Библиографическое описание:

Шнайдер С. А. Правильный подход в оценке детского творчества — самый действенный способ мотивации учащихся к развитию музыкальных способностей // Молодой ученый. — 2015. — №22.3. — С. 30-33.



 

«Ребенок, испытавший радость творчества

даже в самой минимальной степени, становится другим,

чем ребенок, подражающий актам других…»

Б.Асафьев

Процессы модернизации, затрагивающие сегодня все сферы профессиональной деятельности учителя с точки зрения оказания качественных образовательных услуг в сфере образования, предъявляют качественно иные требования к подготовке учителя для работы в учебных заведениях и качественно иные требования к самой деятельности учителя.

В настоящее время формируется образ нового культурного человека: свободно мыслящего, толерантного, понимающего своё место в мире, а также отчётливо наблюдается социальный заказ на творческую личность, способную к саморазвитию и самообразованию. Значительный потенциал для реализации данной концепции заключён в системе художественно-эстетического образования в школе.

В связи с этим возрастает ответственная роль педагога-музыканта, который должен быть адекватно подготовлен к творческой профессионально-педагогической деятельности. Известно, что музыкальное искусство всегда было неразрывно связано с окружающим миром, являлось отражением жизни людей, их мыслей, чувств и деяний.

Задача учителя музыки плавно и ненавязчиво ввести детей в мир музыки, найти вместе с ними связи с жизнью, научить понимать и любить музыку. Необходимо дать ребёнку возможность самому исследовать свои вкусы и предпочтения, научиться делать выбор в огромном мире музыкальных примеров. Процесс творчества должен стать основной частью урока! Необходимо стараться создать ситуации, наталкивающие ребёнка на размышление, анализ и действие — вот то, что даст ему возможность развиваться. На таких уроках формируется инициативность, развивается способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. А ведь это и есть основные цели воспитания современного образования.

Залогом успеха хорошего урока всегда будет служить внедрение разнообразных методов обучения, использование различных видов деятельности, дифференцированный подход в процессе обучения и оценивания.

Так, для раскрытия воспитывающего и развивающего потенциала урока музыки, необходимо помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности — научить их учиться. Учитель должен формировать у учащихся навыки критического мышления, направленные на развитие качеств, необходимых для формирования творческой личности. Ученик должен быть способен не только воспринимать, но и оценивать музыкальную культуру разных стран, а также развиваться путём активного участия в музыкально-творческой деятельности.

Для реализации поставленной цели, на уроке музыки необходимо создать определённые условия:

                     обеспечение информационно-технологической поддержки и ресурсной базы, необходимой для учебного процесса;

                     наличие возможности выхода в сеть интернет для знакомства с мировой музыкальной культурой и проведения исследовательской деятельности;

                     использование разнообразных видов деятельности для развития интереса к урокам музыки и формирования музыкальных способностей учащихся;

                     расширение диапазона музыкальной отзывчивости и развитие эмоциональной сферы учащихся на основе изучения шедевров музыкальной культуры;

                     совершенствование технических приемов исполнительской деятельности;

                     использование дифференцированного подхода в обучении;

                     создание планов урока с учётом межпредметных связей;

                     развитие навыков критического мышления;

                     овладение навыками распределения внимания на несколько исполнительских действий (пение/пластическое интонирование; слушание/аккомпанирование; пение/игра на музыкальных инструментах; композиция);

                     создание в процессе обучения условий, идентичным условиям последующей практической деятельности, предполагающей реализацию умений;

                     использование критериального оценивания;

Из опыта работы.

Подробно остановимся на критериальном подходе в оценивании ЗУНов на уроке музыки. Использование разнообразных видов деятельности на уроке и применение критериального подхода в оценивании знаний, умений и навыков учащихся, будет способствовать повышению интереса к уроку музыки и развитию музыкальных способностей учащихся.

Известно, что оценивание является неотъемлемой частью преподавания и обучения, оно эффективно направляет учащихся на получение информации об уровне приобретения знаний и освоение навыков в учебном процессе. Учащиеся и учителя должны быть активно вовлечены в оценивание прогресса учащегося, как часть развития их широкого критического мышления и навыков самооценивания.

Учителя должны быть внимательны к определённым учебным результатам, о которых они намереваются оповестить ученика. В современной системе образования для оценки знаний, умений и навыков, все более актуальным становится использование критериального оценивания.

Критериальное оценивание — это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Ниже приведены примеры критериального оценивания могут быть применены на уроке музыки в разных видах музыкальной деятельности.

Так, например, одним важных видов деятельности на уроке музыки, является слушание музыки. Именно во время слушания музыки у ребёнка формируется вкус, он учится воспринимать, оценивать и рассуждать о музыке.

Приложение № 1. Раздаточный материал — «Лист по слушанию музыки»

Данный документ служит для записи и анализа музыкального материала, с которым ученик знакомится на уроке музыки.

Слушание и восприятие музыки

Имя, класс______________________

Цель: формировать и развивать интерес у школьников к музыке

Задачи: вызвать яркий эмоциональный отклик на услышанное произведение; формировать навык эмоционально и осознанно воспринимать музыку.

Задание: внимательно слушай музыку, будь думающим и анализирующим;

заполни таблицу, запиши название произведения, имя композитора; укажи музыкальные элементы, которые использовал композитор для передачи образа; отметь, какое настроение вызвала у тебя эта музыка (грусть, радость, мечтательность, героические чувства, трагические чувства (горе, страдание), раздумья о жизни, шутливое настроение, ощущение сказочности, волнение, тревога);

прояви творчество и определи музыкальный образ.

Дата

Композитор,

название сочинения

Настроение

Музыкально-выразительные средства

(темп, динамика, штрихи, музыкальные инструменты)

Рефлексия: образ, который я представил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2. Варианты критериев оценивания навыков слушания музыки.

                   Внимательно слушает музыку

                   Получает удовольствие от прослушивания музыки

                   Проявляет интерес, задаёт вопросы

                   Рассуждает, анализирует, делится впечатлениями

                   Имеет своё мнение о различных жанрах и направлениях в музыке

                   Использует широкий словарный запас терминов для анализа музыкальных примеров

                   Демонстрирует знание и понимание музыкально-выразительных средств (мелодия/ ритм/штрихи/динамика/темп/тембр/текстура)

Приложение № 3. Варианты критерии оценивания уровня развития вокальных навыков учащихся.

Альтернативные варианты: берёт дыхание правильно; поёт выразительно; контролирует голос; интонирует чисто; владеет разными приёмами исполнения; применяет музыкально-пластические движения и т. д.

 

Класс:____ Дата:_____________

Название песни:______________________________________

Цель: Определить уровень развития вокальных навыков на уроке музыки

Уровни: «5» — высокий; «4» — средний; «3»– требует дальнейшего развития.

Имя ученика

Критерии оценивания

Соблюдает вокально- певческую постановку

Знает текст песни

Чётко артикулирует слова

Поёт выразительно

Чувствует ритм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4.Пример оценивания уровня усвоения навыков игры на музыкальных инструментах детского шумового оркестра.

Отметка

Уровни умений и навыков

«5»

Ученик быстро и последовательно освоил новые навыки игры на шумовых/ударных инструментах и успешно применяет их на практике.

«4»

Ученик приобрёл новые навыки игры на шумовых/ударных инструментах и старается применять их в знакомом музыкальном произведении

«3»

Ученик приобрёл несколько новых навыков, но испытывает трудности при их применении

N

Ученик испытывает большие трудности в приобретении необходимых навыков для достижения успеха по данному виду деятельности

 

Приложение № 5.Лист наблюдения и оценивания использования элементарных навыков композиции

Критерии

Саша

Маша

Ваня

использует инструменты детского оркестра

*

*

*

использует голос

 

*

 

создаёт ритм

*

 

*

создаёт мелодию

 

*

 

пользуется практическими навыками игры на шумовых инструментах

*

 

*

использует простейшую нотацию или графические обозначения для записи своей композиции

 

 

*

 

За годы работы учитель музыки даёт тысячи уроков и к каждому он должен тщательно готовиться, чтобы эстетически развивать учеников и самому получать удовлетворение и радость от своего труда.

Если удачно реализовать поставленные цели, то мы сможем воспитать не хорошего, но пассивного слушателя, а дать возможность каждому ребенку выбрать для себя ту форму музыкальной деятельности, которая подтолкнёт его к проявлению творческой индивидуальности и развитию музыкальных способностей. Тем самым мы создадим благоприятные условия для развития у детей интереса, который является прекрасной мотивацией к учению вообще и приобщению к музыке, в частности.

Давно известно, что одно из главных условий успешного обучения — заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на уроках музыки, во внеурочное время и в повседневной жизни. Развить музыкальные способности школьников и интерес к музыкальному искусству можно только в том случае, если мы будем систематически и целенаправленно развивать их музыкальный слух, творческие способности, навыки восприятия музыки, а также применяя правильный подход в оценивании достижений учащихся.

Нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо постоянно совершенствовать не только методику преподавания, но и находить возможность по достоинству оценить каждого ребёнка. Так мы сможем заложить в ребёнке уверенность в своих силах, а это очень важно для адаптации в современном мире и достижения жизненных целей.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle