Культура педагогического общения - как условие благоприятного психологического климата в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 18.11.2015

Статья просмотрена: 7683 раза

Библиографическое описание:

Голубцова, М. В. Культура педагогического общения - как условие благоприятного психологического климата в школе / М. В. Голубцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.3 (102.3). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23523/ (дата обращения: 24.04.2024).



 

Без общительности, коммуникабельности невозможно такое

основополагающее качество, как умение строить отношения с людьми

Н. Н. Вересов

Учитель является центральной фигурой, организатором учебного процесса. Подлинное мастерство возможно при наличии высокого уровня знаний и умений во всех областях педагогической деятельности. Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа современного педагога как профессионала.

Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция руководства и коллег — от этого зависит успешность жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям.

Культура педагогического общения включает не только знание и проявление в деятельности и поведении норм общественной морали. Она включает в себя и манеру общения, выразительность эмоциональных состояний, культуру речи учителя, а главное — комплекс нравственно-психологических свойств, таких как: взаимопонимание, умение чувствовать состояние других участников общения, правильно понимать полученную информацию, соблюдение конфиденциальности.

Педагогическое общение — это система органичного социально-психологического взаимодействия педагога со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений. Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения, являются: уважение достоинства каждого из окружающих людей, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость, доброжелательность.

Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активно деятельности участников педагогического процесса.

Общение в педагогическом коллективе должно складываться исходя из особенностей нашей профессиональной деятельности. Каждый педагог — это сложившаяся самодостаточная личность и если каждый оценивает себя именно с этой позиции, тогда странным было бы не воспринимать своих коллег с этой же позиции.

Культура общения между педагогами особенно важна, так как она служит образцом социального поведения для учащихся. А значит, моделирование и контролирование своего поведения и культуры общения с коллегами является важным звеном в реализации воспитательных задач современной школы.

Уважение к коллегам, умение слушать, понять точку зрения собеседника, убедительно возразить или достойно согласиться, отстаивать свою позицию, но не во имя собственного престижа или победы над кем-то, а щадя самолюбие других — вот, пожалуй, составляющие культуры педагогического общения. Часто мы бываем не согласны с услышанным мнением или замечанием, однако не стоит доводить это до состояния конфликтности, т. к. в конечном итоге это отражается на нашем внутреннем состоянии и не позволяет адекватно воспринимать ситуацию и переносится на учеников. Неуважительное отношение к коллеге, неуместные замечания, резкое реагирование на его слова при учениках не делает вам чести, как педагогу. Вы тем самым ставите под сомнение авторитет вашего коллеги перед учениками. Общение в коллективе, наверное, надо строить опираясь на то, что все мы делаем одно общее дело, а значит должны помогать друг другу. Понимать друг друга и по возможности избегать конфликтности. Здесь применим девиз «учитесь властвовать собой».

Педагог постоянно сталкивается с самыми разными проблемами межличностного общения. Отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень нередко приводят к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником, между коллегами.

В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда школы. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».

Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика, как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые вовлекаются и другие участники — ученики, педагоги, администрация, родители.

Социально-психологический климат обычно определяется как психологический настрой в коллективе. В нем соединяются настроения членов коллектива, их переживания, волнения, отношения друг к другу и окружающим событиям.

Если вспомнить о том, что понятие «климат» (греческое «наклон») позаимствовано из географии и метеорологии и означает «наклон земной поверхности к солнечным лучам», то можно привести следующую аналогию: как климат влияет на том или ином участке земли- определяется углом наклона земной поверхности к солнечным лучам, так и психологический климат в коллективе зависит от сложившейся в нем системы отношений.

Климат называют благополучным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищен, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену коллектива, за ним признается право принятия значимых для коллектива решений.

Каждый член коллектива с благоприятным климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. А. С. Макаренко писал: «Коллектив учителей и коллектив учеников – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический». Коллектив называют «самым могущественным оружием, известным человеку». В деятельности учителя общение в системе отношений «учитель- ученик», «учитель — учитель», «учитель — коллектив класса» и т. д. устанавливаются духовно — практические связи между участниками педагогического общения, которые характеризуют контакт, взаимодействие и взаимовлияние общающихся друг на друга.

Эмоциональный контакт между участниками педагогического общения имеет широкий диапазон проявлений нравственных чувств и состояний, включающий сопереживание, сочувствие, сострадание. участие, согласие, доверие, взаимное расположение, доброжелательность, отзывчивость. Умение проявлять в общении этот спектр нравственных чувств характеризует уровень развитости духовно- нравственной культуры учителя.

Успешность профессиональной деятельности учителя в значительной степени определяется его умением управлять ученическим общением, заранее моделировать, предвидеть результаты. Умение вовремя разрядить обстановку, сгладить конфликт, способность к взаимопониманию и взаимоуважению, позволяющая выслушивать и понять собеседника — все это помогает учителю объективно оценивать поступки, интересы мотивы, складывающиеся межличностные отношения в ученическом коллективе. Значительное место в формировании культуры общения учителя занимают нравственные чувства, так как от их глубины и тонкости зависит и здоровый моральный климат, и благоприятная психологическая обстановка в коллективе.

Успех любого общения строится на психологических подходах и знании основ психологии общения. Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует знание и выполнение «заповедей общения» (А. Б. Добрович):

— отношения с людьми — главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоотношениями с о кружащими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии.

— учитесь видеть в каждом человеке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым.

— прейдя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своим представлением о нем.

— учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей, анализируйте, как вы вели себя во время общения, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.

— чаще улыбайтесь другим людям. Улыбка располагает к себе окружающих, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает стремление общаться с вами.

— развивайте свой внутренний мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно, когда все это сопрягается с чуткостью способностью понимать окружающих.

Опыт передовых учительских коллективов показывает, что культура педагогического общения способствует успешности учебно-воспитательного процесса и созданию психологически комфортной обстановки совместной деятельности в педагогическом процессе. Педагог, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми.

Высшим уровнем культуры педагогического общения является выработанная, сформированная воспитанием и образованием готовность строить свое поведение и профессиональную деятельность в соответствии с системой общественно принятых норм, профессионального долга и ответственности за результаты своего труда.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, коллектив, педагог, умение, член коллектива, внутренний мир, земная поверхность, коммуникативная толерантность, педагогический процесс, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

Толерантность как фактор профессионального «нестарения»...

Изучение психологического климата показало, что педагогические коллективы в целом сплочены и активны, способны

Коммуникативная толерантность преподавателей находится на среднем уровне, что говорит о проявлении ситуативной терпимости.

Культура взаимоотношений в педагогическом коллективе...

Педагогический коллектив — объединение педагогов образовательной организации, взаимодействующих на основе

Отличительной особенностью педагогического коллектива является специфика профессиональной деятельности — обучение и воспитание детей.

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Исходя из сущности и специфики педагогической деятельности, развитие коммуникативной компетентности будущих педагогов можно рассматривать как один из способов развития и самореализации участников образовательного процесса...

Коммуникативные способности в профессиональной...

педагогический коллектив, руководитель, управленческая деятельность, образовательное учреждение, обратная связь, управленческая коммуникация, способность, Общение, умение, управление.

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

– творческая индивидуальность педагога; – особенности ученического коллектива. Для продуктивной деятельности учитель должен помнить, что общение пронизывает весь педагогический процесс, каждый его компонент...

Формирование комфортных взаимоотношений в классе как основа...

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017).

Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом.

Школьный коллектив — это взаимная чуткость друг к другу, душевная способность познавать...

Коммуникативная толерантность как элемент...

Таким образом, коммуникативная толерантность—важнейшее свойство личности, необходимое для оптимизации процессов общения и

2. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность. / Отв.ред. А. А. Козлов — М.: КНОРУС, 2005. — 368 с.

Коммуникативная деятельность педагога в условиях...

Коммуникативная деятельность педагога в условиях трансформации педагогического образования.

Ключевые слова: коммуникативная деятельность, профессиональная компетентность педагога, коммуникативная компетентность.

К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом...

Ключевые слова: общение, коммуникация, педагогическая коммуникация, учебная коммуникация, субъект-субъектные

В педагогической науке обстоятельно исследован и продолжает исследоваться процесс обучения как коммуникативная деятельность.

Похожие статьи

Толерантность как фактор профессионального «нестарения»...

Изучение психологического климата показало, что педагогические коллективы в целом сплочены и активны, способны

Коммуникативная толерантность преподавателей находится на среднем уровне, что говорит о проявлении ситуативной терпимости.

Культура взаимоотношений в педагогическом коллективе...

Педагогический коллектив — объединение педагогов образовательной организации, взаимодействующих на основе

Отличительной особенностью педагогического коллектива является специфика профессиональной деятельности — обучение и воспитание детей.

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

Исходя из сущности и специфики педагогической деятельности, развитие коммуникативной компетентности будущих педагогов можно рассматривать как один из способов развития и самореализации участников образовательного процесса...

Коммуникативные способности в профессиональной...

педагогический коллектив, руководитель, управленческая деятельность, образовательное учреждение, обратная связь, управленческая коммуникация, способность, Общение, умение, управление.

Влияние стиля педагогического общения учителя на...

– творческая индивидуальность педагога; – особенности ученического коллектива. Для продуктивной деятельности учитель должен помнить, что общение пронизывает весь педагогический процесс, каждый его компонент...

Формирование комфортных взаимоотношений в классе как основа...

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017).

Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом.

Школьный коллектив — это взаимная чуткость друг к другу, душевная способность познавать...

Коммуникативная толерантность как элемент...

Таким образом, коммуникативная толерантность—важнейшее свойство личности, необходимое для оптимизации процессов общения и

2. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность. / Отв.ред. А. А. Козлов — М.: КНОРУС, 2005. — 368 с.

Коммуникативная деятельность педагога в условиях...

Коммуникативная деятельность педагога в условиях трансформации педагогического образования.

Ключевые слова: коммуникативная деятельность, профессиональная компетентность педагога, коммуникативная компетентность.

К вопросу об учебной коммуникации в педагогическом...

Ключевые слова: общение, коммуникация, педагогическая коммуникация, учебная коммуникация, субъект-субъектные

В педагогической науке обстоятельно исследован и продолжает исследоваться процесс обучения как коммуникативная деятельность.

Задать вопрос