Библиографическое описание:

Угольникова Е. Н. Методическо-исполнительский анализ Ж. Б. Акколаи «Концерт a moll» для скрипки и фортепиано // Молодой ученый. — 2015. — №22.3. — С. 20-22.



 

Ж.Акколаи- бельгийский скрипач и композитор. Учился в Брюссельской консерватории. По окончании которой отправился в Брюгге, где играл на трубе в кирасирском полку. Затем Акколаи удалось устроится на преподавательскую работу в городскую консерваторию. Одновременно, около 20 лет Акколаи был первой скрипкой городского театра и городского музыкального общества, а в 1896 году стоял у истоков городского симфонического оркестра. Акколаи написал музыкальную драму «Тамплиеры», множество небольших оркестровых и камерных сочинений, однако известностью пользуются только его небольшие одночастные концерты для скрипки, предназначенные для юных и начинающих скрипачей. Приступая к изучению концерта a-moll, исполнитель должен обладать хорошей музыкально-технической подготовкой: свободно владеть техникой игры 3-х октавных минорных и мажорных гамм, вибрацией, штриховой техникой и техникой игры хроматизмов. Подготовить ученика к исполнению концерта поможет изучение этюдов Кайзера № 8, 12, 14, 25, 29. Мазаса № 19, 25, 32. Донт № 3 (опус 37).

Начинается концерт большим фортепианным вступлением, где проходят основные темы концерта. Нисходящий ход терций подготавливает главную тему в партии скрипки- распевную, выразительную, яркую. И уже с 1-го такта необходимо справиться с рядом технических задач, а именно: а) вырабатывать плавное легато по 4-м струнам, продумать распределение смычка, б) проверить интонацию двойными нотами и «рулевое» движение локтя левой руки, в) соразмерить несимметричную скорость движения смычка, г) выслушивать триоль в первой четверти, д) ясно представлять интонацию опорных нот и вводного тона, е) не делая перехода вытянуть 1-й палец, ж)вырабатывая плавное легато по 4-м струнам, продумать распределение смычка на отрезки, соответственно каждой струне и точки соприкосновения смычка со струнами.

Призывный характер главной партии требует большой взволнованности в исполнении первых двух предложений и решительности в исполнении третьего предложения. Опять же нужно обратить внимание ученика на несимметричную скорость ведения смычка, вырабатывать ловкую артикуляцию при игре двойными нотами. Ведь малоопытные ученики при исполнении двойных нот излишне вдавливают пальцы в струны. Помимо неутяжеления пальцев, добиваться синхронности в работе пальцев возможно при ясном преставлении их движения: первый палец скользит назад, а третий- ритмично опускается сверху. Смену смычка в следующих ходах нужно стараться делать без пауз, используя звучание открытой струны. Далее тема главной партии становится менее полетной, ее необходимо оттенить мягким тембром звучания баска.

Связующая партия состоит из 2-х эпизодов: первый эпизод секвенционного характера, развивается к кульминации по звучанию половинных нот и завершается в обратной последовательности октавой выше, при этом левая рука плавно перемещается из позиции в позицию с опорой на 4-й палец, второй эпизод обычно исполняется штрихом мартеле в звучащей верхней части смычка. Указанный автором характер leggiero (легко) предполагает изящное исполнение штриха мартеле в нюансе piano с последующим переходом на crescendo к штриху деташе (54 т.). Как правильно исполнять штрих мартеле и мордент? Здесь есть небольшие рекомендации:1) учить в умеренном темпе, используя паузу для постановки пальцев. 2) дослушивать ноту перед мордентом. 3) учить без мордента. 4) активное движение кисти правой руки вверх на ноту с мордентом. В дальнейших тактах, перед побочной партией, у учеников частой ошибкой является смещение сильной доли в триолях. В этом месте, для правильного звучания поможет игра с аккомпанементом. Аккорды на сильную долю помогут точно играть триоли, без смещения сильной доли.

Певучая побочная партия исполняется свободно льющимся мягким звуком в нюансе piano, с небольшими кульминациями в каждом предложении. Определенную интонационную трудность испытывает ученик в 59 такте. Исполнение хроматического полутона при неправильной постановки 1 пальца, затрудняет правильность исполнения. Ритмическая и интонационная неустойчивость часто наблюдается в 65 такте из-за вялого 4-го пальца и пассивности правой руки при исполнении синкопы и штриха портато. Частая ошибка- это не дослушивание звучания флажолетной ноты, остановка смычка, не используя свойства флажолета звучать после поднятия пальца. В такте 67 необходимо заострить внимание на исполнение увеличенной секунды.

Кульминационная фраза, подготавливающая до- мажорный эпизод, требует большого драматизма в исполнении. Переход на октаву вверх должен быть подготовлен небольшим «рулевым» движением локтя левой руки и легким скольжением 1-го пальца до V позиции (нота до). В дальнейшем эпизоде (72–73т.) должна убедительно звучать интонация хроматического хода. Для этого требуется хорошая согласованность обеих рук скрипача. В повторяющихся 4-х тактах в нюансе piano, ослабление звука не должно сопровождаться ослаблением пальцев на грифе- это отрицательно отразится на интонации. «Чем больше стремимся ослабить звук, например, в piano, тем больше следует увеличить давление пальцев». Это высказывание Л.Ауэра полностью подтверждается в данном элементе. Точный ритм и музыкальную выразительность помогут акценты, особенно на второй и четвертой долях такта. При этом следует следить за несуетливым исполнением шестнадцатых нот. Рельефно и в то же время ритмично должны быть исполнены морденты. Способ работы над такими элементами был описан выше в данной статье. Определенную сложность испытывают ученики в 95 такте. После ноты соль снять 1-й палец (нота фа). Сделав большой хроматический ход, снять 2-й палец, подготавливая нижележащие пальцы к широкому расположению.

Главная партия в репризе полностью повторяется только в двух предложениях. Ля минорный эпизод тоже заключает в себе ряд исполнительских трудностей и, прежде всего, внимание и слух исполнителя должен быть направлены на одинаковое звучание акцентов вниз и вверх смычком. Частой ученической ошибкой бывает «обрыв», сокращение по звучанию нот с акцентов, вместо их яркого выделения. Зачастую, с одинаковым звучанием исполняются аккомпанирующие ноты, не прослушивается мелодическая линия фразы, что ведет к «забалтыванию» всего эпизода, к срывам в музыкальной памяти. Кроме того, должна быть решена и другая задача- соединение струн, которая должна исполнятся ловким кистевым движением.

В заключительном эпизоде вырабатывая мелкую технику, надо решать не только технические задачи (групповая подготовка пальцев и легкие переходы, обеспечивающие отчетливую, ровную пальцевую технику, но и музыкальные. Они в первую очередь будут связаны с распределением смычка, со скоростью его проведения. Ученик должен ясно представлять, какие длительности надо исполнять правой рукой. «Правая рука,- учил Л. М. Цейтлин, – должна двигаться так, как будто она играет одну певучую ноту на один смычок и на одной струне». Начиная с 183 такта, целесообразно использовать верхнюю половину смычка, применять гибкие кистевые движения при свободном состоянии большого пальца правой руки. Для лучшего исполнения плавного легато, надо обратить внимание на дослушивание ноты перед переходом. В следующем секвенционном эпизоде необходимо различать подготовку пальцев на малые и большие терции. Кроме того, организовать активную ритмическую дисциплину пальцев поможет игра этого эпизода в деташе, а также различными ритмическими вариантами.

Кодой концерта является заключительный эпизод в двойных нотах патетического, радостно- оживленного характера, подчеркнуто динамичностью. Нужно обратить внимание на звучание двух отдельных нот после legato, используя скорость при легком нажиме смычка. Важно выяснить и показать в каком голосе проходит мелодия. Иногда ученики начинают играть этот эпизод неоправданно быстро, забывая, что ускорение начинается только с 203 такта. Игра заключительных аккордов предполагает их одновременное использование всей ширины ленты волоса смычка и «висячего» положения локтя правой руки. Сочно и убедительно должны звучать последние аккорды концерта, утверждая жизнерадостный характер музыки концерта Акколаи.

 

Литература:

  1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М., Музыка, 1965г.
  2. Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. М., 1968.
  3. Очерки по методике обучения игры на скрипке. М., Музгиз, 1960г.
  4. Погожева Т. В. Вопросы методики обучения игре на скрипке. М., 1966

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle