Система установления социального партнерства дошкольной образовательной организации с социумом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 26.11.2015

Статья просмотрена: 1373 раза

Библиографическое описание:

Замятнина, Н. В. Система установления социального партнерства дошкольной образовательной организации с социумом / Н. В. Замятнина, Л. А. Деулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 536-539. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23699/ (дата обращения: 25.04.2024).

 

В статье рассматривается проблема взаимодействия образовательных учреждений с различными социальными институтами в рамках социального партнерства.

Ключевые слова: социальное партнерство, социальная активность, социальный диалог, дошкольная образовательная организация.

 

Процесс установления социального партнерства образовательной организации с социумом сложный и многогранный процесс, который основывается на принципах социальной справедливости, согласования интересов, добровольности, равно выгодности, ответственности партнеров друг перед другом и законодательного закрепления отношений, которые исключают взаимные претензии.

Соблюдение данных принципов позволяет организации функционировать в режиме эффективного развития, на основе интеграции интересов различных социальных групп, оказывающих влияние на развитие образовательных процессов в едином образовательном и информационном пространстве.

Социальное партнёрство, по словам В. А. Степиховой [1. C. 31–36]- это упорядочение координационного взаимодействия систем образования или социальных институтов в пределах их взаимной заинтересованности, в целях сохранения здоровья и целостности общенациональных, общегосударственных «социальных тканей». Это такие формы отношений, когда взаимодействие строится на социальном диалоге…, между партнерами в целях разрешения интересующих проблем и вопросов»

Система социального партнерства образовательной организации имеет многоцелевой характер и выстраиваться на нескольких уровнях:

  1.                По масштабности- это партнерство внутри коллектива, партнерство с системами общественно-государственного управления, с органами муниципальной власти, представителями бизнеса, учреждениями дополнительного образования, с другими социальными институтами.
  2.                На основе развития отношений партнерство представляет собой установление контактов с целью обмена информацией. Контакты являются новыми отношениями, целью которых является подтверждение взаимных ожиданий и предотвращение рассогласований по основным вопросам.

Структура и основные идеи социального партнёрства образовательной организации выражаться в том, что любое образовательное учреждение по своей сути является педагогической системой, основными свойствами которой является открытость, целенаправленность, целостность и функциональность. Функции образовательной организации и цели образования требуют включенности в процесс образования всех его участников и направлены на удовлетворение потребностей, которые ориентированы на деятельность образовательной организации. [3. c. 30]

Идея социальной активности образовательной организации, отражает необходимость ее активной позиции в выявлении социального заказа и привлечении заинтересованных субъектов к сотрудничеству на основе социального партнерства. Деловые и личностные контакты в открытом образовательном сообществе, обеспечиваются активным взаимодействием различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования.

Применительно же к конкретной образовательной организации деятельность всех социальных партнеров направлена на повышение качества образования, на расширение образовательных возможностей данной организации. МБДОУ «Детский сад «Колокольчик», как и любая другая образовательная организация, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. В рамках установления социального партнерства, коллективом детского сада осуществляется взаимодействие со средой на основе гибкого реагирования на изменяющиеся образовательные потребности и запросы с ориентировкой на задачи образовательной программы и программы развития детского сада.

Субъектами взаимодействия являются семьи воспитанников, образовательные учреждения, учреждения культуры, здравоохранения поселка и района, а также местные органы самоуправления.

Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей нашего ДОУ, их дифференциация по направлениям позволили спланировать и организовать совместную работу детского сада с различными социальными институтами (рисунок 1):

Рис. 1. Модель взаимодействия ДОО с социумом

 

Раскроем возможности и роль каждого социального института.

Управление образования содействует самообразованию и повышению квалификации педагогов, оказывает методическую помощь разной направленности, в том числе в обобщении и распространении передового педагогического опыта, осуществляет контроль.

Взаимодействие с сельской и центральной библиотеками, способствует приобщению детей к литературе через совместные праздники, викторины, театрализованные постановки, просмотр мультфильмов, выставки детского. Существенным признаком качества предоставляемых детским садом образовательных услуг, [2 c. 13.] является взаимодействие с семьями воспитанников, включение родителей в образовательную деятельность, как равноправных и в равной степени ответственных партнеров. Тесная связь с физкультурно-оздоровительным комплексом «Чайка» способствует развитию и популяризации детского спорта, повышению социальной активности воспитанников детского сада, которые принимают активное участие в спортивных состязаниях и занимают призовые места.

В сельском доме культуры дети впервые знакомятся с «большой сценой», приобщаются к театральному искусству, посещают концерты, вместе с родителями участвуют в концертных программах.

Взаимодействие со школой строится на основе тесного контакта воспитателей и учителей начальных классов:

        отслеживается адаптация выпускников детского сада;

        проводится диагностика готовности детей к школе;

        для детей организуются экскурсии различной направленности.

В пожарной части дети знакомятся с пожарной техникой, закрепляют знания о профессии пожарных, принимают участие в районных конкурсах рисунков по противопожарной безопасности.

С большим удовольствием дети ходят на экскурсии в мастерскую и конную часть, рассматривают сельскохозяйственную технику, ведут беседы с механизаторами, наблюдают за лошадьми, учатся за ними ухаживать. Наиболее важным во взаимодействии с социумом является то, что дети общаются не только с родителями и воспитателями, а и с другими взрослыми людьми, работающими в разных сферах деятельности и выполняющими разные профессиональные обязанности и функции. За счет активных форм образовательной деятельности, таких как экскурсии, целевые прогулки, участие в мероприятиях разного уровня, у детей расширяется кругозор, формируются такие качества, как самостоятельность и ответственность. Взаимодействие с социальным окружением позволяет значительно расширить образовательное пространство детского сада и поднять уровень образования на более высокую ступень именно благодаря тому, что дети за стенами учреждения наиболее полно постигают основные жизненные истины.

Повышение качества дошкольного образования напрямую зависит от социальных связей, которые дают дополнительный импульс для духовного развития и обогащения личности ребенка, совершенствуют конструктивные взаимоотношения с родителями, способствуют росту профессионального мастерства педагогов, поднимают статус учреждения, формируют его положительный имидж.

Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, по тому что, в первую очередь, исчезает территориальная ограниченность ДОУ и образовательный процесс принимает активную форму. Повышается общекультурный уровень, формируется позитивная самооценка, коммуникативные, творческие навыки и личностные качеств детей, родителей и педагогов. В настоящее время детский сад имеет достаточно большой опыт в установлении и поддержании социальных связей. В ДОУ сложился стабильный творческий коллектив и свой, если можно так сказать, «фирменный»стиль общения с родителями, детьми и коллегами, благоустроена территория ДОУ, разработана эмблема, отражающая название детского сада, ведется летопись учреждения, которая отражает историю развития учреждения, книга отзывов для родителей и гостей, функционирует официальный сайт. Все это делает детский сад узнаваемым и привлекательным для детей и родителей, формируют имидж детского сада и делает его конкурентоспособным на рынке образовательных услуг.

 

Литература:

 

  1.                В. Степихова Социальное партнерство в решении актуальных проблем воспитания [Текст] / // Социальная педагогика. — 2006. — N 2. — С. 31–36
  2.                Протасов В. В. Педагогические условия повышения качества подготовки специалистов на основе социального партнерства. Автореферат диссертации… к. педагогич. наук. — Екатеринбург, 2002. С. 13.
  3.                Подвербных О. Е. О структуре социального партнерства.//Профессиональное образование. 2004. №  8. С. 30.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, образовательная организация, социальное партнерство, ребенок, взаимодействие, образовательная деятельность, родитель, семья воспитанников, социальная активность, социальный диалог.


Похожие статьи

Социальное партнёрство семьи и дошкольной...

Это и есть социальное партнерство с целью полноценного развития ребенка — дошкольника. Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи — это требование социальных условий времени...

Особенности социального партнерства детского сада и семьи

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, семейное воспитание, педагогический процесс.

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников...

родитель, детский сад, ребенок, РФ, родитель воспитанников, педагогическая культура родителей, эффективное партнерское взаимодействие, воспитательный процесс.

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного...

Педагогические условия организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя как способ эффективного управления дошкольным...

Педагогические условия организации социального...

Педагогические условия организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников. Автор: Дубова Инна Александровна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Необходимость взаимодействия семьи и образовательной организации вытекает из естественных причин

Если образовательная организация и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух несообщающихся систем.

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках...

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов в развитии детей.

Взаимодействие образовательной организации...

Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся. Автор: Алешина Елена Викторовна.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство». Необходимо создать такие условия в детском саду, которые бы позволили родителям стать действительно равноответственными участниками образовательного...

Похожие статьи

Социальное партнёрство семьи и дошкольной...

Это и есть социальное партнерство с целью полноценного развития ребенка — дошкольника. Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи — это требование социальных условий времени...

Особенности социального партнерства детского сада и семьи

социальное партнерство, детский сад, дошкольное образовательное учреждение, родитель, семья, дошкольное учреждение, дошкольный возраст, обратная связь, семейное воспитание, педагогический процесс.

Партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников...

родитель, детский сад, ребенок, РФ, родитель воспитанников, педагогическая культура родителей, эффективное партнерское взаимодействие, воспитательный процесс.

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного...

Педагогические условия организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя как способ эффективного управления дошкольным...

Педагогические условия организации социального...

Педагогические условия организации социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников. Автор: Дубова Инна Александровна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов...

Необходимость взаимодействия семьи и образовательной организации вытекает из естественных причин

Если образовательная организация и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух несообщающихся систем.

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках...

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов в развитии детей.

Взаимодействие образовательной организации...

Взаимодействие образовательной организации с социальными партнерами в целях расширения возможностей развития и воспитания обучающихся. Автор: Алешина Елена Викторовна.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство». Необходимо создать такие условия в детском саду, которые бы позволили родителям стать действительно равноответственными участниками образовательного...

Задать вопрос