Библиографическое описание:

Бобырева Е. В., Родионова А. Д., Сычева Н. А. О некоторых аспектах политики импортозамещения в России // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 483-485.

 

В статье анализируется товарная структура экспорта и импорта РФ. В заключительной части статьи формулируются основные направления программы импортозамещения.

Ключевые слова: импортозамещение, санкции, экспорт, импорт.

 

Одной из наиболее важных проблем России всегда было импортозамещение, т. к. для самой большой по территории и запасам ресурсов страны слишком много товаров и услуг поступает из других стран. После введения странами ЕС и США санкций эта проблема ещё более усугубилась, вопросы импортозамещения являются стратегически важными, а от их решения зависит уровень роста, развития и обороноспособности национальной экономики [1].

Проблема технологического отставания России формировалась на протяжении последних десятилетий. Одним из свидетельств технологической зависимости от стран Запада является то обстоятельство, что в товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования приходится более 50 % (январь-март 2014 г. — 49,2 %). По результатам анализа, проведенного Минпромторгом, доля импорта в станкостроении, по разным оценкам, превышает 90 %, в тяжелом машиностроении — 60–80 %, в легкой промышленности — 70- 90 %, в электронной промышленности — 80–90 %, в фармацевтической, медицинской промышленности — 70–80 %, в машиностроении для пищевой промышленности — 60–80 % [2].

Анализ данных табл. 1 позволяет сделать вывод, что Россия является сырьевым придатком экономически развитых стран (в экспорте преобладают сырьевая продукция — топливно-энергетические товары (42,92 %), минеральные продукты (43,41 %); в импорте — высокотехнологичная продукция с высокой добавленной стоимостью — машины, оборудование и транспортные средства (49,2 %), продукция химической промышленности, каучук (16,0 %)).

Таблица 1

Товарная структура импорта и экспорта со странами дальнего зарубежья за период январь-март 2014 г. (тысяч долл. США)

Код ТНВЭД

Наименование товарной отрасли

Объем импорта

Структура импорта, %

Объем экспорта

Структура экспорта, %

 

ВСЕГО:

59064809,5

 

106229567,6

 

01–24

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

8 764 399,0

14,8

2 950 884,9

1,59

25–27

Минеральные продукты

426 438,9

0,7

80 785 016,9

43,41

27

Топливно-энергетические товары

270 111,0

0,5

79 861 741,9

42,92

28–40

Продукция химической промышленности,каучук

9 477 847,3

16,0

5 280 136,5

2,84

41–43

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

315 519,5

0,5

100 754,9

0,05

44–49

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

1 089 422,1

1,8

2 221 983,9

1,19

50–67

Текстиль, текстильные изделия и обувь

3 963 792,3

6,7

54 660,3

0,03

71

Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них

144432,4

0,2

3493154,6

1,88

72–83

Металлы и изделия из них

3131319,5

5,3

7 804 974,7

4,19

84–90

Машины, оборудование и транспортные средства

29190046,8

49,2

2833336,3

1,52

68–70,

91–97

Другие товары

2 561 591,6

4,3

704 664,5

0,38

 

При этом, объем экспорта превышает импорт на 80 % (47164758,10 тыс. долл. США), что вызвано высокой долей сырьевой продукции, которая практически всегда пользуется спросом на мировых рынках. Однако данная ситуация негативно сказывается на социально-экономическом развитии страны и представляет угрозу национальной безопасности.

В сложившейся ситуации программа импортозамещения, особенно в высокотехнологичных отраслях экономики, представляется необходимым условием перехода страны к устойчивому развитию.

На наш взгляд, ее целесообразно проводить по ряду направлений (рис. 1), реализация которых может осуществляться как последовательно, так и одновременно в зависимости от политической и экономической обстановки в стране и мире, а также наличия ресурсной базы.

Рис. 1. Основные направления реализации программы импортозамещения

 

Первое направление должно быть представлено подпрограммой импортозамещения импортных товаров, аналоги которых производятся в России в недостаточном количестве или недостаточного качества. С этой целью необходимо четкое планирование модернизации действующих производств таким образом, чтобы увеличитьвыпуск требуемой продукции.

Второе направление предусматривает рассмотрение (и составление подпрограммы) импортных товаров, которые не производятся в России, но выпуск которых можно освоить в кратчайшие сроки. В данном случае целесообразна постановка задач создания новых современных импортозамещающих производств.

Третье направление включает изделия и товары, не производимые в РФ, поскольку их импортозамещение экономически невыгодно или невозможно в силу объективных причин.

Подобное формирование направлений программы импортозамещения и разделение ее на подпрограммы позволит целенаправленно воздействовать на сложившиеся подсистемы и повысить эффективность освоения ресурсов.

 

Литература:

 

  1.                Коварда В. В. Взаимосвязь и взаимообусловленность внешнеторговой и внутренней политики России [Текст] / В. В. Коварда // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 431–437.
  2.                Неёлов Ю. В. Перспективы импортозамещения в Российской Федерации [Текст] / Ю. В. Неёлов // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2014. — № 27– С. 4–6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle