Библиографическое описание:

Миляева Н. В. Направления совершенствования инновационной политики атомной энергетики в современных условиях // Молодой ученый. — 2015. — №22.5. — С. 74-77.

 

В современной действительности основой поддержания экономического роста выступают инновационные процессы, являясь важной задачей государства в условиях рынка. Посредством ряда механизмов и инструментов инновационной политики, которая является элементом системы государственного регулирования осуществляется государственное регулирование инновационного (постиндустриального) устойчивого развития.

Несмотря на последствия глобального экономического кризиса, достижение целевых долгосрочных ориентиров социально-экономического развития России и адекватного развития энергетического сектора страны продолжает базироваться на основных положениях содержащегося в Концепции сценария инновационного развития экономики.

Отметим, что государственному регулированию устойчивого развития пришлось претерпеть радикальные подходы. Так, годы реформ 1990-х годов, продемонстрировали уменьшение финансирования инфраструктуры постиндустриального (инновационного) развития экономических систем посредством государственного бюджета, по различным оценкам в 5–11 раз. Также уменьшение государственной поддержки инновационной сферы проявилось в бюджете 2012. Однако приоритеты в концепции долгосрочного развития 2020 отданы ориентации на постиндустриальный (инновационный) вид развития. В прогнозном варианте концепции, в 2020 году доля предприятий, которые осуществляют технологические инновации составит порядка 40–50 % от общего количества. Отметим, что в 2012 году этот показатель составил всего 9,6 %. Что касается удельного веса инновационной продукции от общего объема промышленной продукции, то планируется довести его в 2020 году до 25–35 %. В настоящее время он составляет 5,6 %. В 2020 году 2,5–3,0 % ВВП составят внутренние затраты на исследования, разработки. В настоящее время, они составляют 1,2 %, причем больше половины за счет частного сектора.

На современным этапе развития атомной энергетики внедрение инноваций в становится необходимым условием их выживания, поддержания в соответствии с условиями рынка, темпов экономического развития и повышения конкурентоспособности.

Структура финансирования атомной энергетики по направлениям (25 % от бюджета инновационного развития за период 2011–2020 годы) распределена в соотношении: 20,3 % на проекты в области модернизации существующих технологий, 72,1 % на проекты в области создания новых технологий для энергетических рынков, порядка 7,6 % на развитие новых применений ядерных технологий для неэнергетических рынков.

Рассмотрение государственного регулирования должно проходить через интерацию инновационной и промышленной политики. В вопросах промышленности, отметим ориентацию РФ на устойчивое инновационное развитие.

В качестве важной цели ставится повышение конкурентоспособности предприятий в глобальном масштабе, определенно данное инициирует структурные изменения промышленного, что отразим табл. 1

Таблица 1

Изменение структуры промышленного производства в рамках концепции 2020

Доля в промышленном производстве

2014

2020

ТЭК

44

26

Машиностроение

12

22

Сырьевой комплекс

31

35

Потребительский комплекс

12

12

 

Сценарий базового инновационного развития предполагает наряду с использованием конкурентных преимуществ российской экономики как в традиционных секторах, так и в новых наукоемких секторах и «экономике знаний», прорыв в повышении эффективности человеческого капитала, развитии высоко — и средне технологичных производств и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста.

В соответствии распоряжением «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» № 715 — Р от 13 ноября 2009 года главными стратегическими ориентирами долгосрочной государственной энергетической политики являются:

          энергетическая безопасность;

          энергетическая эффективность экономики;

          бюджетная эффективность энергетики;

          экологическая безопасность энергетики.

Основным смыслом инновационной политики в ядерной энергетики является сохранение в максимальной степени накопленного научно-технологического потенциала, для чего необходимо развивать соответствующую инфраструктуру, которая инициирует инновационные процессы, приводящие в последующем к формированию устойчивого состояния экономической системы.

Что касается характера перемещения технологии, то в зависимости от поставленных инновационных задач и целей выбираются разные формы передвижений технологий от низкого уровня к более высокому. Представляется возможным выделить основные стратегии, которые реализуют соответствующее развитие — стратегия последовательной инновации и технологический рывок.

Рис. 1. Типологизация макроинновационных стратегий

 

Характерным для генерации идеи являются задачи повышения конкурентоспособности в атомной энергетики. На уровне мирового рынка данная задача решается такими способами, как имитационная основа, точнее заимствованием зарубежных технологий, а также на основе своих отечественных нововведений. Существует и вариант — симбиоз разработанных Россией и зарубежных технологий.

Согласно распоряжению «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» № 715-Р от 13 ноября 2009 года реализацию государственной энергетической политики предусматривается осуществлять в 3 этапа.

Третий этап — это этап развития инновационной экономики. В соответствии с этим основным содержанием этого этапа станет постепенный переход к энергетике будущего с принципиально иными технологическими возможностями дальнейшего развития, с опорой на высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов и новых не углеводородных источников энергии и технологий ее получения.

Основные направления инновационной политики атомной энергетики:

          модернизация и обновление мощностей атомных электростанций с реакторами на тепловых нейтронах;

          создание экспериментальных и коммерческих атомных электростанций с реакторами на быстрых нейтронах;

          создание нового поколения водо-водяных энергетических реакторов со сверхкритическими параметрами пара и регулируемым спектром нейтронов;

          отработка вопросов эксплуатации и замыкания топливного цикла, разработка технологий и создание предприятий замыкания топливного цикла, обеспечивающих топливо обеспечение атомных электростанций с учетом интегрального и годового потребления природного урана, объема разделительных работ, параметров воспроизводства топлива, удельной напряженности топлива в реакторах на быстрых нейтронах, а также вопросов безопасности;

          разработка инновационных технологий переработки отходов и замыкания ядерного цикла с приближением к радиационно-эквивалентному захоронению радиоактивных отходов;

          овладение энергией термоядерного синтеза на базе отечественных инновационных технологий и продуктивного международного сотрудничества, включая создание экспериментального термоядерного реактора (ИТЕР) и демонстрационной станции мощностью 1 ГВт.

Таким образом, возможно, смоделировать формирование инновационной политики устойчивого развития атомной энергетики, основанное на таких функциях, как регулирующая и стимулирующая, что отразим табл. 2.

Таблица 2

Моделирование инновационной политики устойчивого развития

Устойчивое развитие

Инновационная политика

Цели

Формирование устойчивого развития

Стимулирование, поддержка инновационного развития

Создание инновационного (постиндустриального) устойчивого развития

Методы

прямого воздействия

косвенного воздействия

Формы

Индикативное планирование

Программно-целевые

Правовой механизм

Инфраструктурный механизм

 

Результат

Повышение значимости инфраструктурного обеспечения постиндустриального устойчивого развития атомной энергетики

Долгосрочная перспектива достижения постиндустриального устойчивого развития атомной энергетики

 

Итак, представленная модель предполагает упорядочивание направлений постиндустриального развития и на данной основе формирования конкурентных преимуществ долговременного характера. Здесь подразумевается к дополнение к экономическим мерам выработка организационных и административных.

Федеральные и региональные целевые программы закладываются в основу прямого регулирования постиндустриального развития.

Содержание косвенного регулирования состоит в поощрении предприятий атомной энергетики к активной инновационной деятельности, технологическому трансферу, в создании благоприятного инновационного климата, повышению кадровой квалификации. В качестве инструментов косвенного регулирования, который широко используется, выделим механизм формирования внебюджетных фондов, которые содействуют в хозяйственной деятельности освоению инноваций.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle