Библиографическое описание:

Манжула О. Н. Становление фортепианного творчества в Казахстане // Молодой ученый. — 2015. — №22.3. — С. 12-13.



 

«Я знаю, что пианисты влюблены в свой инструмент.

Они считают его уникальным божественным творением и 

готовы проводить с ним в диалоге все свое время.

Рояль — это близкий друг, способный создать пространство,

в котором укрываешься от земной боли и грусти,

в котором испытываешь эмоции и чувства, возможно,

и не встречающиеся в жизни.

Он способен отражать свет человеческой любви,

пульс живого сердца, ожидание недостижимого счастья...

Музыка дарована нам во спасение!».

Аубакирова Ж. Я.

Ранний этап развития фортепианной музыки для детей Казахстана — период обработок — характеризовался накоплением музыкального материала, его осмыслением. Его зарождение в Казахстане неразрывно связано с именем А. Затаевича. Собранные и записанные им народные мелодии положили начало созданию огромного количества транскрипций, обработок для фортепиано, немало пьес, предназначенных для детей. Жанр фортепианной миниатюры занимает важное место в творчестве композиторов республики. Первые фортепианные произведения в Казахстане написаны в 20–30-е годы ХХ столетия именно в виде миниатюр. Это фортепианные обработки казахских народных мелодий, созданные А. В. Затаевичем. В 1925–1930 гг. были изданы пять сборников «Казахские песни в форме миниатюр на народные темы», в которые вошло 75 пьес. Для своих обработок А. В. Затаевич выбирает наиболее яркие в лирическом отношении казахские песни. Среди них: «Қараторғай», «Екі жирен», «Қызыл бидай», «Жайдарман», «Айнамкөз» и многие другие. Обработкам А. Затаевича присуща программность: они отражают содержание, образность казахских песен. Фортепианные переложения А. Затаевича относятся к раннему этапу развития казахской фортепианной музыки. Форма пьес основана на двухкратном повторении куплета песни, при этом мелодия не изменяется, но обновляются фактурные и гармонические приемы. В некоторых обработках А. Затаевич выходит за рамки прямого цитирования мелодии, творчески переосмысливает национальные традиции.

Вслед за А. Затаевичем к жанру детской фортепианной музыки обращались практически все композиторы Казахстана. Первоначально это была плеяда русских советских авторов, среди которых Е. Брусиловсккй, Д. Мацуцин, В. Великанов, Е. Зингер, Б. Ерзакович, А. Гуревич, а в 40-е и 50-е годы отдельные фортепианный произведения для детей создают и национальные композиторы — А. Жубанов, Б. Байкадамов, С. Мухамедьяров, К. Куатбаев, Б. Джуманиязов и другие [2, 42]. Вышеназванных композиторов, при всем различии авторского почерка, объединяет одно — стремление сохранить древний напев. Специфика национального материала подсказывала отношение к отбору средств фортепианного изложения. Выявляются и два типа обработок, обозначенные еще А. Затаевичем в его «Детском альбоме».

Характерным для последующего периода развития фортепианной музыки для детей стало усиление внимания композиторов Казахстана к европейским формам творчества. Мы почти не обнаруживаем в сочинениях цитат в качестве «элемента авторской речи». Композиторы нередко сочиняют мелодии в народном духе, используя фольклорную модель. В качестве примера можно назвать инвенции Е. Брусиловского, И. Дубовского, фугу Б. Ерзаковича. Композиторы пробуют свои силы в жанре сонатины — Б. Ерзокович, Н. Иендыгалиев, Л. Хамиди. Создаются инструктивные этюды Е. Ерусиловского, К. Куатбаева. Используются такие танцевальные европейские жанры — полька, мазурка, вальс, марш — Д. Мацуцян, И. Аубакиров, Н. Мендыгалиев, Е. Ерусиловский, Б. Джуманиязов.

Значительно возрос композиторский профессионализм, определились направления творческого поиска. В основном завершился и процесс становления казахской национальной композиторской школы. Процесс этот в республике включает и творчество композиторов Казахстана, так называемой европейской ориентации, представленной главным образом русскими авторами. Наиболее ярко выражена эта тенденция в сочинениях А. Исаковой, В. Новикова, Ж. Дастенова [4,23]. При рассмотрении творчества этих композиторов неизбежно встает проблема влияний, приверженности тому или иному стилистическому направлению русской и европейской фортепианной музыки для детей. Первостепенный интерес представляют произведения фольклорного стиля. Отнесем к ним сочинения Н. Мендыгалиева, К. Дуйсеекеева, Б. Кыдырбековой, Б. Баяхунова, Б. Аманжолова. В их творчестве происходит трансформация жанров европейской традиции [3,19]. Суть в том, что последние обретают новый звуковой облик, поскольку сочинения названных авторов основаны на музыкальном словаре родного народа. Характерным для этого направления в рассматриваемый период фортепианной музыки является углубленное проникновение и национальные традиции.

В начале XIX века в казахскую степь фортепиано как инструмент, прошедший все стадии своего развития и усовершенствования в Европе, пришел практически в нынешнем состоянии. Если в европейских условиях введение фортепиано в обиход проделало достаточно длительный эволюционный путь, то в реалиях казахской культурной среды данный процесс носил скачкообразный характер. Аристократические круги Казахского ханства, бывшего в ту пору колонией царской России, перенимали ценности своего «соседа». Известны факты, что в наиболее состоятельных семьях имелись европейские музыкальные инструменты [2, с.26]. Так, в семье знаменитого кюйши Даулеткерея было фортепиано: «В ханском дворце Даулеткерея могли поразить и роскошь обстановки, и незнакомый ему быт. Здесь вместо народных инструментов звучал рояль, на котором в присутствии знатных гостей играла ханша Фатима» [1, с.47]. Таким образом, фортепиано как информационный носитель новой системы музыкального мышления представил ранее не знакомое для казахского слушателя музыкальное восприятие. В данном случае этот инструмент стал своеобразным «двигателем» музыкального европейского образования, и в этом проявилась его ключевая роль в дальнейшем формировании музыкальной культуры страны.

Благодаря достигнутому на сегодняшний день фортепианная музыка звучит повсеместно: со сцен концертных залов нашей страны, на уроках специального фортепиано, на занятиях фортепиано среди учащихся различных специальностей в учебных заведениях искусства всех уровней.

 

Литература:

  1. Аравин П. Даулеткерей и казахская домбровая музыка XIX века. — Алматы: Өнер, 2008. — 240 с.
  2. Дюсенбаева А. Ж. Предпосылки и зарождение фортепианной музыки в Казахстане / А. Ж. Дюсенбаева // Культурология и искусствоведение: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 56–64.
  3. ЕрзаковичБ., «ИзвестияАНКазахскойССР. Серияфилологиии искусств», 1954, вып. 1–2.
  4. Сборник «Фортепианные пьесы композиторов Средней Азии и Казахстана». Вып. I. Алма-Ата: Онер, 1982. /Составление и редакция — 10,42 п.л.
  5. Сборник «Пьесы композиторов Казахстана». Для фортепиано Советский композитор, 1989.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle