Библиографическое описание:

Бексултанова А. И., Аслаханова С. А., Ялмаев Р. А. Особенности влияния средств массовой информации на воспитательный процесс молодежи Северного Кавказа // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 845-847.



 

Статья посвящена особенностям влияния СМИ в системе социального воспитания молодежи. Также рассматриваются рекомендации по решению проблем пагубного влияния СМИ на молодежь.

Ключевые слова: средство массовой информации, социальное воспитание, молодежь.

 

Сегодня, когда республики Северного Кавказа на себе ощущают, какую опасность несут в себе чуждые нам радикальные религиозные течения, работа СМИ по формированию у молодежи традиционных духовно-нравственных ориентиров как никогда актуальна.

Институт СМИ является одним из самых эффективных, действенных институтов, инструментов и механизмов социализации, воспитания и формирования ценностных ориентаций молодёжи. От эффективного функционирования СМИ зависит очень многое,ведь не зря СМИ называют четвертой властью.

Средства массовой информации, будь — то печать, радио, телевидение, электронные средства массовой информации, глобальное информационное пространство стали неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, массового духовного общения людей. Они осуществляют интенсивную обработку общественного мнения, занимаются его формированием. Распространяют, популяризируют образцы, стили, нормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которому необходимо стремиться.

На Северном Кавказе средства массовой информации вынуждены развиваться в особой, специфической среде. Более того, в каждой северокавказской республике уровень развития СМИ значительно отличается от уровня развития СМИ в других республиках. Так как события на Северном Кавказе отличаются своей остротой и особой актуальностью то они часто являются предметом интереса, как региональных средств массовой информации, так и федеральных, информирующих о наиболее важных событиях происходящих в регионе.

Одна из проблем, котораяоказывает немалое влияние на общество и особенно распространена среди молодежи являются интернет -ресурсы, имеющие антигражданскую направленность (сайты радикалов, фундаменталистов и исламистов, например, «Кавказ-центр» и др.). Подобные сайты оказывают значительное пропагандистское воздействие на молодежь, отличаются экстремистской направленностью.Международные террористы, лишенные возможности издавать и распространять на территории ЧР экстремистскую печатную продукцию, делают упор на использование таких методов.

В Интернете существуют клубы самоубийц, клубы наркоманов, клубы, обучающие начинающих террористов. В таких клубах можно заказать собственную смерть, купить пару шашек динамита, обучится правильно подбирать и колоть наркотики. В этой ситуации в Чеченской Республике идет активная работа молодежных сайтов и издание популярных у молодежи непериодических и периодических изданий.

В связи с изложенными проблемами, будет целесообразнее рекомендовать следующее:

  1. Правительству г. Грозного, Информагентствам, Департаменту образования г. Грозного, Центру военно-патриотического и гражданского воспитания, выйти в соответствующие министерства и ведомства с предложением об организации на радио и в первую очередь на телевидении молодёжных каналов. Их основной задачей мог бы стать выпуск для детей, подростков и молодёжи программ военно-патриотического и гражданского содержания, а также передач, пропагандирующих здоровый образ жизни и содержащих информацию антинаркотической, антиалкогольной и антитабачной направленности. На радио и телевидении должно быть больше передач, направленных на воспитание молодого поколения интернационализму, толерантности, преемственности поколений, развитию трудовых и боевых традиций, дружбе, привитии любви к русскому языку и родной речи, подъему интереса к произведениям русской и зарубежной классической литературы.
  2. Департаменту по связям с религиозными и общественными организациями совместно с вышеперечисленными организациями объявить конкурс на создание специальных программ, художественных, анимационных и документальных фильмов, написание произведений прозы и поэзии, постановку спектаклей и т. п. для детей, подростков и молодёжи на гражданскую, военно-патриотическую и антитеррористическую темы. Также необходимо работать с родителями, объясняя им, как вербуют молодых людей через интернет, телевидение, телефон, в компании сверстников.

Чтобы воздействие СМИ было более эффективным на молодежь, немаловажное значение имеет право на получение объективной и достоверной информации, в чем и должна заключаться работа СМИ. От того как они представляют материал зависит отношение к нему населения. Северному Кавказу необходимы СМИ способные обозначить накопившиеся проблемы, нацеленные не на создание негативного имиджа и на непримиримую конфронтацию, а способные своей деятельностью, активностью и правотой, заслужить доверие, и только потом социализировать личности и повысить гражданское сознание граждан, продвигать общечеловеческие гуманные ценности, и обеспечивать грамотный диалог.

Журналисты иногда идут по простому пути: берут интервью у авторитетных экспертов, мнение которых лучше воспринимается аудиторией. Такая ситуация, на мой взгляд, разрушает имидж Северного Кавказа в целом, и формирует у обывателя картину далекую от реальности. Особенно это важно сейчас, когда Республика настроена на социальное развитие нашей молодежи посредством СМИ, так как такой способусвоения информации у детей и молодёжи в настоящее время происходит подчас лучше и быстрее, чем усвоение информации, полученной в семье, школе.

Выводы и рекомендации:

По моему мнению, в целях обеспечения молодежи наилучшего психологического и нравственного развития, необходимо рекомендовать следующее:

  1. В целях социализации несовершеннолетних и молодежи, проводящих за сетевыми играми длительное время, организовать круглосуточное дежурство психологов и социальных педагогов в сети-онлайн, с целью профилактики возникновения агрессии и «погашения» конфликтов в среде игроков, подавляющее большинство которых составляют дети, подростки и молодежь.
  2. Культурно-просветительские и образовательные телепередачи должны преобладать над развлекательными и потребительскими рекламами.
  3. Решить вопрос о запрете ресурсов, созданных представителями тоталитарных сект, признанных деструктивными и опасными, которых в настоящее время существует более трехсот.
  4. Обеспечить государственную поддержку по организации детского и молодежного досуга по месту жительства детей и молодежи: открытие клуба «Детский и молодежный досуг». Вовлечение в воспитательную деятельность людей, способных и готовых к работе с детьми, настоящих патриотов своего отечества.
  5. Популяризация национальных героев, освещение спортивных и научных достижений нашей молодежи местных СМИ. Это позволит передать остальной части молодежи, что модель успешного молодого ученного, предпринимателя, спортсмена, лучше, чем образ человека с автоматом или блатного юнца с бутылкой в руках.
  6. Также сегодня общемировая проблема связана с потерей интереса к чтению книг. В связи с чем, Комитету Правительства Чеченской Республики по делам молодежи необходимо проводить ряд встреч учащихся школ города с чеченскими поэтами и писателями, необходимо «запустить» проект, который бы привлек внимание учащихся к книге. И не просто к книге, а к нашей национальной литературе. Необходимо увеличить часы чеченской литературы в школе.
  7. Запустить проект по развитию у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования, что позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
  8. Дляпрофессионального развития уровня журналистов нужно не только информационная насыщенность, но и удовлетворение запросов аудитории, постановка актуальных проблем. В этом случае будут полезны контакты и обмен опытом с передовыми журналистами из зарубежных СМИ. Сегодня в ЧР необходимо развивать некоторые жанры, такие как журналистское расследование. Нужны исследовательские и некоммерческие проекты в социальной и культурной сферах.
  9. Международным организациям необходимо, посредством грантовых программ, проводить различные комплексные мероприятия, связанные с деятельностью СМИ, что будет способствовать развитию демократических институтов и средств массовой информации в молодежной среде.
  10.            Ещё одним перспективным направлением может стать укрупнение СМИ, конвергенция телевидения и других СМИ, а в дальнейшей перспективе — создание медиа-холдингов.

Также можно выделить следующие способы распространения СМИ в интернете:

        переформатирование традиционных СМИ в электронный формат;

        интеграция издательств в крупные сетевые медиа-каналы.

 

Литература:

 

  1.                Эскиев М. А. Проблемы информационно-коммуникационного потенциала современного государственного управления. Журнал «Молодой ученый» (№ 14(94),2015г. Чажаев М. И,Ялмаев Р. А.
  2.                Эскиев М. А. Влияние средств массовой информации на общество. ФГУ science, ЧГУ, Грозный, 2015

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle