Библиографическое описание:

Лаптева О. Е. Социально-психологические аспекты ролевой игры на занятиях иностранным языком со студентами энергетических направлений подготовки // Молодой ученый. — 2015. — №22.5. — С. 72-74.



 

Потребность в специалистах, владеющих иностранными языками, привела, к изменению требований к иностранному языку как учебному предмету в техническом вузе. Если раньше основной задачей было обучение чтению и пониманию профессиональной литературы, то в последние годы перед высшей школой ставится задача обучения устному общению по специальности на иностранном языке. В то же время программа курса «Иностранный язык для неязыковых факультетов и вузов» [1] отводит на изучение иностранного языка ограниченное количество аудиторных часов. Поэтому для качественного решения этой задачи необходима интенсификация учебного процесса за счёт применения эффективных методов обучения.

Как показывает опыт, владение определённым словарным запасом, грамматическими знаниями и речевыми умениями ещё не гарантирует успеха в иноязычной профессиональной коммуникации, в частности, в сфере атомной энергетики. Для успешного делового общения необходимо знать особенности страны изучаемого языка. Знакомство с менталитетом народа, речевым этикетом, правилами проведения деловых встреч помогают избежать непонимания и неловких моментов в общении с зарубежными партнёрами. Непременно понадобится будущему профессионалу и терминология по теме «Ядерная техника».

Одной из форм современного обучения иностранному языку может стать ролевая игра. Эта игра представляет собой имитационное моделирование всевозможных речевых ситуаций. Она способна восполнить тот пробел, который характерен для учебного процесса при подготовке молодых специалистов-энергетиков.

Создание имитационной обучающей среды, воспроизводящей ситуации реального общения, может быть достигнуто с помощью активных методов обучения. Под активным обучением мы понимаем не только активное отношение учащегося к процессу обучения и учебному материалу, но и применение активных форм и методов обучения, приближающих учебный процесс к реальным условиям профессиональной деятельности [2]. Поэтому в процессе обучения необходимо стремиться не столько к сообщению новых знаний, сколько к организации учебной деятельности студента, направленной на выработку умений практического использования полученных знаний.

По мнению психологов, игровая деятельность не чужда человеческой природе, тенденция играть роли естественна для человека. Игры представляют собой нечто среднее между фактически существующим и возможным положением вещей, что даёт играющим свободу для воображения и творчества.

Ролевая игра — это интерактивное занятие, где студенты приобретают знания и навыки работы. Имитируя конкретные условия профессиональной деятельности, она регламентирует поведение исполнителя в заданной роли, предполагающее проявление инициативы, сочетание ролевого и свободного выполнения обязанностей в различных игровых ситуациях. Результативность такой имитации состоит в том, что в условиях подражания конечный результат обучения может быть получен быстрее и с меньшими затратами сил и времени. И, наконец, ролевая игра повышает интерес учащихся к занятиям, позволяет перевести теоретические познания на язык практических действий.

Учебная игра применяется как условие и средство создания обстановки, наиболее приближённой к реальной. Отличительной особенностью игры является формирование ролевого поведения. Так, в процессе исполнения соответствующих ролей выполняется задача обучения коммуникативной деятельности. При этом преподаватель опирается на положение социальной психологии о том, что роль и деятельность не существуют в отрыве друг от друга.

Исходя из того, что речевая коммуникация происходит на фоне социального взаимодействия, в процессе которого собеседники предстают как носители определённых социальных ролей, формирование речевых умений можно рассматривать как искусственный процесс усвоения определённого рода ролей социально-культурной действительности изучаемого языка. Именно такой подход присущ современной методике обучения иноязычной речи, в центре внимания которой находятся процессы развития умения общения на иностранном языке.

Однако общение превращается в творческий процесс в том случае, если обучающийся не просто имитирует деятельность, оперируя приобретённой суммой умений и навыков, но и владеет определённым мотивом. Это значит, что студент совершает конкретные мотивированные речевые поступки. Поэтому существенное место в учебно-познавательной деятельности учащихся должно занимать ролевое поведение.

При этом особенно подчёркивается роль коммуникативной ситуации, которая служит одним из факторов, обусловливающих вырабатывание речевых навыков. Релевантное значение имеет и содержание общения, которое определяется его мотивом и условиями.

На занятиях иностранным языком на энергетическом факультете возможны разные виды ролевых игр. В первую очередь, различают игры социально-бытовой и профессионально-деловой направленности.

В последнее время широкое признание получила деловая игра. Целью деловой игры является конкретная деятельность, например, овладение знаниями, умениями и навыками иноязычного общения в определённом профессиональном контексте, например, в отрасли атомной энергетики. Она соединяет в себе теоретические знания с практической деятельностью, повышает интерес к предмету, содействует проявлению положительных эмоций, связанных с успешным трудом. В процессе игры реализуются принципы инициативы, активности, сознательности, наглядности. Деловая игра формирует умение переносить имеющиеся языковые и профессиональные знания в реальную ситуацию.

Вначале выделяются основные игровые и учебные цели. Цели должны носить достаточно сложный, но посильный характер, инициировать познавательную деятельность студентов, их стремление к интеллектуальному состязанию, старание преодолеть трудности.

Нельзя забывать о предварительной подготовке учащихся: отработка необходимого языкового материала (тематическая лексика, необходимые грамматические конструкции, фразы-клише и т. д.). Подготовка может осуществляться в парной работе студентов в виде проигрывания микроситуаций. При этом большое внимание необходимо уделять правильному языковому оформлению фраз. Речевые клише и лексический материал студенты сначала усваивают с помощью микродиалогов, в которых реализуются конкретные речевые интенции, а затем в заданиях коммуникативного характера, более сложных по структуре и содержанию, включающих уже несколько речевых интенций.

Подготовительный этап заканчивается распределением ролей в группе. Роли должны распределяться с учётом личностных характеристик студентов, их возможностей и особенностей, в том числе и по желанию участников.

Для проведения занятия с использованием учебной ролевой игры необходим контакт преподавателя со студентами как равноправных партнёров общения. Максимальное приближение обстановки к действительной коммуникативной среде облегчает выполнение дидактической задачи. Так, занятия по немецкому и английскому языкам наша кафедра неоднократно проводила на площадке центра общественной информации Балаковской АЭС.

Многое в процессе игры зависит от организованности её исполнителей. Перед студентами выдвигается задача поставить себя на место конкретного лица, принимать решения и пытаться действовать в соответствующей ролевой позиции. Наиболее полно роли проявляются в обращении преподавателя к студенту, в общении учащихся друг с другом. Многообразие таких ролевых отношений и связей — один из главных стимулов активной познавательной деятельности обучаемых.

С самого начала преподаватель-модератор постоянно следит за ходом игры и всегда при необходимости готов вмешаться и помочь. Увязав учебные цели с игрой, он получает возможность не навязывать студенту изучение языка, а заинтересовать его. Безусловно, при построении учебного процесса на игровой основе происходит оптимизация учебно-воспитательного процесса.

Наиболее оптимальной работой, следующей сразу же после игры, является обмен мнениями преподавателя с учащимися. Студентам всегда бывает приятно услышать о своих достижения и успехах, а не о допущенных ошибках. Поэтому анализ ошибок лучше проводить через занятие, и если они типичные, то следует выполнить серию упражнений по их коррекции и устранению.

Подведение итогов языкового тренинга может выполнять либо преподаватель, либо сами участники ролевой игры. В последнем случае разбор проводится в виде свободной дискуссии. Преподаватель только направляет и корректирует ход обсуждения, побуждая учащихся к объективной самооценке. Следует подчеркнуть, что особое значение для студентов приобретает самоанализ, то есть опосредованное восприятие самого себя в конкретной ситуации. Они обмениваются мнениями, что в игре удалось, а что нет, что вызывало трудности, говорят о личном отношении к выбранной теме.

К примеру, с одной стороны, на основании рассмотрения проведённой игры можно сделать вывод, что игра достигла своей цели. Студенты получили удовлетворение от собственных выступлений, от того, что они успешно справились со своими ролями. С другой стороны, она помогла выявить слабые места, например, невысокий уровень сформированности умений обосновать свою точку зрения, высказать своё мнение на иностранном языке. Отмечается, что на подготовительном этапе вероятно надо больше внимания уделять развитию указанных навыков в процессе работы над речевой деятельностью.

Таким образом, социально-психологические аспекты ролевой игры на иностранном языке для обучения студентов энергетического факультета раскрывают существенный потенциал данной методической формы, способной интенсифицировать учебный процесс.

 

Литература:

 

  1. Рачкова Н. С. Критический анализ коммуникативной дидактики в педагогике ФГР. Автореф. дис. канд. пед. наук. — Л., 1989.
  2. Доможирова М. А. Роль преподавателя в подготовке и проведении деловой игры на иностранном языке / М. А. Доможирова // Материалы межвуз. науч. конф. — СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle