Роль музыки в воспитании и развитии ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 12080 раз

Библиографическое описание:

Половинкина, Л. А. Роль музыки в воспитании и развитии ребенка / Л. А. Половинкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.3 (102.3). — С. 15-16. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23548/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

Музыка — единственное искусство,

проникающее в сердце человеческое так глубоко,

что может изображать переживания этих душ.

Стендаль

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться, приобретая определённые знания, умения, навыки, формируя музыкальное мышление и воображение.

Музыка-это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое представляет ни с чем несравнимые возможности для развития творчества человека в особенности личности ребенка.” Людям нужны все виды музыки — от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песни до бетховенских сонат…” – писал Д. Д. Шостакович. [1, с. 57]Музыкальное воспитание связывается с общими культурными и нравственными вопросами. Учеными доказано, чем больше человек слушает классическую музыку, тем лучше он себя чувствует. Классика благотворно влияет как на физическое, так и на моральное состояние человека. Так же доказано, что классическое произведение может управлять человеческим настроением.

Внутри каждого человека звучит музыка. В древности считалось, что музыка родилась вместе с сотворением мира. А человек рождается и попадает в мир музыки, только кто-то забывает о существовании такого мира, а кто-то развивает свои способности и остается в нём. Из глубокой древности дошли до нас свидетельства о музыке. Барельефы на развалинах ассирийских храмов, египетские фрески и другие памятники далёких времён сохранили для нас изображения музыкантов. Большое значение для последующих времен имела музыка Древней Греции. Греческие поэты не декламировали свои стихи, а пели их, аккомпанируя себе на лире и кифаре — струнных инструментах отдаленных предках современной арфы (в последствии лира стала своего рода эмблемой музыки и вообще искусства). Бога Аполлона, покровителя искусства, греки обычно изображали с кифарой. Древние греки первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развивали в политико-этических трактатах Платон и Аристотель. Мыслитель и философ Платон в своих книгах “Государство” и “Законы” отводит первую (среди других искусств) роль музыке в воспитании из юноши мужественного, мудрого, добродетельного и уравновешенного человека, то есть идеального гражданина. Философ и мыслитель Аристотель судит о назначении музыки много шире, утверждая,что она должна служить не одной, а нескольким целям и с пользой применяться: «1. ради воспитания, 2. ради очищения, 3. ради интеллектуального развития, то есть ради успокоения и отдохновения от напряженной деятельности.».. [2, с. 203]. Он говорит: «…Музыка способна оказать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами. То очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи» [3, с. 197]. Цели школьной системы образования в Афинах были направлены на гармоническое и всестороннее развитие духовных и телесных сил юношества. Гармонически и всесторонне развитый человек — центральная тема древнегреческого искусства. Аристофан, характеризуя лучших людей государства, указывает, что они «воспитаны в палестрах, в хорах и в музыке», и считает, что во главе народа должны стоять граждане музыкально образованные.Греческое слово «мусике» (искусство муз) означало всю область литературы, науки, искусства, которой ведали музы.

Современные психолого-педагогические исследования убедительно показали, что только благодаря соприкосновению с подлинным искусством становится возможным воспитать любовь к музыке, умение воспринимать ее, развить способность чувствовать и понимать её содержание, развить фантазию и воображение. Взаимосвязь и взаимозависимость прогрессивных изменений личности и музыкально-эмоционального развития, роль музыки в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания — это Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Л. П. Печко, Белинский, Н. Шацкая, Б. М. Теплов и др.Большое значение развитию слуха, как основы воспитания любви к музыке придавала Е. Водовозова (ученица Ушинского). Без музыки она не мыслила работы с детьми. Главную задачу общего музыкального воспитания Н. Шацкая видела в том, что с помощью самого искусства вырастить людей, понимающих музыку, получающих истинную радость от общения с ней. В связи с этим первостепенной задачей следует считать интенсивное развитие музыкального восприятия у детей. Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей. Это объясняется и спецификой этого вида искусства. Музыку называют “зеркалом души человеческой”, ”эмоциональным познанием”. Б. М. Теплов писал: ”музыка отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение — это как известно наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки. Что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка.

У каждого есть слух, его просто нужно развить. Ребенок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение. Понимать музыкальный образ, замечать хорошее и плохое. Дети способны слушать, сравнивать, оценивать наиболее яркие понятные музыкальные явления уже с раннего дошкольного возраста. Яркие художественные произведения, выражающие мир глубоких чувств способны вызвать эмоциональный отклик маленького человека. Воздействуя на эстетическую сторону души, в дальнейшем становятся источником и средством воспитания.

По выражению Д. Шостаковича: “Музыка – прекрасный своеобразный язык, который сочетает в себе выразительную, яркую мелодию, гармонию, своеобразный ритм”. Каждый ребенок по-своему проявляет интерес к музыке. Отдает предпочтение какому-либо музыкальному жанру, произведениям. Как дети учатся читать, писать, рисовать, так постепенно учатся узнавать оценивать музыку, внимательно слушать отмечать динамическое развитие образов. Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными. Восприятие музыки тесно связано с умственным процессом т. е. требует внимания, наблюдательности, сообразительности, заставляет мыслить, фантазировать. Музыкальные занятия познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему миру. Роль музыки в формировании духовного облика личности ребенка уникальна: в воспитании эмоций, чувств. Вкусов, убеждений в мировоззренческом и нравственном становлении человека, она во многом незаменима, поскольку влияет на самые тонкие душевные струны.

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно открывает вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках». Д. Д. Шостакович [4, с. 25].

 

Литература:

  1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка-М.: Просвещение 1968. с.108
  2. Герцман Е. В. Античное музыкальное мышление — Л.: Музыка, 1986. с.224
  3. Лосев А. Ф. Античная музыкальная эстетика — М.: Музгиз, 1960.с.
  4. Прохорова И., Скудина Г. Советская музыкальная литература — М.: Музыка, 1987.с.125
  5. Стендаль Собрание сочинений т.9 — М.1959. с.127
  6. Смирнова Т. И. Интерпретация. Воспитание искусством или искусство воспитания. М.,2001.с.367
  7. Шостакович Д. Д. Знать и любить музыку — М.: Музыка, 1958. с. 507
  8. Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества – М.: Просвещение,1975.
Основные термины (генерируются автоматически): музыка, вид искусства, ребенок, роль музыки.


Похожие статьи

Музыка как средство эстетического воспитания детей...

Здесь ребёнок может себя выразить во всех видах искусства: пении, танце, художественном творчестве, создании различных композиций.

Здесь важна роль приобщения детей к истокам музыки родного края.

Развитие музыкальности у дошкольников посредством восприятия...

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства.

При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика.

Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка...

В искусстве, особенно в музыке, ребёнку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример.

Восприятие, сопереживание и сопоставление художественных образов и выразительных средств этих видов искусства облегчает ребёнку...

Роль музыки в психическом развитии дошкольника

Задача эта связана с проблемой развития музыкального восприятия детей. Восприятие музыки — один из видов музыкальной деятельности, определяющий ведущий вид на

Роль музыки в становлении личности подростка. Роль музыкально-дидактических игр в жизни дошкольника.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

...личности, не только научные деятели, но и выдающиеся полководцы и правители государств обучались музыке и другим видам искусств, и не только

Оно играет важную роль в развитии личности ребенка. Кроме того, занятия музыкой вырабатывает у ребенка трудолюбие...

О роли музыки в жизни человека | Статья в журнале...

О роли музыки в жизни человека. Авторы: Рахимов Батыр Матякубович, Худайберганова Малика Айбековна.

Человек живет, а время идет. Они похожи тем, что не могут остановиться, как ребенок, только

Кротенко А. С. Импрессионизм в искусстве и его особенности в музыке.

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности...

Так происходит развитие эмоционально — ценностного отношения ребёнка к произведениям музыкального и изобразительного искусства. Во время проведения проекта учащиеся знакомятся с различными видами искусства: музыка...

Художественное слово как средство восприятия музыкального...

Музыка — уникальный вид искусства, воздействующий на всестороннее развитие личности ребенка, способствующий его

Стихи привлекают ребёнка ритмом, мелодикой, миром звуков. Поэзия играет огромную роль в восприятии музыкального произведения у дошкольников.

Функции музыкального искусства и их реализация...

Первый этап (адаптационный) — адаптация ребенка к урокам музыки, к их атмосфере, к

3 Каган, М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе

4. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен / В.Н.Холопова.

Похожие статьи

Музыка как средство эстетического воспитания детей...

Здесь ребёнок может себя выразить во всех видах искусства: пении, танце, художественном творчестве, создании различных композиций.

Здесь важна роль приобщения детей к истокам музыки родного края.

Развитие музыкальности у дошкольников посредством восприятия...

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства.

При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика.

Восприятие как вид музыкальной деятельности ребёнка...

В искусстве, особенно в музыке, ребёнку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия, ему нужен эмоциональный пример.

Восприятие, сопереживание и сопоставление художественных образов и выразительных средств этих видов искусства облегчает ребёнку...

Роль музыки в психическом развитии дошкольника

Задача эта связана с проблемой развития музыкального восприятия детей. Восприятие музыки — один из видов музыкальной деятельности, определяющий ведущий вид на

Роль музыки в становлении личности подростка. Роль музыкально-дидактических игр в жизни дошкольника.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

...личности, не только научные деятели, но и выдающиеся полководцы и правители государств обучались музыке и другим видам искусств, и не только

Оно играет важную роль в развитии личности ребенка. Кроме того, занятия музыкой вырабатывает у ребенка трудолюбие...

О роли музыки в жизни человека | Статья в журнале...

О роли музыки в жизни человека. Авторы: Рахимов Батыр Матякубович, Худайберганова Малика Айбековна.

Человек живет, а время идет. Они похожи тем, что не могут остановиться, как ребенок, только

Кротенко А. С. Импрессионизм в искусстве и его особенности в музыке.

Взаимодействие музыки и цвета в музыкальной деятельности...

Так происходит развитие эмоционально — ценностного отношения ребёнка к произведениям музыкального и изобразительного искусства. Во время проведения проекта учащиеся знакомятся с различными видами искусства: музыка...

Художественное слово как средство восприятия музыкального...

Музыка — уникальный вид искусства, воздействующий на всестороннее развитие личности ребенка, способствующий его

Стихи привлекают ребёнка ритмом, мелодикой, миром звуков. Поэзия играет огромную роль в восприятии музыкального произведения у дошкольников.

Функции музыкального искусства и их реализация...

Первый этап (адаптационный) — адаптация ребенка к урокам музыки, к их атмосфере, к

3 Каган, М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе

4. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен / В.Н.Холопова.

Задать вопрос