Библиографическое описание:

Абдурахмонов Б. М., Рахимова М. А., Алимкулов С. О., Рустамов А. Ш., Аймаматова Д. У. Визуальные методы в обучении природоведению // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 921-923.



 

Визуальные методы обучения в настоящее время в учебном процессе широко используются. Они развиваются и совершенствуются в связи с тем, что особое место в преподавании занимает дидактический принцип визуальности. Визуальные средства применяются в учебном процессе с различными дидактическими целями: как средство обучения, как методические приемы, усиливающие познавательные возможности словесных методов, как образец для осмысления задач предстоящей практической работы. Визуальные методы обучения тогда выполняют функцию метода, когда учащиеся в процессе рассмотрения, наблюдения и восприятия предметов, объектов или процессов при помощи органов чувств получают определенную информацию о них, осмысливают путем сравнения и нахождения общих и отличительных признаков, и на этой основе формируются определенные знания, а затем при дальнейшей мыслительной их переработке воспроизводится усвоенное словом (рассказом), показом и объяснением.

Визуальные методы обучения характеризуются тем, что в процессе их применения используются визуальные пособия с целью получения новых знаний. Так, источником знаний при применении визуальных методов служит объединенная определенными дидактическими целями система динамических и статических образов, сопровождаемых дикторским текстом при использовании учебных фильмов и информационным текстом (надписями) в диафильмах и диапозитивах. На многих уроках природоведения демонстрируются натуральные объекты, разнообразные картины и таблицы, а также другие изобразительные динамические и статические визуальные средства. Учащиеся самостоятельно или по заданию, определенному учителем, осмысливают и анализируют демонстрируемые визуальные пособия, а затем делают выводы. В каждом случае при применении визуальных методов предусматривается развитие активности в восприятии и осмыслении, поэтому перед учащимися ставятся конкретные познавательные задания. В них указывается, как наблюдать, что рассматривать, что следует выявить и что усвоить.

Для успешного применения визуальных методов необходимы следующие условия: добиваться, чтобы предмет (объект) или процесс рассматривался целенаправленно, выявлялись его главные черты и особенности.

Наблюдение и распознавание может быть фронтальное, групповое или индивидуальное.

На уроках природоведения очень широко применяется демонстрация натуральных объектов. Она позволяет не только создать конкретные представления о размерах, форме и других признаках объекта, но значительно оживить и активизировать процесс усвоения. При рассмотрении живых растений и животных, а также гербария, чучел птиц и млекопитающих учащиеся знакомятся с отдельными представителями животного мира, их практическим значением и охраной. Готовясь к уроку, учитель не только тщательно отбирает объекты, но и продумывает способы их демонстрации. Главное требование при этом — рассмотрение основных черт и признаков изучаемого объекта всеми учащимися. С этой целью объекты ставят на специальную подставку, установленную на демонстрационном столе, создают специальный фон освещения. В обычных условиях это может быть лампа или светильник. Небольшие объекты учитель проносит по рядам.

В процессе наблюдения учащиеся должны внимательно рассмотреть объект, например чучело, определить форму тела, окраску шерсти или оперения, размеры и т. д. Последовательность наблюдения определяется заранее подготовленным заданием. Задание может быть устным, записано на доске или специальных карточках. В нем указывается, как рассматривать объект, на что обратить внимание, с чем сравнить, какие признаки выявить и т. д. Перед демонстрацией определяется время для изучения объекта. При изучении демонстрируемого натурального объекта рекомендуется сравнить его с рисунком в учебнике, с таблицей или другими изобразительными визуальными пособиями и на этой основе подготовить ответ по заданию. В процессе демонстрации учащимся рекомендуется пользоваться учебником и находить текстовую информацию, характеризующую признаки объекта.

Например, в 3 классе при изучении темы «Животные леса зимой» на уроке используются чучела млекопитающих. Перед объяснительным рассказом учащиеся рассматривают чучело зайца и сравнивают его с картиной, рисунком в учебнике, находят в соответствии с заданием признаки внешнего строения и приспособления к определенным условиям жизни и т. д. После проводится беседа, уточняются отдельные моменты, характеризующие признаки рассматриваемых животных. Таким образом, основная информация о внешнем строении, месте обитания и приспособления к условиям жизни объекта получена в процессе его рассмотрения.

По природоведению многие опыты проводятся демонстрационно. Учащиеся наблюдают за ходом опыта или воспринимают только его результаты. Учитывая, что явления и процессы в живых организмах протекают постепенно, большинство обязательных учебных опытов рекомендуется проводить во внеурочное время. Для этого учащихся следует тщательно готовить: определить конкретные задачи, сформулировать тему и цель опыта, определить последовательность проведения наблюдений, оформить результаты. Следует соблюдать педагогические требования к демонстрации опытов. Перед демонстрацией необходимо определить задачу опыта или создать проблемную ситуацию. Таким образом можно сосредоточить внимание учащихся на восприятии и осмыслении того, что будет демонстрироваться.

В ходе проведения опыта внимание школьников активизируется с помощью вопросов для осмысления наблюдаемого. Например, на уроке в 3 классе при изучении темы «Круговорот воды в природе» создается проблемная ситуация. Учитель ставит перед учащимися познавательную задачу: «В пасмурную погоду появляются тучи, а затем идет дождь, выливается большое количество воды. Куда же исчезает вода? Можно ли это объяснить школьным опытом?»

Опыты подготовлены на демонстрационном столе. Учитель насыпает в химический стакан песок толщиной до 3 см и доливает воду на уровне песка. Сверху на стакан ставит выпаривательную чашку, в которую помещает смесь снега (2/3) и соли (1/3), и просит учащихся объяснить, почему в опыте используется снег и соль. А затем ставит стакан на металлическую сетку и подогревает на спиртовке. Учащимся предлагается пронаблюдать, что появляется на стенках стакана. Дети отмечают, что в стакане — густой туман. Проделывая опыт, учитель предлагает учащимся объяснить, почему, когда стенки стакана нагреваются, туман постепенно рассеивается. Далее при наблюдении учащиеся отмечают, что в верхней части стакана остается небольшой слой тумана. Учитель ставит вопрос: почему туман остался только в верхней части стакана? После демонстрации опыта учащиеся делают сообщения о ходе опыта и объясняют, почему появился туман, куда исчез туман и т. д. Затем учитель создает следующую проблемную ситуацию: учащиеся по карте рассматривают озеро Байкал — самое глубокое в мире. В него впадает около тысячи рек и речушек, а вытекает одна Ангара. Чем же объяснить, что уровень воды в Байкале почти никогда не меняется? Для объяснения используют результаты опыта.

Первичные знания учащиеся получили в процессе наблюдения, восприятия и осмысления результатов опыта. Учитель комментирует ответы школьников, глубже раскрывает содержание опытов, приводит примеры явлений, происходящих в природе. Схематическим рисунком показывает, как вода из одного состояния переходит в другое, что из воды, испарившейся с поверхности рек, озер, морей, верхних слоев почвы, на большой высоте образуются тучи, выпадает дождь и т. д. Изобразительные визуальные пособия разнообразны и используются на каждом уроке природоведения с различными дидактическими целями. На уроках применяются объемные визуальные пособия: торс и скелет человека, отдельные модели внутренних органов, муляжи, приборы.

Учебные фильмы имеют ряд преимуществ по сравнению с другими изобразительными визуальными средствами, поэтому их демонстрация используется как метод обучения. Просмотр фильма дает учащимся разнообразную и насыщенную информацию, которая воспринимается в динамике одновременно зрительными и слуховыми органами чувств, и на основе этого осуществляется восприятие объектов и процессов. Продолжительность одной части учебного фильма 8–12 мин, а информации при этом дается в 3–5 раз больше по сравнению с другими методами. Поэтому применение фильмов интенсифицирует учебный процесс.

Фильм обеспечивает усвоение в динамике целых процессов или явлений, происходящих в живых организмах. Демонстрация учебных фильмов выполняет функции методов в том случае, если соблюдаются соответствующие требования: содержание фильмов должно быть связано с темой и целями урока; до урока фильм просматривается учителем и делается анализ его содержания; заранее составляется задание для учащихся.

Следует также продумать место учебного фильма в уроке; в плане урока определить время, отводимое на его демонстрацию. До демонстрации фильма перед учащимися ставится познавательная задача и дается конкретное задание. В задании следует указать, на что обратить особое внимание при просмотре и осмыслении информации фильма. В отдельных случаях учитель может познакомить учащихся с натуральными объектами или их изображениями до просмотра фильма, провести беседу и выяснить их знания. После просмотра можно провести беседу по вопросам, индивидуальную проверку усвоенных знаний.

При подведении итогов показа фильма учитель может использовать не только экранную информацию, но и знания, полученные при изучении демонстрационных объектов. Такая работа позволяет выявить взаимосвязи в объектах, явлениях и процессах, что особенно важно для формирования научно-материалистического миропонимания, для развития познавательной активности и мыслительной деятельности школьников.

Методика демонстрации учебных фильмов разнообразна. Так, например, при необходимости сосредоточения внимания на отдельных эпизодах учитель может выключить дикторский текст, задержать кадры и прокомментировать их сам.

 

Литература:

 

  1.                Скаткин М. Н. Внеклассная работа по естествознанию. — М., 1976.
  2.                www.grandars.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle