею жизнь, представляет, как бы он поступил на месте героя и т. д. При этом, родители объясняют маленькому слушателю особенности поведения, акцентируют внимание на последствиях того или иного поведения» [5, с.131].

Ценностные ориентации формируются на протяжении всей жизни, однако наиболее благоприятным для их развития является возраст 6–11 лет, в котором складываются системы познания окружающего мира и самого себя, формируется умение оценивать последствия собственных поступков.

С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь уклад жизни и ценностей становится иными. «У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности» [4, с.3].

Соответственно, в этом возрасте особенно важно сделать чтение привычкой ребенка, ведь воспитательное воздействие книги на развивающую личность младшего школьника неоспоримо. Именно в детском и подростковом возрасте происходит формирование мировоззрения, поиски идеала, своего места в жизни.

Однако, «чтобы семейное чтение смогло выполнять свою роль как развивающая среда, оно должно быть систематическим и целесообразным. То есть, родители должны выработать определенный режим семейных чтений, каждое из которых должны быть направлено на развитие определенного качества младшего школьника, сформировать семейное чтение как ресурс семьи, как необходимую привычку. Очень важно, чтобы интерес к книге не угас, не принуждать ребенка к самостоятельному чтению, так как чтение большой интеллектуальный и физический труд» [3, с. 150].

К сожалению, стоит констатировать тот факт, что традиции семейных чтений угасают внутри семьи. По нашему мнению, можно выделить следующие причины, мешающие возрождению семейных чтений: родители сами не любят читать или им не читали в детстве, они не понимают важность чтения для нравственного и духовного развития ребенка. Взрослые считают чтение обязанностью и не получают от него удовольствия. Финансовые причины или недостаток психолого-педагогических знаний у родителей также могут явиться причиной игнорирования семейных чтений.

В исследованиях В. А. Левина сформулированы методические условия, которые необходимо знать родителям для грамотной организации семейных чтений, перечислим их:

1)        «выбранные для чтения произведения должны быть подлинно художественными, то есть интересными каждому члену семьи, а главное — они должны нравиться читающему взрослому;

2)        способ чтения выбранного художественного произведения не должен быть излишне театральным. Читающий обязан суметь передать свое положительное отношение к читаемому, поэтому важно выбрать нужную интонацию и читать с соблюдением орфоэпических норм;

3)        при чтении необходимо наблюдать за настроением ребенка, замечать, все ли понятно, увлечен ли, нет ли усталости. Иногда полезно предложить ребенку задавать вопросы о том, что ему непонятно, или коротко прокомментировать непонятное место. Если произведение не заинтересовало ребенка, чтение нужно прекратить и возвратиться к этому тексту только по его просьбе;

4)        чтение следует сопровождать вопросами, помогающими научиться вести диалог с текстом и направленными на прогнозирование ситуации. Этот прием эффективен перед неожиданным поворотом событий, неожиданной рифмой или другими находками автора, так как такие вопросы помогают оценить замысел автора;

5)        ребенку должна быть предоставлена возможность оставаться с прочитанным произведением наедине, по возможности и по желанию перечитывать его, рассматривать книгу, еще раз переживая прочитанное;

6)        и, наконец, надо соблюдать золотое правило «просто чтения» — завершать его, пока ребенку не надоело слушать и пока они хотят продолжать чтение» [3, с. 154].

Создать условия для духовного развития своего ребенка, его нравственного воспитания, стимулировать и направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой и определяется их ведущая роль в организации семейных чтений.

«Вызвать интерес детей к чтению в семье можно с помощью одновременного чтения взрослым и ребенком одной и той же книги, например, чтения через кинематограф, а также выбора адекватной возрастным потребностям ребенка литературы» [7, с.16].

Таким образом, определяющая роль в возрождении традиций семейного чтения отводится родителям. Ведь именно они ответственны за будущее своих детей. Только мама и папа, опираясь на предложенные программы для чтения, могут определить тот круг литературы, который заинтересует всю семью. Трудно не согласиться со словами В. А. Сухомлинского, что «чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Надо помнить о том, что сам процесс семейного чтения, в котором участвуют взрослые и дети, является мощным фактором формирования ценностной системы ребенка, его нравственных качеств личности, духовных устоев семьи в целом: установления гармонии, взаимопонимания, единства интересов родных людей. Это минуты близкого эмоционального общения людей, значение которых как для ребенка, так и для взрослого трудно переоценить.

 

Литература:

 

  1.                Грекова И. Детство и слово // Детская литература. № 1. М., 1988. С. 36–37.
  2.                Карпова Н. Л. Семейное чтение — семейная библиотерапия // Школьная библиотека. — 2004. — № 5. — С.53–57
  3.                Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 1994.- 190с.
  4.                Полякова Т. И. Чтение как педагогический процесс развития информационной культуры младших школьников // Школьная библиотека. — 2006. –4с.
  5.                Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1987. — 145с.
  6.                Соловьева Ю. В. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка. Вестник ПСТГУ IV; Педагогика. Психология, 2005. Вып. 1. С 66–74
  7.                Трейн Б. Исследование в области семейного чтения: международная перспектива // Школьная библиотека. -№ 9. -2006.– С. 16–19

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle