Библиографическое описание:

Ясакова Н. В. Акмеологический подход как креативноформирующая образовательная модель // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1024-1026.



 

Статья знакомит с возникновением акмеологии — новой по своему типу науки. В работе представлена попытка раскрыть область знаний, выделить разделы акмеологии. Рассматривается креативный аспект акмеологии и его особенности.

Ключевые слова: акмеология, креативность, самореализация, самообразование, личность, творческий потенциал, креативная акмеология.

 

Акмеология — новая наука, которая интенсивно развивается, она всесторонне освещает процесс развития человека на протяжении всей его жизни, выявляет объективные и субъективные условия, которые позволяют человеку оптимально состоятся как социально активной личности и профессионалу в своей сфере деятельности.

В современной литературе акмеология рассматривается (от греч. аkme — вершина, logos — учение) как наука, изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в своём развитии. Ступень зрелости человека и так называемая вершина этой зрелости или, как её ещё называют «акме», — это многомерное состояние человека, которое охватывает значительный по временной протяжённости этап его жизни и показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист в какой-либо определённой области деятельности, как личность — бедная или богатая своими связями с окружающей деятельностью, как супруг, как родитель. Это состояние не является статичным, а, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью [5, с. 23].

Возникновение акмеологии знаменует смену парадигмы в развитии целого ряда наук, в научном мировоззрении и социальной практике — осуществляется переход от рассмотрения человека как некоторой производной общественных явлений к его пониманию как субъекта, личности, способной решать личные и общественно значимые проблемы. Этим определяется фундаментальность акмеологии.

Акмеология — совершенно новая по своему типу наука, объединяющая методологию и теорию, исследования и разработку технологий, способов, практик, которые обеспечивают реальное совершенствование человека. Она уникальна по характеру возникновения на стыке гуманитарных, общественных, естественных и точных наук.

В современном сложном мире личность должна решать сложные проблемы, для которых не существует готовых решений. Соответственно личность должна соответствовать обществу, проявляя себя не только как высококвалифицированный профессионал, но и человек, способный действовать в условиях высокой неопределённости, риска, способный мыслить и действовать, т. е. на высшем уровне своего развития. Иными словами, должен формировать тип, противоположный пассивному исполнителю. Данная острая социальная ситуация в обществе стала как бы своеобразным социальным заказом для развития акмеологии как науки о ценности личности, о её совершенствовании и способности высоко эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, жить полноценной жизнью [3, с. 45].

«Поскольку максимальное совершенство есть вершина в развитии индивида, личности, деятельности индивидуальности, а вершина по-гречески называется акме, то область знаний, занимающаяся изучением:

                    закономерностей самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам);

                    факторов, объективных и субъективных, содействующих и препятствующих достижению вершин; закономерностей обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности;

                    самообразования, самоорганизации и самоконтроля;

                    закономерностей самосовершенствования, самокоррекции и самореорганизации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и, особенно изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности получила название акмеологии» [1, с. 29].

«При этом под «акме» имелось в виду такое состояние человека, при котором достигается высший результат его деятельности («звёздный час») и процесс движения к этому состоянию средствами образования.

Развитие исследований в области акмеологии, связанное с именами А. А. Деркача, А. А. Бодалева, А. А. Реан, привело к дифференциации предмета акмеологии и выделению более частных отраслей акмеологии, например, школьная акмеология и профессиональная акмеология.

На данном этапе развития акмеологии как области научного знания и комплекса дисциплин о человеке в динамике самоактуализации его творческого потенциала, саморазвития, самосовершенствования, можно говорить о следующей её классификации. Акмеология как наука делится на классическую акмеологию, базовую акмеологию и прикладную (отраслевую) акмеологию.

Понятия акмеологии в словарях нет, хотя впервые оно было введено в научный оборот Н. А. Рыбниковым ещё в 1928 г. для обозначения науки о развитии зрелых людей. Вслед за ним, в том же значении, понятие акмеологии используют Б. Г. Ананьев и А. В. Петровский.

Б. Г. Ананьев ищет ей место в системе наук, изучающих возраст и фазы жизни человека как индивида, и располагает их в следующей последовательности: эмориология человека, морфология и физиология ребёнка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология. Это классический этап развития акмеологии.

Базовая акмеология рассматривает человека как целостную систему, её предмет — закономерности, условия, факторы, стимулы самореализации творческих потенциалов зрелых людей на пути к вершинам продуктивности и профессионализма в созидательной деятельности, требующей общего и профессионального образования, которое обеспечивает её субъектам совершенствование, коррекцию и реорганизацию деятельности в новых условиях на протяжении жизни и профессиональной биографии [4, с. 55].

«В настоящий момент можно выделить такие разделы прикладной акмеологии, как акмеология управления, педагогическая, профессиональная, школьная.

Креативный аспект акмеологии определяет затрачиваемые усилия и успешность их реализации путём выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества» [2, с.37].

«Креативная акмеология ориентирована на гуманистические традиции в изучении специфики самоактуализации взрослого человека во всех возрастных периодах творческой зрелости специалиста, достижения профессионального «аkme». Креативная акмеология представляет современный, ещё не устоявшийся, но специфически самостоятельный общекультурный научный факт. Креативная акмеология позволяет с позиции психологии творчества исследовать и открыть в процессе анализа новые аспекты традиционных концепций психологии личности и педагогической психологии, внедрить и верифицировать их в акмеологической науке как новой области человекознания, акцентируя её творческий статус.

Креативное саморазвитие — акмеологическая проблема, поскольку акмеология изучает закономерности профессионального становления специалиста и достижения вершин творческой деятельности и самореализации.

Предмет креативной акмеологии — изучение особенностей и тенденций развития креативности как процесса и результата творческой зрелости взрослой личности, изучение объективных и субъективных факторов достижения творческих вершин и профессионального мастерства в процессе её самоактуализации [2, с. 57].

В современном российском обществе после длительного периода недооценки роли личности в обществе не только признаётся её существование как единицы общества, но и её роль как одного из факторов противовеса кризисным, стихийным, неупорядоченным социальным и экономическим процессам, как условие прогресса, цивилизованности общества.

 

Литература:

 

  1.                Богданов, Е. Н. Введение в акмеологию / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. — Калуга: 2000. — 212 с.
  2.                Бранский, В.П., Социальная синергетика и акмеология / В. П. Бранский, С. Д. Пожарский. — СПб.: Политехника, 2002. — 476с.
  3.                Деркач, А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А. А. Деркач. — М.: 1999. — 392 с.
  4.                Загвязинский, В. И. Инновационные процессы в образовании / В. И. Загвязинский. — Тюмень: 1990. — 71с.
  5.                Сластенин, В. А. Педагогика: Инновационная деятельность/ В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. — М.: 1997. — 89 c.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle