Библиографическое описание:

Шпильберг С. А. Особенности формирования мотивации к учебной деятельности студентов первого курса различных направлений обучения вуза // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 908-911.



 

Ключевые слова:мотивация, мотивация к учебной деятельности, мотивы, внутренние мотивы, внешние мотивы, личностные психологические особенности, адаптация, самооценка студента, коммуникабельность, мотивация к достижению, мотивация избегания неудач.

 

Актуальность проблемы формирования мотивации к учебной деятельности студентов первого курса обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы будущего профессионализма, формируется потребность и готовность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях современной среды

Мотивация это активное состояние психики, побуждающее человека совершать определенные виды действий и определяющее направленность его деятельности. Мотивационная основа учебной деятельности представляет собой совокупность мотивов, поддерживающих ее непрерывность и стабильность. Мотивационная основа деятельности учащегося организует учебную деятельность в одно целое и приводит к формированию будущего специалиста [2].

Мотивация к учебной деятельности это частный вид мотивации, представляющий собой систему специфических психологических качеств обучающегося, находящихся в зависимости от образовательной среды и специфики образовательного процесса. Мотивация к учебной деятельности студентов относится к числу профессионально значимых личностных характеристик и обусловлена рядом специфических личностных качеств. Мотивация к учебной деятельности является как показателем, так и критерием успешности и качественности профессионального становления будущего специалиста.

Изучение мотивации к учебной деятельности обусловлено, прежде всего, тем, что у большинства современных студентов учебная деятельность все чаще приобретает формальный характер, она больше ориентирована не получение новых знаний, не на ориентацию на будущую профессии в качестве профессионала, а на успешную сдачу сессии любыми средствами. При этом у некоторых студентов наблюдается отсутствие творческого подхода, желания работать с дополнительной литературой, самостоятельная постановка учебных целей, самоконтроль, желание проходить практику и стажировку в реальных условиях и т. д. В то же время, при постановке учебных целей студент должен проявить гораздо больше самостоятельности, умения правильно организовать работу, учитывать и распределять время.

Понятие мотива выступает очень значимой категорией среди психологических понятий, объясняющих сущность человеческого действия, без понятия мотива нельзя раскрыть психологическую природу человеческих действий. Мотивы учения классифицируются на мотивы, обусловленные самой учебной деятельностью и связанные с содержанием и процессом учения, то есть познавательные мотивы и мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой деятельности [3].

Формирование внутренней мотивации является ключевой проблемой в образовательной практике, поскольку именно от нее в достаточной степени зависит образовательный результат и формирование будущих специалистов, ориентированных на постоянный процесс саморазвития и познания. Особенно острым этот вопрос становится в условиях, когда в мотивации к учебной деятельности студентов начинают доминировать внешние мотивы. Отсутствие внутренней мотивации и чрезмерная выраженность внешних мотивов являются характерными чертами современного образования, на что указывают не только преподаватели, но и специальные исследования по проблемам мотивации к учебной деятельности. Следует также отметить, что развитие познавательных мотивов, внутренней мотивации к учению является основой успешного обучения, как в ВУЗе, так и по его окончанию. Максимальная учебная мотивация у студентов возникает лишь тогда, когда побуждением к учению выступает не внешний по отношению к действительности «стимул-мотив», а поднятый до личностного смысла содержательный познавательный интерес. Именно внутренняя мотивация значимо коррелирует с саморегуляцией студента и продуктивностью его мыслительной деятельности, чего не скажешь о внешней мотивации.

В качестве рассматриваемых психологических качеств мы остановились на адаптивных способностях, уровне самооценки студента, которая складывается из учебно-профессиональной мотивации, способности к мобилизации познавательных процессов, что обеспечивает влияние на общую учебную мотивационную направленность, коммуникативных способностей, эмоциональной уравновешенности. Несомненно, необходимо оценить какие мотивы являются ведущими в учебной деятельности и являются ли они внутренними или внешними. Мы исходим из положения, что благоприятной базой для становления устойчивой мотивации к учебной деятельности является мотивация достижения цели. До тех пор, пока у студентов преобладала мотивация избегания неудач, мотивация к учебной деятельности не может получить развитие на глубоком личностном уровне. Мы исходим из предположения, что студенты технических и гуманитарных специальностей имеют особенности и различия мотивации к учебной деятельности и выбор психолого-педагогического сопровождения их на первом году обучения должен быть обусловлен этими особенностями и должен быть различным.

Мотивация в ряде работ рассматривается как глубоко личностное образование, а само понятие мотива связано и пронизывает психологические особенности личности, темперамент, характер, направленность, эмоции [3]. Поэтому изучение психологических особенностей студентов различных специальностей ВУЗа является важным условием понимания их мотивации к учебной деятельности.

Теоретической базой исследования являются научные труды по изучению мотивации (А. Н. Леонтьев, В. Г. Асеев, В. И. Ковалев, В. К. Вилюнас, Л. И. Божович, П.М Якобсон, Е. П. Ильин,); исследования мотивации к учебной деятельности (А. К. Маркова, Н. И. Мешков, М. Г. Рогов, В. А. Якунин, A. A. Вербицкий и H. A. Бакшаева, М. В. Матюхина); исследования адаптации, в том числе адаптации студентов младших курсов (Н. Б. Нестерова, P. P. Бибрих, А. Г. Маклаков,; В. И. Уварова, H. H. Прощенко, Т. А. Голубева, Е. В. Абаева).

Время начала учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или началом периода зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт — изучением этих особенностей занимались такие исследователи, как Б. Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский. Характерной чертой развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно формируются такие качества, которые не проявлялись в полной мере в последних классах школы — целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в семнадцать-девятнадцать лет развита не в полной мере. Так, В. Т. Лисовский отмечает, что это период самоанализа и самооценок. Происходит явное развитие самооценки студентов первого курса, которая претерпевает влияние новых для молодого человека условий среды. Внутренние противоречия в развитии личности первокурсника может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятости.

Поступление в ВУЗ и обучение на первых курсах сопровождается включением выпускников школ в новую для них среду, что является отправной точкой процесса адаптации. Успешность адаптации предполагает задействование резервных возможностей студентов первого курса к преодолению различного рода трудностей, возникающих в процессе обучения. В психологической адаптации студентов в можно выделить следующие виды: адаптацию к условиям учебной деятельности (приспособление к новой среде, к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, самостоятельности в планировании времени и принятии решений и т. п.); адаптацию к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций); адаптацию к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, качеств). И если адаптация к будущей профессии преимущественно приходится на старшие курсы, продолжаясь в начале выхода на работу, то адаптация к учебной деятельности и к группе должна произойти как можно раньше, иначе противном случае возникнут затруднения в актуализации необходимых для успешного обучения и овладения профессией познавательных и личностных ресурсов и снижение мотивации к учебной деятельности. Первокурснику необходимо в довольно короткие сроки освоить предъявляемые к нему в ВУЗе новые требования, найти общий язык и взаимопонимание с однокурсниками и преподавателями, найти свое место в группе, что, несомненно, оказывает влияние на его успехи в учебе и мотивацию к учебной деятельности и может повлечь за собой уход их ВУЗа, если этот процесс не был осуществлен. Результатом процесса адаптации является адаптированность. А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов определяют адаптацию как «процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования» [1].

Мотивация достижения успеха играет важную роль в становлении внутреннего единства, целостности всех сторон личности студента: определяет целенаправленный характер деятельности студента, дает импульсы дальнейшему личностному и профессиональному росту; способствует интерактивным процессам формирования личности, являясь тем организующим личность фактором, который приводит студента к естественному состоянию самоорганизации, а затем и самоактуализации.

Мотивация достижения успеха является определяющим фактором в мотивации учебной деятельности и в становлении студента в будущей профессии, выполняя связующую функцию при переходе от одного вида мотивации к другой. Мотивация к учебной деятельности студента может быть представлена как соотнесение целей, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности его личности [4]. Высокая мотивированность студента выражается в принятии им целей и задач обучения как личностно значимых, так и необходимых. При изучении, мотивации к учебной деятельности необходимо рассмотрение вопроса о мотивации достижений в совокупности с мотивацией избегания неудач.

Необходимо отметить значимость способностей студента к целеполаганию и рефлексии в учебной деятельности как одних из основных компонентов мотивации к учебной деятельности. Студент осознанно и самостоятельно организующий процесс учебной деятельности, должен иметь навыки целеполагания, т. е. умение ставить цели, планировать и организовывать учебную деятельность.

Таким образом, в нашем исследовании мы исходим из предпосылки, что на формирование мотивации к учебной деятельности оказывают влияние особенности, обусловленные личностными психологическими характеристиками студентов первого курса, и специфика образовательного процесса в зависимости от направления обучения в ВУЗе.

 

Литература:

 

  1.                Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб., 2008.
  2.                Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов: Учебное пособие. — М.: Логос, 2009. — 184 с.
  3.                Божович Л. И. Отношения школьников к учебе как психологическая проблема. // Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — М., 2011. — С.55–107.
  4.                Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/ А. К. Маркова, Т.А Матис, А. Б. Орлов. — М.: Просвещение, 2010. — 192 с

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle