Библиографическое описание:

Виноход В. Л., Шахрай Т. И. Фольклор как средство речевого развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся без матери // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 942-944.



 

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции, являясь средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для дальнейшего развития и формирования личности , с.25. Однако для полноценного речевого развития ребенка необходимым условием являются родители, прежде всего-мать. Анализ исследований показывает, что дети, воспитывающееся без матери или в детском доме имеет низкие темпы развития. Еще в раннем возрасте наблюдается сниженная познавательная активность, отставание в развитии речи 3, с.10

Роль семьи, матери трудно переоценить в развитии ребенка, его социализации, поэтому замена семьи учреждением оказывает наибольшее негативное влияние на развитие ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого является предпосылкой различных деформаций в личностном развитии ребенка. Именно от матери и от ближайшего семейного окружения ребенок усваивает образцы речевого общения, поэтому так велика роль фольклора в речевом развитии детей, воспитывающихся в детском доме.

Элементы фольклора (потешки, песенки, прибаутки, пестушки и т. д.) помогают установлению эмоционального контакта взрослого с малышом. Произведения народного творчества необходимо использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Под звуки ласковых, напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть. Фольклорные произведения, стихи, желательно сопровождать действиями или, наоборот, действие сопровождать чтением, обыгрывать их. Чтение потешки, в которой упоминается имя ребенка, вызывает у него радость, желание повторить её.

Следует отметить еще одну особенность фольклорных произведений, которая позволяет исполнять их вместе с детьми, не владеющими активной речью. Речь идет о потешках, слушая которые ребенок должен, не употребляя слов, выполнить какое-нибудь движение, действие.

Например, даже совсем маленькие дети, дети в возрасте до года могут научиться махать ручками, класть их на голову, когда ему читают всем известную потешку «Ладушки»: — Полетели, полетели, на головку сели.

Исполняя потешки такого рода, надо учитывать двигательные возможности детей: если ребенок еще не научился прыгать, не стоит использовать те произведения фольклора, которые предполагают выполнение этого движения. Есть целый ряд фольклорных произведений, в тексте которых встречаются так называемые звукопроизносительные слова, еще их называют словами языка нянь, например: га-га-га, ко-ко-ко, би-би и т. п. Эти слова, в силу своих особенностей, облегчают вовлечение ребенка в совместное исполнение фольклорных произведений.

Самым маленьким можно читать потешки, в тексте которых есть звукопроизносительные слова, нетрудные для произнесения (содержащие звуки раннего усвоения).

Например:

Наша утя луговая,

Наша утя молодая…

В работе с детьми постарше чтение потешек можно использовать как упражнения, которые развивают подвижность артикулярного аппарата.

Наши уточки с утра-

— Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!..

Детям, воспитывающимся в детском доме, не следует читать каждый день несколько новых текстов, потешка должна повторяться многократно.

Знакомясь с фольклорным произведением, дети любят, чтобы его часто читали, «отрабатывают» текст, затем неизбежна потеря интереса к нему.

Особенно много радости доставляет детям игры со взрослым. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребенка вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл. Игра — это развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. Поэтому своим соревновательным азартом скороговорки и загадки так близки к играм. Очень важно своевременное развитие фонематического слуха у детей воспитывающихся вне семьи. Формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышатся в песенках: «Ай, качи-качи-качи! Глянь-баранки, калачи!» Ни одна детская игра не возможна без считалки. Считалка осуществляет справедливый выбор ролей в игре, может решать спорные ситуации. Аналог считалки — жребий, позволяет выйти из безвыходной ситуации. Считалка является подготовкой к большой коллективной игре, но и сама она становится игрой, соревнованием.

На золотом крыльце сидели:

Царь, царевич…

Большое значение в жизни ребенка имеет сказка, она очень нужна детям воспитывающимся без матери или в детском доме, потому что она развивает воображение, формирует мышление, восприятие, познавательные процессы. Сказки являются прекрасным искусством звучащего слова. Для того, чтобы дети слушали внимательно, для восприятия сказки малышей надо заинтересовать видом игрушек, с помощью которых им покажут сказку: настольного, пальчикового, теневого, кукольного театра.

Таким образом, детский фольклор эффективно влияет на речевое развитие детей дошкольного возраста, воспитывающихся без матери или в детском доме, способствует развитию познавательного процесса, а также установлению эмоциональных контактов взрослых с ребенком.

 

Литература:

 

  1.                Жукова Н. С. «Отклонения в развитии детской речи».М.1994.
  2.                Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. «Русское устное народное творчество». М: Высш.шк.1983
  3.                Лисина М. И. «Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками\вопрос психологии» 1982.
  4.                Шинкорь Г. «Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста»1990.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle