Библиографическое описание:

Саидова З. Х. Основные направления исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 901-905.

 

В данной статье раскрывается понятие «творческое мышление» в рамках отечественной и зарубежной психологической науки. Выделены основные научные направления и школы, занимавшиеся вопросами исследованиями творчества и творческого мышления. Раскрыта сущность понятий «творчество», «творческое мышление».

Ключевые слова: мышление, психология мышления, творческое мышление, креативность, интеллект, творчество.

 

Современная российская система образования претерпевает множество изменений: появление инновационных учебных заведений, изменение содержания образования, использование новых программ и пособий, применение новых педагогических технологий и др., что создает предпосылки к возможности организации процесса формирования творчества. В настоящее время во всех сферах деятельности наиболее ценимы люди, способные мыслить и действовать нестандартно, имеющие многосторонний и оригинальный взгляд на действительность.Пристальное внимание и повышенный интерес ученых-психологов практически постоянно вызывало и до сих пор вызывает творческое мышление человека. Ученых интересует его отличие от иных видов мышления, природа, возникновение и становление [6].Начиная еще с глубокой древности делались попытки раскрыть загадку человеческого творчества. В 4 веке до нашей эры Платон и Аристотель объясняли способность к творчеству, как дар богов. На протяжении веков данный пояснительный принцип оставался единственным применительно к креативным возможностям [7]. Одним из первых психологов, приступивших к экспериментальным исследованиям творческого мышления, стал немецкий ученый Макс Вертгеймер, а первой в истории психологии школой или направлением, в котором творческое мышление стало предметом особенного внимания, явилась гештальтпсихология, и в первую очередь Вюрцбургская школа мышления. М. Вертгеймер придумал ряд задач, при помощи которых можно экспериментально изучить этот вид мышления. Позже количество таких задач существенно возросло, и в психологии их уже насчитывается десятки. На рис. 1 показаны некоторые из числа тех задач, которые используются в практике исследования творческого мышления [6].

Рис. 1. Условия и решения некоторых простых творческих задач

 

Задача 1. Как при помощи особых лучей уничтожить опухоль, расположенную внутри организма, не повредив при всем этом здоровые ткани? Известно, что собственно для удаления данной опухоли крайне необходима такая концентрация лучей в месте ее расположения, которая небезопасна для здоровых тканей. В месте локализации опухоли нужно создать подходящую концентрацию лучей, не повредив при этом находящихся вокруг тканей организма, при этом другого доступа к опухоли, нежели через иные ткани организма, нет.Задача 2. Как из шести спичек, к примеру, сложить четыре равносторонних треугольника?

Задача 3. Каким образом одной ломаной линией, состоящей из четырех отрезков, перечеркнуть девять точек, имеющих вид квадрата?Эти все задачи имеют одинаковую особенность, описывающую творческое мышление, а конкретно — необходимость внедрения нетрадиционного метода мышления, необыкновенного видения проблемы, выхода идеи за границы обычного метода размышлений. В задаче 1, к примеру, необходимо додуматься, собственно нет необходимости обращать лучи в сторону опухоли из одного источника. В задаче 2 нужно отступить от привычных попыток находить ее решение в плоскости и приступить к пространственным представлениям. В задаче 3 помимо прочего необходимо разрешить вероятность выхода прямых линий за границы доли плоскости, урезанной девятью точками. Это означает, что во всех трех вариантах, проанализировав условия задачи, нужно направить мысль необычным методом, т. е. применить на самом деле креативный метод решения. (Справа на рис.1 показаны пути решения каждой из данных задач.) [5].В опытах психологов Вюрцбургской школы было впервые подтверждено, собственно мышление — процесс, несводимый к эмоциональным образам и зависящий от различных причин, даже от установки, образующейся в ходе принятия задачи. Эти данные наглядно проявили, собственно психологические закономерности мышления не сводятся к логическим. Таким образом, исследование мышления стало приобретать психологические контуры [4].Значительный вклад в определение специфичности и в исследование особых способов экспериментального исследования внесли исследования адептов гештальтпсихологии. В данных исследовательских работах была выделена одна принципиальная область, не исследуемая логикой, — область продуктивного (творческого) мышления человека. Вопрос о том, по каким закономерностям происходит процесс открытия человеком новых знаний, не выводимых прямо из уже известных знаний, стал центральным вопросом исследовательских работ психологов. Характеристика продуктивного (творческого) мышления как особой области психологического исследования имела принципиальное значение для выделения психологии мышления в ряду иных наук о мышлении, для разработки экспериментальных методов его исследования. На базе экспериментов (Ах, Марбе, Кюльпе, Зельц) адепты гештальтпсихологии выделяют задачу, проблемную ситуацию как главную экспериментальную ситуацию в психологическом исследовании мышления, как основной метод экспериментального исследования. Все описываемые в сборнике опыты являют из себя тест процесса решения человеком различного типа проблемных задач. Создание экспериментальных ситуаций, позволяющих выявлять условия процесса решения таковых задач, считается одной из заслуг гештальтпсихологии перед экспериментальной психологией. Предстоящее становление экспериментальных исследовательских работ продемонстрировало адекватность предложенного способа исследования. В передовых психологических исследованиях задача употребляется как главное средство тестирования интеллекта, как один из важнейших способов обучения; процесс решения задачи считается главным объектом прогнозирования.

Отечественные ученые такие, как О. К. Тихомиров, Я. А. Пономарев и А. М. Матюшкин внесли значительный вклад в исследование творческого мышления. Они исследовали причины, действующие на инициацию интенсивной мыслительной работы, проявили отличия в ходе решения при наружной инициации мышления (намеченная цель, ситуация) и ее мотивационной обусловленности. Конкретно во втором случае имеет место быть креативный нрав мышления, способность людей к конструированию образа окружающего. Согласно работам О. К. Тихомирова, создание нового продукта в процессе творческого мышления сопрягается с появлением новообразований в самой познавательной деятельности, направленной на его создание. Данные новообразования касаются мотивации, целей и содержаний этой работы. Я. А. Пономарев разработал структурно-уровневую модель творческого процесса. Он продемонстрировал, собственно в ходе мышления люди могут применяют навык на двух уровнях, либо в двух режимах — логическом и интуитивном. Аспектом творческого действия считается уровневый переход: потребность в новом знании формируется на высшем структурном уровне организации творческой деятельности, средства удовлетворения данной потребности — на низшем структурном уровне. Успех в решении творческих задач ориентируется возможностью действовать в уме (во внутреннем плане). Получение творческого продукта подразумевает подключение проницательности и не происходить на базе логики. Таким образом, творческий процесс на исходном шаге постановки проблемы и на заключительном этапе отбора и проверки корректности решения связан с ответственной работой, но на главном шаге решения проблемы проходит интуитивно. При этом подсознательный опыт, тесно переплетающийся с творчеством, невозможно вызвать произвольно, человек может выразить свою интуицию, лишь попытавшись сделать какое-либо действие. Как и генетические, все эти виды мышления присутствуют на практике у каждого. Разница между людьми состоит в преимущественном использовании одного из них, что зависит и от характера деятельности, и от уровня интеллекта, и от индивидуальных особенностей человека. Например, согласно взгляду Пономарева, с творческой активностью сопряжены два индивидуальных свойства — насыщенность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, появляющимся в мыслительном процессе [4, с.216].

Одним из крупнейших исследователей творческого мышления считается Я. А. Пономарев, который в своих трудах акцентирует внимание на принципиальном отличии человеческого мышления от «мышления» машинного: «машина никак не способна работать с моделями надстроено-базисными, а способна работать только с системами знаковых моделей» [8, с. 173], т. е. субъектными второстепенными моделями реальности. Изначальных и второстепенных объектных и субъектных моделей реальности, представляющих собой различные структурные уровни взаимодействия субъекта и объекта, с целью постановления креативных вопросов в первую очередь необходимо «способность действовать в уме, отсутствующая у животных, и характеризуемая значительной степенью формирования внутреннего проекта операций, согласно концепции Я. А. Пономарева [2, с. 368].

Другой общепризнанный исследователь, Д. Б. Богоявленская, подходит к исследованию творческого мышления с позиций системного подхода и делает отличное предложение отметить в качестве единицы исследования творчества умственную динамичность. Выставляя ее в качестве психологического аспекта исследования творчества, она утверждает, что «…мерой умственной инициативности, ее наиболее значимой качественной характеристикой, может служить интеллектуальная инициатива, понимаемая как продолжение мыслительной деятельности за границами ситуативной заданности, никак не предопределенное ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы» [1, с.191]. Таким образом, она рассматривает творческий процесс как «дериват интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо стимулирует умственные способности, либо тормозит» [1, с. 194].

Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов объясняют процесс мышления, исходя из воздействий внешней среды, из дозволения под влиянием его обучения и воспитания. Ученые в своих теориях сходятся во мнении, что никаких врожденных схем мышления у человека не существует. Они появляются и развиваются в процессе решения задач в результате научения. Например, человек может научиться логически мыслить, решать определенный класс задач, выполнять действия в уме, определять понятия [6, стр.272].

Необходимо отметить, что в процессе исследований творческого мышления обнаружены условия, которые содействуют либо мешают стремительному нахождению решения творческой задачи. Проанализируем данные эти условия в обобщенном виде.

  1.                В случае если в прошлом конкретный метод решения человеком определенных задач оказался довольно эффективным, то этот факт подталкивает его и в последующем следовать данному способу решения. При встрече с новой задачей человек старается использовать его в главную очередь.
  2.                Чем больше усилий существенно израсходовано для того, чтобы отыскать и использовать в практике новый метод постановления проблемы, тем вероятнее обращение к нему в перспективе. Психологические затраты на выявление определенного нового метода решения соразмерны склонности применять его как можно чаще на практике.
  3.                Появление стандарта мышления, который в силу отмеченных выше условий препятствует человеку отказаться от прежнего и находить новый, наиболее оптимальный путь решения задачи. Один из методов преодоления подобного сформировавшегося стандарта заключается в этом, для того чтобы в определенный период в целом прервать попытки решения задачи, а затем возвратиться к ней с жесткой установкой дегустировать с целью поиска решения только новые пути.
  4.                Умственные возможности человека принципиально страдают от нередких провалов, и боязнь очередной неудачи приступает автоматически появляться при встрече с новой задачей. Она порождает защитные реакции, которые препятствуют творческому мышлению, как правило сопряженному с риском для собственного «Я». В результате человек утрачивает веру в себя, у него накапливаются негативные чувства, которые мешают ему думать. Ощущение преуспевания с целью усиления умственных потенций людей столь же необходимо, как и чувство точности какого-либо движения для его усвоения.
  5.                Наибольшее количество производительности в решении интеллектуальных задач достигается при оптимальной мотивации и надлежащем уровне психологической возбужденности. Этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален. 6. Чем больше знаний имеет человек, тем многообразнее будут его подходы к решению творческих задач. Но надлежащие знания обязаны являться разнонаправленными, так как они обладают способностью ориентировать мышление на различные подходы к решению.

У творческих людей зачастую поразительным способом объединяются сформированность мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и специфические «детские» особенности во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках. Что же препятствует человеку быть творческой личностью и демонстрировать уникальность мышления? Только ли отсутствие развитых творческих способностей,-те недостатки, о которых говорилось выше, или также что-то-в таком случае иное, никак не имеющее прямого отношения к творчеству как таковому? [5].

На данный вопрос дают собственный ответ Г. Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон. Они полагают, что значительной преградой на пути к творческому мышлению могут выступать не только мало сформированные способности, но и в частности

  1.                Тенденция к конформизму, выражающаяся в преобладающем над творчеством желании являться похожим на других людей, никак не отличаться от них в своих суждениях и поступках.
  2.                Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, представиться неразумным либо смешным в своих суждениях. Две отмеченные направленности могут появиться у ребенка в раннем детстве, в случае если первые его попытки самостоятельного мышления, первые суждения творческого характера не находят поддержки у окружающих взрослых людей, вызывают у них смех или осуждение, сопровождаемые наказанием или навязыванием ребенку со стороны взрослого в качестве исключительно «верных» более известных, общепризнанных суждений.
  3.                Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей. В условиях нашей культуры достаточно распространено следующее мнение: критиковать человека — следовательно являться по отношению к нему невежественным, проявлять к нему неуважение. Этому мы, к сожалению, с раннего возраста учим своих детей, совершенно не размышляя о том, что в этом случае приобретение вежливости, тактичности, корректности и прочих полезных качеств совершается за счет потери иного, не менее значимого качества: сметь, иметь и уметь отстаивать, публично излагать и защищать собственное мнение, никак не беспокоясь о том, понравится или не понравится оно окружающим людям. В этом непосредственно и заключается требование к человеку всегда оставаться правдивым и искренним.
  4.                Боязнь расплаты со стороны другого человека, чью позицию мы критикуем. Подвергая критике человека, мы как правило вызываем с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции зачастую выступает в качестве преграды на пути к формированию личного творческого мышления.
  5.                Повышенный анализ значимости своих собственных мыслей. Порой в таком случае то, что мы сами придумали или создали, нравится нам более, нежели идеи, высказываемые другими людьми, при этом до такой степени, что у нас появляется стремление свое никому не демонстрировать, ни с кем никак им не делиться и оставить при себе.
  6.                Высокоразвитая тревожность. Человек, владеющий данным качеством, как правило мучается высокой закомплексованностью, выражает страх публично излагать собственные мысли.
  7.                Имеется два создающих конкуренцию между собой метода мышления: критический и творческий. Критическое мышление нацелено на обнаружение недочетов в суждениях других людей. Творческое мышление сопряжено с раскрытием сознательно нового знания, с генерацией своих уникальных идей, а не с оцениванием посторонних идей. Человек, у которого критическая направленность очень выражена, уделяет основной интерес критике, хотя сам бы мог создавать, и неплохо. Наоборот, этот человек, у которого плодотворное, творческое мышление преобладает над критическим, зачастую как оказалось неспособно наблюдать недостатки в собственных суждениях и оценках. Выход из этого положения в том, чтобы у ребенка с самого раннего детства совершенствовать как критическое, так и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в балансе, сопутствовали и время от времени сменяли друг друга в каждом мыслительном действии. В случае если человеком высказывается личная концепция, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если уникальная, новая мысль изречена кем-то другим, то наряду с ее оценкой необходимо непременно рекомендовать собственную. В жизни многих людей, для того чтобы их созидательная активность была максимальной, необходима рациональная комбинация творческого и критического мышления [3].

Итак, можно сказать, что в настоящее время в психологической науке отечественными и зарубежными исследователями изучено творческое мышление в контексте его механизма возникновения и развития.

 

Литература:

 

1.                  Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества//Исследование проблем психологии творчества под ред. Я. А. Пономарева.–М.: Наука, 1983. С.191–194

2.                  Дружинин В. Н. Психология общих способностей — СПб: Питер КОМ, 1999. — С.368

3.                  Линдсей Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М.. 1981.

4.                  Марцинковская Т. Д. Общая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,2010. — С.216

5.                  Немов Р. С. Н50 Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

6.                  Немов Р. С. Психология: учебник. — Издательство Юрайт,ИД Юрайт, 2011.- С.275-

7.                  Платон. Сочинения. — СПб.: 1863. — Т. 3

8.                  Пономарев Я. А. Психология творчества. — М.: Издательство «Наука», 1976.-С.173

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle