Внимание как профессионально важное качество оператора АЭС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 15.12.2015

Статья просмотрена: 567 раз

Библиографическое описание:

Григорян, Э. Г. Внимание как профессионально важное качество оператора АЭС / Э. Г. Григорян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.5 (102.5). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23670/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

Профессия выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием, отмечает Э. Ф. Зеер. В процессе профессионального становления личности происходит образование ключевых квалификаций, что обеспечивает профессиональную мобильность, конкурентоспособность, продуктивность профессиональной деятельности, способствует профессиональному росту, повышению квалификации и развитию карьеры специалиста.

Важнейшими составляющими психологической деятельности человека являются его качества. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию профессионально важных качеств. Это сложный и динамический процесс образования функциональных и операциональных действий на основе психологических свойств индивида. В процессе освоения и выполнения деятельности психологические качества постепенно профессионализируются, образуя самостоятельную подструктуру. Изучению проблемы развития отдельных профессионально важных качеств и их структуры в деятельности, а также формированию подсистемы ПВК посвящены работы В. А. Бодрова, В. Л. Марищука, В. Д. Шадрикова, В. Н. Дружинина и др. К основным результатам этих исследований следует отнести, прежде всего, полученные в лонгитюдных экспериментах данные о развитии отдельных ПВК у представителей ряда профессий, и, в частности, о гетерохронности их изменений и неравномерности фаз развития, о смене доминирующих качеств в процессе освоения профессии, о структурировании отдельных ПВК в их совокупность по мере профессионализации и др.

Г. В. Акопов, обращаясь к понятию профессионального сознания, определяет его как все те проявления сознания личности, которые связаны с ее профессиональной деятельностью. Они определяются: местом и значением данной профессии в профессиональной структуре общества; отношениями личности к профессии, ее представителями к себе как профессионалам; профессиональными идеалами; уровнем профессиональных знаний и умений; выраженностью профессиональных способностей; профессиональными перспективами и достижениями; переживаниями успехов и неудач в профессиональной деятельностью. В компонентной структуре сознания наиболее просто решаются вопросы профессионализации элементов: профессионального внимания, памяти, перцепции, воле, мышлении и т. д. В. А. Ганзен устанавливает соотношение между вниманием и памятью и другими понятиями системы сознания. Обращаясь к схеме В. А. Ганзена, можно аналогичным образом выделить все известные компоненты структуры профессионального сознания. Здесь мы имеем достаточно полный список процессов, специфицированных в условиях профессии и обеспечивающих высокую результативность профессиональной деятельности: профессиональное внимание, профессиональная память и т. д. Путь профессионализации сознания посредством воздействия на его компоненты, указывает Г. В. Акопов, не является оптимальным, так как целое не сводится к его частям. Удержать целое в процессе анализа удается посредством выделения основных функций исследуемого явления: профессиональных целей, профессионального познания, профессиональных отношений, профессионального самосознания и др. Разработка и использование понятий профессионального сознания, в том числе и профессионального внимания, может оказаться весьма полезной и продуктивной в прикладных исследованиях, в частности, в процессе профессиональной подготовки студентов в высших и средних специальных учебных заведениях.

В. А Ганзен объединяет внимание и память, интегрируя их в единое понятие — сознание. Сознание, следовательно, выступает как высший интегратор психики человека. Внимание и память представляют собой «сквозные» психические процессы: они участвуют во всех психических явлениях. Внимание «связывает» субъект с объектом или его образом, в каждый момент времени объединяет субъекта с каким-то объектом окружающей среды. Внимание преимущественно осуществляет функцию регулирования.

Внимание осуществляет функцию контроля деятельности, неотделимо от восприятия, от мышления, оно обязательно присутствует в любой деятельности, в том числе профессиональной. Но в разных профессиях отдельные свойства внимания имеют разное значение. Н. Н. Богословский отмечает, что активная деятельность человека формирует определенные свойства внимания. Поэтому свойства внимания, связанные с типологическими особенностями нервной деятельности, перестраиваются в результате выполнения профессионально-ролевых требований. Скорость приспособления (адаптации) внимания у различных людей различна.

Профессиональная социализация связана и с объективированием внимания и его развитием, и действием, направленным на выработку определенных свойств посредством различных форм и видов внимания. Социализация внимания проходит через включение в различные социальные группы и различную социально-психологическую деятельность. Социализация внимания заключается также в его специализации в профессиональном, личностном, поведенческом контекстах. Интересующая нас профессиональная социализация способствует выделению объектов труда, технологии и сосредоточению на них. «Чем выше уровень развития личности, тем выше организация внимания, выше его статус», — указывает Р. М. Шамионов. В становлении субъекта деятельности внимание «специализируется» следующим образом: то, на чем ранее субъект сосредотачивался преднамеренно, произвольно, теперь все чаще привлекает внимание непроизвольно, появляется внутренняя саморегуляция, ритмичность переключений, а также «оперативная подвижность» в смысле ориентировки в изменяющихся условиях, которая подчинена задачам этой деятельности. Настоящая специализация внимания наступает с началом этапа профессионализации личности, во многом определяясь не только личностными образованиями, но и (возможно, в большей мере) успехами познавательной, трудовой активности, развитием профессионального интеллекта и, естественно, особенностями индивидной сферы человека (В. И. Страхов).

Особую важность, по мнению В. А. Бодрова, приобретает состояние функций внимания в операторской деятельности, которая характеризуется необходимостью осуществления контроля за динамическими процессами в управляемой системе, наблюдения за окружающей обстановкой, решения различных производственных задач и т. д. Внимание организует, структурирует познавательные процессы преобразования информации и, в известной мере, детерминирует характер поведенческой активности субъекта деятельности. Нарушение функций внимания (его активности, концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости и других) приводит к ухудшению процессов информационного поиска, обнаружения и опознания сигналов, сопоставления информации на этапах подготовки к принятию решения и другим негативным последствиям, что позволяет выделить в отдельный класс ошибки внимания. Избирательность внимания в сочетании с его концентрацией на релевантной информации обеспечивает такое профессионально важное качество, как «перцептивная бдительность» (В. А. Бодров).

Б. Ф. Ломов выделяет среди важнейших характеристик надежности операторского труда такие показатели внимания, как помехоустойчивость (устойчивость внимания); спонтанная отвлекаемость (устойчивость к внутренним отвлекающим факторам, особенно в условиях пассивного наблюдения); переключаемость внимания (сокращение времени на «вхождение» в деятельность по выполнению новой задачи).

Успешность, надежность и безопасность трудовой деятельности, особенно в операторских и «экстремальных» профессиях, зависят от формирования и актуализации системы профессионально важных качеств (ПВК). В результате профессиографического анализа деятельности, проведенного Украинским НИИ медицины транспорта (авторы Шафран Л. М., Чумаева Ю. В., Огуленко А. П., Стадник А. Л.) на основе исследования высших психических и интеллектуальных функций, построена структурная модель, позволяющая проследить наиболее значимые соотношения ПВК у профессиональной группы операторов энергетических систем АЭС. Выделенная структура факторов ПВК операторов АЭС отражает особенности их профессиональной деятельности, указывает на характер внутрисистемных связей и их весовое значение. Полученные факторы отражают три основных блока ВНД, обеспечивающих прием и переработку информации, создание программ собственных действий и контроль за их успешным выполнением, функционирующих как единое целое.

Показатели внимания у операторов АЭС занимают центральное место, объединяя три фактора в единую функциональную систему. Мобилизация внимания способствует сосредоточению высших психических функций, одновременно выступая как показатель степени общей внутренней организованности психического аппарата, слаженности его работы, способности субъекта «собраться». Учитывая тот факт, что контингент оперативных дежурных энергосистем готовится из числа опытного инженерно-технического персонала АЭС, открывается возможность рассматривать происходящие изменения как перестройку сформированной структуры ПВК в соответствии с новыми профессиональными задачами. В данном случае консолидация ПВК происходит вокруг функции внимания. Внимание, будучи сложной функцией, одновременно выступает в качестве важного показателя психофизиологического статуса индивида и стержня всех других видов и форм деятельности. Результаты данного исследования могут быть использованы для совершенствования критериально-методической базы психофизиологического освидетельствования операторов различного профиля с целью реализация миссии технической поддержки Всемирной ассоциации операторов атомных электростанций (ВАО АЭС), способствующей повышению безопасности и надежности эксплуатации атомных электростанций всего мира.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, внимание, профессиональное сознание, качество, профессиональное внимание, оператор АЭС, показатель внимания, профессиональная социализация, свойство внимания, социализация внимания.


Похожие статьи

Внимание как психологический ресурс | Статья в журнале...

Вклад внимания, как правило, окупается увеличением продуктивности и качества деятельности.

Психология сознания поставила проблему внимания, но к окончательному и общепризнанному ее решению не пришла.

Оценка уровня психического познавательного процесса развития...

Показатель устойчивости внимания, по шкальные оценки в группе № 3, был выше на 1,01, чем такой же показатель в группе № 2 (0,87).

Такая система обработки результатов позволяет сопоставить уровень развития различных свойств внимания каждого испытуемого.

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

С определения у себя этих качеств и начинается для каждого человека его профессиональное самоопределение.

Важнейшим направлением социализации лиц с ОВЗ является подготовка подростков к сознательному выбору профессии.

Основные положения определения развития внимания

Внимание — это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении)...

Негативное влияние компьютерных технологий | Статья в сборнике...

Коварное порхающее внимание юных пользователей настраивает на несерьезное отношение к информации.

Предоставление возможности в познании студентами самих себя, в осознании своей деятельности, качеств и свойств своей личности.

Организация профориентационной работы в 5 классах

Особое внимание уделяется организации работы по профессиональной ориентации в основной школе. Анализируются рекомендации и требования Федерального государственного стандарта основного общего образования в решении задач социализации и...

Проблемы профессиональной социализации работающих...

В современных условиях российского общества растет интерес к изучению социально-психологических основ процесса трудоустройства, к деятельности личности по поиску работы. То есть...

Полимодальный характер мотивации как фактор активизации...

- сосредоточение внимания на учебной деятельности (осознание смысла деятельности), - осознанный выбор мотива (целеполагание), - стремление к цели (выпол-нение учебных действий)

Похожие статьи

Внимание как психологический ресурс | Статья в журнале...

Вклад внимания, как правило, окупается увеличением продуктивности и качества деятельности.

Психология сознания поставила проблему внимания, но к окончательному и общепризнанному ее решению не пришла.

Оценка уровня психического познавательного процесса развития...

Показатель устойчивости внимания, по шкальные оценки в группе № 3, был выше на 1,01, чем такой же показатель в группе № 2 (0,87).

Такая система обработки результатов позволяет сопоставить уровень развития различных свойств внимания каждого испытуемого.

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

С определения у себя этих качеств и начинается для каждого человека его профессиональное самоопределение.

Важнейшим направлением социализации лиц с ОВЗ является подготовка подростков к сознательному выбору профессии.

Основные положения определения развития внимания

Внимание — это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении)...

Негативное влияние компьютерных технологий | Статья в сборнике...

Коварное порхающее внимание юных пользователей настраивает на несерьезное отношение к информации.

Предоставление возможности в познании студентами самих себя, в осознании своей деятельности, качеств и свойств своей личности.

Организация профориентационной работы в 5 классах

Особое внимание уделяется организации работы по профессиональной ориентации в основной школе. Анализируются рекомендации и требования Федерального государственного стандарта основного общего образования в решении задач социализации и...

Проблемы профессиональной социализации работающих...

В современных условиях российского общества растет интерес к изучению социально-психологических основ процесса трудоустройства, к деятельности личности по поиску работы. То есть...

Полимодальный характер мотивации как фактор активизации...

- сосредоточение внимания на учебной деятельности (осознание смысла деятельности), - осознанный выбор мотива (целеполагание), - стремление к цели (выпол-нение учебных действий)

Задать вопрос