Библиографическое описание:

Кадиров Н. Т., Филиппов В. В. Возможные меры по ускорению развития промышленного рециклинга полимеров с целью реализации концепции устойчивого развития // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 391-394.



 

В статье рассказывается о проблемах и перспективах бизнеса в сфере переработки полимеров. Предлагается обратить внимание на удовлетворительную статистику полимерной промышленности, выгоды от радикальных мер в сфере обращения с отходами и международный опыт развития вторичной переработки пластика.

Ключевые слова: твёрдые бытовые отходы, устойчивое развитие, рециклинг полимеров, управление отходами.

 

В 1970-х годах мировое сообщество обращает своё внимание на проблему роста численности населения мира. С экономической точки зрения сущность проблемы сводится к противоречию между потенциально бесконечным процессом роста количества субъектов потребления и фактически конечным объёмом природных ресурсов. Вероятность наступления такого момента, когда действительно возникнет разрыв между доступным объёмом ресурсов и численностью населения, то есть ситуация, в которой не будет возможности производить объём продукции, который позволил бы поддерживать жизнедеятельность каждого жителя планеты даже на принципах равного распределения продуктов производства ставится под сомнение. Основной довод состоит в том, что рождаемость контролируется естественным образом и не будет расти в условиях ухудшения состояния окружающей среды и уровня жизни. Тем не менее, внимание к проблеме приводит к возникновению концепции под названием «устойчивое развитие».

Устойчивое развитие должно обеспечить способ удовлетворения потребностей существующего поколения, который не будет подрывать эту возможность в будущем. Один из способов поспособствовать реализации устойчивого развития заключается в целенаправленном возвращении в цикл потребления максимального процента отходов жизнедеятельности, пригодных для этого. Этот процесс получил название «ресайклинг» или «рециклинг».

По состоянию на 2012 год статистика Мирового банка свидетельствует о следующем состоянии распоряжения твёрдыми бытовыми отходами (далее — ТБО). Самый высокий уровень переработки — в Европе — 11 %, самый низкий уровень переработки — 4 % и 3 % — в Африке и Латинской Америке соответственно. Очевидно, что именно переработка как концепция обращения с твёрдыми бытовыми отходами способствуют развитию «зелёной» экономики. Это одновременно и использование бизнес-возможностей, и рациональное использование ресурсов, и предотвращение дополнительного деструктивного гетерогенного воздействия на окружающую среду.

В таблице 1 приведена информация, основанная на данных Европейского агентства окружающей среды и демонстрирующая объёмы производимого ТБО в некоторых европейских странах, а также процент их переработки [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9]. Лучшие результаты в 2010 году продемонстрировала Австрия, там перерабатывалось более половины всех ТБО. Тем не менее, средний уровень по Европе находится на уровне только 10 %.

Таблица 1

Статистика переработки ТБО в некоторых европейских государствах

Государство

Отчётный год

Объём ТБО за год (миллионы тонн)

Объём ТБО за год на душу населения (кг/душу населения)

Процент отходов, направленный на вторичную переработку

Великобритания

2010

32,4

521

39 %

Австрия

2010

4,96

~590

57 %

Франция

2010

34,5

532

35 %

Польша

2010

9,8

319

21 %

Германия

2010

52,1

~580

45 %

Италия

2010

32

521

35 %

Португалия

2010

5,5

514

~20 %

Испания

2010

24,5

603

~30 %

Швейцария

2011

5,56

702

~50 %

 

Существует лишь незначительная разница в морфологическом составе твёрдых муниципальных отходов в мировом масштабе. Это обуславливает наличие сырья для переработки в любом достаточно крупном регионе. Проблемы возникают только на уровне модификации инфраструктуры и социальной среды для более удобной работы переработчика, то есть в конечном счёте важно повысить уровень предпринимательской активности в сфере переработки, чтобы ситуация постепенно стала улучшаться [11]. Существует ряд причин, которые объясняют, почему предпринимательская деятельность в этой сфере должна начинаться с рециклинга полимеров. Во-первых, полимерная продукция в большинстве своём не разлагается в естественной среде и её размещение на полигонах ТБО наиболее вредно для экологической ситуации. Во-вторых, рынок полимерной продукции растёт, что будет продемонстрировано далее, а значит нет причин опасаться дефицита сырья для переработки. В-третьих, селективный сбор пластика организовать легче, потому что он имеет длинный период хранения и просто сортируется на уровне домохозяйства.

Данные об отрасли производства изделий из пластика в России приведены в таблице 2, построенной на основании данных Федеральной Службы Государственной Статистики о производстве основных видов продукции в натуральном выражении. Объём производства в полимерной промышленности за последние девять лет вырос более чем в 3,5 раза. Это связано, естественно, с общим ростом спроса на изделия, в производстве которых используется пластик. В частности, на упаковочную продукцию, среди которой пластик давно завоевал популярность. Например, объём производства безалкогольных напитков, газированной и негазированной минеральной воды в России с 2005 по 2014 год вырос на 386 млн. декалитров. Средний цепной прирост за этот период составил 42,8 млн. декалитров. Это означает, что каждый год в среднем возникает дополнительная потребность в 285,3 млн. пластиковых бутылок объёмом 1,5 литра, в которые производители могли бы разлить воду. Развитие обрабатывающего сектора промышленности всегда способствует росту полимерной индустрии, обеспечивая спрос на её продукт. Это важно, потому как мероприятия по организации массовой переработки пластиковых отходов во вторичное сырьё требуют значительных затрат и имеют длительный период окупаемости, поэтому только в случае ожидаемой долгосрочной тенденции роста всего обрабатывающего сектора стоит рассчитывать на успешный результат такой инициативы.

Таблица 2

Объём производства изделий из пластика в России за период с 2005 по 2014 г. [41]

Год

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Объём производства, тыс. тонн

467

528

697

801

719

1424

1503

1900

1816

2116

Цепной прирост, тыс. тонн

 

61

169

104

-82

705

79

397

-84

300

Цепной прирост, %

 

13.06

32.01

14.92

-10.24

98.05

5.55

26.41

-4.42

16.52

Среднее арифметическое цепного прироста, %

 

21.32

21.32

21.32

21.32

21.32

21.32

21.32

21.32

21.32

Размах вариации, %

 

108.3

108.3

108.3

108.3

108.3

108.3

108.3

108.3

108.3

Среднее линейное отклонение, %

 

20.56

20.56

20.56

20.56

20.56

20.56

20.56

20.56

20.56

Базисный прирост, тыс. тонн

 

61

230

334

252

957

1036

1433

1349

1649

Базисный прирост, %

 

13.06

49.25

71.52

53.96

204.9

221.8

306.9

288.9

353.1

 

Переработка пластика сейчас является очень актуальной темой. В особенности в связи с пересмотром директивы обращения с отходами Европейского союза, устанавливающей минимальный порог переработки на уровне 50 % для бытовых отходов, и на уровне 70 % для строительных отходов, который должен быть достигнут к 2020 году всеми странами-участницами Европейского союза. На основе этих позиций, страны-участницы модифицируют собственные нормативно-правовые акты на различных уровнях, оговаривая, в частности, пять критически важных направлений деятельности, оказывающих влияние на переработку пластика: предварительную подготовку, предоставление возможности вторичного использования, переработку (возврат пластика в производственный цикл), размещение на полигонах и свалках.

Наиболее распространённым способом на данный момент является механическая переработка пластика. Она подразумевает ряд процессов: шлифовка, стирка, разделение, сушка, гранулирование. Таким образом производятся вторичные пластмассы, из которых могут быть произведены новые изделия. Для механической переработки представляют интерес только термопластики, то есть полимерные материалы, которые могут быть повторно расплавлены и переработаны с помощью таких методов как экструзия или литьё под давлением. Основным препятствием для механической переработки становится то, что основные группы полимеров не могут перерабатываться вместе и не совместимы друг с другом, это ухудшает свойства вторичного гранулята и делает его непригодным во многих сферах применения.

Что касается развития отрасли, то главной проблемой в России является отсутствие грамотной и налаженной системы селективного сбора ТБО. От этого страдает качество сырья, поступающего на переработку, а также регулярность его поставок. Сегодня большинство компаний-переработчиков получают своё сырьё от организаций сборщиков и сортировщиков. В случае с пластиком несортированное сырьё использовать нецелесообразно. К сожалению, большие объёмы полимерного сырья не попадают к сортировщику или сборщику, так как доставляются на полигоны ТБО. Поэтому одной из радикальных мер, способствующих развитию рециклинга, может стать ограничение возможности размещения пригодных к переработке отходов на свалках и полигонах. Каждый год в Европе на свалках располагается более 40 % пластиковых отходов. Запрет размещения — один из радикальных способов максимизировать количество отходов, поступающих на переработку [10].

Но такой запрет не будет иметь эффекта, когда не созданы условия, позволяющие без затруднений обращаться с ТБО эффективнее. На данный момент вывоз ТБО осуществляется как правило подрядчиком, которого нанимает товарищество собственников жилья (ТСЖ) или управляющая компания (УК) района. При этом подрядчик не несёт обязательства по вывозу ТБО на конкретный полигон, мусороперерабатывающий завод или подобное учреждение перед ТСЖ или УК. Соответственно для подрядчика должна существовать финансовая выгода от изменения схемы работы, которая стимулирует его вывозить сортированные полимеры в пользу компании, занимающейся рециклингом. Во-первых, переработчик должен быть готов за размещение сырья взять меньшую плату, чем на полигоне ТБО, мусоросжигательном заводе или другом конкурирующем специальном учреждении. Во-вторых, перед перевозчиком не должно возникать необходимости вывозить сортированное ТБО по существующим нормам СанПин 42–128–4690–88. В пункте 2.2.1 регламентировано следующее: «При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5С и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5С) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твёрдых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы». Естественно, селективно собранный пластик не может быть подвержен процессам гниения и разложения, поэтому его вывоз целесообразно осуществлять реже: по мере наполнения контейнеров, которое легко отслеживается при регламентном вывозе остальных фракций ТБО. На локальном уровне проблему можно решать, согласовывая процесс с санитарно-эпидемиологической службой, но в масштабах государства целесообразно ввести в правила изменения, которые упростили бы внедрение системы селективного сбора ТБО в муниципалитетах. В частности, необходимо сократить периодичность вывоза для контейнеров с полимерными отходами, а также увеличить максимальное количество контейнеров, как минимум, на два. Добавление дополнительных контейнеров для сбора полимерных отходов избавит перевозчика от необходимости объезжать несколько удалённых дворов, чтобы полностью заполнить мусоровоз. В противном случае перевозчик сталкивается с увеличением издержек, что неблагоприятно сказывается на его мотивации.

Таким образом, мы можем предложить ряд общих, но целенаправленных мер, которые должны поспособствовать ускорению развития отрасли переработки пластика. Следующие пять мер касаются государственной политики, законодательного регулирования и схемы взаимодействия ТСЖ, УК, перевозчика ТБО и переработчика ТБО:

        частичный или полный запрет на размещение пригодных к переработке пластиковых отходов на полигонах ТБО, мусоросжигательных заводах и в прочих специальных учреждениях не осуществляющих рециклинг;

        разрешение размещения на контейнерных площадках дополнительных баков для сбора пластиковых отходов;

        изменение санитарных норм, регламентирующих опорожнение баков на придомовых контейнерных площадках с учётом возможности организации селективного сбора ТБО в муниципальных образованиях;

        на уровне города выдвижение ТСЖ и УК требований, обязывающих перевозчика осуществлять вывоз пластиковых отходов только в пользу переработчика;

        введение требований для производственных компаний по наглядной маркировке пластиковых продуктов для упрощения процесса сортировки и раздельного сбора отходов из пластика.

 

Литература:

 

  1.                Alexandra Maria Almasi and Leonidas Milios. Municipal Waste Management in Spain // Report of European Environment Agency — Febrary, 2013
  2.                C.Gentell. Municipal Waste Management in France // Report of European Environment Agency — Febrary, 2013
  3.                Christian Fischer. Municipal Waste Management in Germany // Report of European Environment Agency — Febrary, 2013
  4.                Christian Fischer. Municipal Waste Management in Poland // Report of European Environment Agency — Febrary, 2013
  5.                David Watson Municipal Waste Management in United Kingdom // Report of European Environment Agency — Febrary, 2013
  6.                Ioannis Bakas Municipal Waste Management in Portugal // Report of European Environment Agency — Febrary, 2013
  7.                Marton Herczeg Municipal Waste Management in Austria // Report of European Environment Agency — Febrary, 2013
  8.                Marton Herczeg Municipal Waste Management in Switzerland // Report of European Environment Agency — Febrary, 2013
  9.                Matteo Ferraris, Susanna Paleari Municipal Waste Management in Italy// Report of European Environment Agency — Febrary, 2013
  10.            Plastics Recyclers Europe. How to Boost Recycling? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.plasticsrecyclers.eu/how-boost-recycling, дата 11.05.2015
  11.            Кириллов В. В. О региональных аспектах обращения с отходами потребления в Российской Федерации // Доклад руководителя Росприроднадзора — Москва, 2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle