Библиографическое описание:

Аслаханова С. А., Эскиев М. А., Бексултанова А. И. Налоговая политика России и основные направления ее развития // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 462-465.



 

В статье рассматривается проблема развития налоговой политики в Российской Федерации. Дается развернутое определение категории «налоговая политика» и ее составляющих. Проводится анализ состояния налоговой политики России, а также рассматриваются меры, предпринимаемые государством, по улучшению данного положения.

Ключевые слова: налоги, налоговая политика, государство, бизнес, отрасли.

 

В экономической литературе существуют различные концепции налоговой политики. К сожалению, независимо от ее абсолютной важности, понятие «налоговая политика» не имеет в нашем государстве юридического признания и подтверждения. Этот термин не наблюдается в проекте любого налогового или бюджетного законодательствах. Единственным исключением является упоминание о нем в статье. 15 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», в котором представляется, что правительство Российской Федерации вырабатывает и осуществляет налоговую политику. Этот термин используется также и в других подзаконных актах, однако, не раскрывая саму его суть. Но определенно, было бы логичным распознавание налоговой политики, как выходящей далеко за черту событий в области налогов. Однако, в последнюю декаду столетия современные государства осуществляя налоговую политику начали деятельно вовлекаться в деятельность рынка, координировать рост производства, способствовать совершенствованию отдельных первенствующих секторов, влиять на инвестиционную политику и экономическую реструктуризацию.

Налоговая политика проявляется как особой набор экономических, финансовых и правовых мер государства, по созданию налоговой системы государства и созданию возможностей для актуальных и в полном объеме выплат налогов и сборов, в расчете предоставления финансовых нужд общественным органам власти, отдельным общественным объединениям, а также совершенствование экономики за счет перераспределения финансовых ресурсов. [1]

В Российской Федерации определены следующие типы налоговых сборов: федеральные, региональные и местные.

Для федеральных налогов и сборов характерны: налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

К местным налогам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц. [2]

Особенностями налоговой системы Российской Федерации являются:

  1. Несоразмерность уровня налогообложения фискальным возможностям плательщиков налогов. Высокий уровень налогового давления определяется как весьма броский примером, хотя это и очень условно.
  2. Недостоверность налоговой системы, потому что нормативно-правовая основа является очень запутанным и сложным моментом. Сложность заключается в способах расчета сбора налогов. В компаниях, после оплаты всех налоговых взысканий не хватает денег для реализации результативной финансовой и экономической деятельности, и потому практически все организации пытаются всякими возможностями отвертеться от уплаты всех налогов. Современное затруднение «теневой экономики» может быть решено в том случае, если уменьшить налоговые ставки, изменить налоговую основу и перераспределить налоговое давление. Сегодня, с ситуацией в России, государство приняло перечень мероприятий для решения этой проблемы и обеспечению всевозможной помощи подобным организациям. Таким образом, с этими мероприятиями мы можем извлечь долю оборота из «тени».
  3. Отсутствие принципа эффективности налоговой системы. Это должно снизить стоимость налогового администрирования, при сохранении максимально возможного уровня сбора налогов. [3]

Эффективная работа налогово-бюджетной политики может быть достигнута путем взаимоотношений ее определяющих и интересов государства и налогоплательщиков. Налоговая политика не может быть стабильной в течение долгого периода времени. Это связано с тем, что если есть видоизменения на уровне экономики, то это обязательно приведет к соответственным переменам в налоговой политике. Для достижения эффективного функционирования налоговой политики, нужно приспособить ее к текущим обстоятельствам в экономике.

Одной из основных задач страны в целом является ликвидация проблемы побуждения системы налогообложения на хозяйственную деятельность организаций, развитие производства и экономического совершенствования государства.

Правильно подобранная фискальная политика будет справляться с целями и задачами государства. Для государства в целом успешность налоговой системы имеет первостепенное значение, что ведет к увеличению доходов через налоговые поступления, а также совершенствованию налоговой базы. Для хозяйствующих субъектов эффективность определяется в приобретении наибольше возможной прибыли и минимизации налоговых платежей. Для граждан государства результативность налога сводится к социальным льготам при оплате неукоснительных налоговых платежей.

Министерство финансов опубликовало документ «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018, проект от 22 мая 2015 года»

В соответствии с этим документом, в течение ближайших трех лет приоритетами Правительства Российской Федерации станут:

        ограничение налоговой нагрузки на экономику;

        использование мероприятий налогового стимулирования инвестиций;

        продвижение антикризисных фискальных мер;

        усовершенствование мер по эффективности налогового администрирования.

Эффективному осуществлению приоритетов налоговой политики Российской Федерации на ближайшие три года призваны содействовать следующие меры:

  1. Меры, устремленные на легализацию финансов и активов, в том числе их возвращения в Россию.
  2. Произвольное декларирование физическими лицами имущества (счета и банковские депозиты) и обеспечение такого рода декларантам большого объема государственных гарантий.
  3. Налоговая амнистия для возврата капитала в страну.

«С одной стороны, меры направленные на деофшоризацию российской экономики, позволят исключить возможность использования низконалоговых юрисдикций для получения компаниями, применяющими данные инструменты в целях получения необоснованной налоговой выгоды и преференций, усилить налоговый контроль, обеспечить прозрачность совершаемых экономических операций и внешнеэкономических сделок. С другой стороны, данная мера, на наш взгляд, позволит российским компаниям «выйти из тени» и вернуть капитал в Россию, что даст дополнительный стимул для ее развития и повышения предпринимательской активности». Комментирует Лариса Рожкова, Директор Департамента правового и налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI): и с этим нельзя не согласиться.

В серии антикризисных мероприятий предусматривается предоставление субъекту РФ права снижать ставку до 10 % налога на прибыль предприятий в части, в основном идущий в бюджет субъектов. Он также предусматривает использование для подобных налогоплательщиков ставки налога на прибыль организаций 0 % с точки зрения поступления в федеральный бюджет. Ожидается, что эти правила вступят в силу с 2016 года.

Повышение порогового значения стоимости амортизируемого имущества вплоть до 80- 100 тыс. рублей, что позволит списывать в затраты стоимость недорогого оборудования единовременно в момент его ввода в эксплуатацию, а не через механизм начисления амортизации. Увеличение порога амортизируемого имущества определяется неплохим антикризисным мероприятием, которое имеет потенциал уменьшить потери компаний, занятие которых требует оснастку стоимостью от 40 до 80–100 тысяч рублей. Большинство из них — это средние, малые и микро-предприятия. При этом нужно предусмотреть внебалансовый учет такого имущества.

Меры по налоговому стимулированию развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы:

        расширение перечня видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;

        распространение права на применение 2-летних «налоговых каникул» по упрощенной системе налогообложения и патентной системе налогообложения на деятельность в сфере бытовых услуг;

        предоставление субъектам РФ права снижать ставки налога на доходы с 6 % до 1 % для налогоплательщиков, применяющих «упрощенку», в зависимости от категории налогоплательщиков и видов деятельности;

        предоставление права представительным органам муниципальных образований, законодательным органам Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя снижать ставки единого налога на вмененный доход с 15 % до 7,5 % в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов деятельности.

Патент для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников.

Система по своему замыслу должна позволить этим лицам уплачивать налог и обязательные платежи по страховым взносам по принципу «одного окна» одновременно с регистрацией в качестве самозанятых лиц (возможно, без получения статуса ИП), а также регистрироваться по упрощенной процедуре на срок, за который уплачен соответствующий платеж.

Система необходима также и для того, чтобы избежать привлечения к уголовной и административной ответственности за ведение предпринимательской деятельности без государственной регистрации самозанятыми лицами.

Повышение порога по выручке, которая позволяет уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль организаций только по итогам квартала, в 1,2–1,5 раза.

Продление меры, в рамках которой в 2015 году была снижена до 0 минимальная величина процентной ставки по займам между взаимозависимыми лицами, совершаемых внутри России, при выходе за которую необходимо обосновывать рыночный уровень процентной ставки.

Введение в законодательство о налогах и сборах понятия займа, направленного на капитализацию дочерних предприятий, при котором такой договор займа, где кредитором выступает российская организация, в налоговых целях рассматривается как инвестиция в дочернее общество, проценты в налоговых целях облагаются как дивиденды, включая предоставление льготы при стратегическом участии.

Принятие подобного решения снимет часть проблем как с контролем за трансфертным ценообразованием по внутригрупповым займам, так и с налоговым контролем за «тонкой капитализацией».

В совершенствовании порядка налогообложения НДС предполагается:

        распространить на операции, облагаемые по нулевой ставке, общий порядок применения налоговых вычетов по мере постановки приобретенных товаров (работ, услуг) на учет и получения от поставщиков счетов-фактур

        предоставить право на применение заявительного порядка возмещения налогоплательщикам, предоставившим поручительство материнской компании, у которой совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, НДПИ, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 млрд. рублей.

Меры в части акцизного налогообложения. Индексация ставок акцизов.

На 2016 и 2017 годы предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим законодательством о налогах и сборах. На 2018 год предполагается индексация ставок акцизов с учетом ИПЦ, заложенного в Основных параметрах прогноза социально-экономического развития РФна 2016 год и на плановый период 2017–2018 гг. В тоже время отдельные решения по индексации ставок акцизов могут быть приняты с учетом принятия соответствующих решений на уровне государств-членов Таможенного союза о гармонизации ставок акцизов.

        Совершенствование налогового администрирования определяются:

        Введением института предварительного налогового разъяснения (контроля).

        Расширением перечня информации, не относящейся к налоговой тайне

        Совершенствованием института консолидированной группы налогоплательщиков как по вопросам формирования группы, так и по вопросам расчета и уплаты ее налоговых обязательств. [4]

Анализируя некоторые основные направления налоговой политики РФ до 2018 года, можно сделать вывод, что в целом указанный документ содержит неотложные меры, направленные на дальнейшее развитие налогового законодательства, его стабилизацию, а также совершенствование налогового администрирования, что не может не сказаться положительно на развитии бизнеса и предпринимательской инициативы, улучшении инвестиционного климата в России. Малому бизнесу все еще не приходится рассчитывать на реальное и ощутимое снижение фискальной нагрузки, поскольку «налоговые каникулы» предлагаются только для тех, кто вновь начал заниматься предпринимательской деятельностью. Что касается среднего и крупного бизнеса, то их также ждет пересмотр налоговых льгот, что может сказаться на реальной налоговой нагрузке.

 

Литература:

 

1.                  Баранова Л. Г., Врублевская О. В., Косарева Т. Е., Юринова Л. А. Бюджетный процесс в Российской Федерации. — М., 2009.

2.                  Ялмаев Р. А. Налоговая нагрузка как фактор «искажающего» поведения хозяйствующих субъектов: политико-экономический аспект [Текст] / Р. А. Ялмаев, М. А. Эскиев, М. И. Чажаев, // Молодой ученый. — 2015. — № 14. — С. 326–328

3.                  М. А. Эскиев Налог на имущество физических лиц ФГУ science, ЧГУ, Грозный, 2015

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle