Библиографическое описание:

Филиппов В. В., Кадиров Н. Т. Обзор системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Европейского союза // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 91-94.



 

В статье представлен обзор системы обращения с твёрдыми бытовыми отходами на территории Европейского союза. Выделены основные аспекты и особенности системы. Описаны особенности функционирования систем переработки отходов Австрии, Германии, Швейцарии.

Ключевые слова: система обращение с отходами, ТБО, ЕС, переработка, ресайклинг, вторичное использование.

 

Стратегия Европейского союза по управлению отходами нацелена на реализацию программы устойчивого развития Европы. Концепция, включенная в стратегию, предусматривает ряд правил и принципов управления отходами, а также определяет порядок обращения с ними. В директиве Европейского союза «2008/98/EC» «OnwasteandrepealingcertainDirectives» содержится закрепленная иерархия обращения с отходами, которая выглядят следующим образом [10]:

–                   предотвращение образования отходов;

–                   повторное использование;

–                   переработка и вторичное использование;

–                   использование в качестве энергетических ресурсов;

–                   размещение на полигонах.

Верхний уровень иерархии занимает предотвращение образования отходов. На предприятиях различного уровня, к примеру, этот подход нашел отражение в концепции бережливого производства, в принципе «Cradle to Cradle» при дизайне упаковки [1]. Повторное использование подразумевает возвращение в уже произведенных вещей в полезный оборот. Классический пример — повторное использование стеклянной тары. На третьем уровне иерархии расположилась переработка и вторичное использование. Для жителей Европейского союза переработка стала основой системы управления отходами. Ввиду высокой степени негативного воздействия на экологическую систему наименее предпочтительные способами утилизации являются использование отходов как источника энергии, как правило сжигания, и размещение их на полигонах.

Как видно из описания, приоритет у переработки выше, чем у размещения отходов на полигонах или использования их в качестве топлива. Страны ЕС при организации национальных систем управления отходами обязаны проектировать их, исходя из закрепленной иерархии. Так, центральное место в европейских системах управления отходами отведено переработке и вторичному использованию. Ориентированные на переработку системы, помимо улучшения экологической ситуации, позволяют использовать отходы в качестве сырья при производстве товаров.

Эффективность переработки напрямую связана с качеством поступающих отходов. Для его повышения поступающие отходы необходимо отсортировать — разделить общий поток на составляющие (фракции). В странах ЕС функция первичной сортировки перекладывается на отходообразователей, и уже позже на перерабатывающих заводах осуществляется окончательная сепарация [13]. Такой подход позволяет достичь высокого уровня вовлечения отходов во вторичное использование благодаря повышению чистоты и однородности поступающих фракций. Те же отходы, что не подлежат переработке, как правило, отправляются на полигон для депонирования или сжигаются на мусоросжигательных заводах. Ниже представлен опыт некоторых стран в организации систем управления отходами.

Одни из самых эффективных систем обращения с отходами в ЕС функционируют в таких странах, как Австрия, Германия и Швейцарии. Достигнутый этими странами уровень переработки твердых бытовых отходов представлен в таблице 1 [9].

Таблица 1

Уровень переработки ТБО по странам [9]

Страна

Процент переработкиотходов

Австрия

63 %

Германия

62 %

Швейцария

51 %

 

Как видно из таблицы, Австрия является лидером в переработке, перерабатывая 63 % производимых отходов. Согласно австрийской конституции ответственность за ТБО распределена между федеральным правительством и местными властями. Сортировка и переработка закреплены на законодательном уровне и является обязательными для каждого региона страны. Домохозяйства и организации ежегодно генерируют около 4 млн. тонн отходов. Почти 1,5 млн. тонн составляют отходы производства и крупногабаритный мусор. Оставшееся твердые бытовые отходы собираются раздельно и перерабатываются [3].

За почти десятилетний период активного продвижения селективного сбора и переработки Австрия смогла увеличить количество перерабатываемых отходов до 55–63 %. Около 22–30 % от этого числа составляют на переработку таких материалов, как стекло, метал, пластик, картон и бумагу. На органические отходы приходится от 33 % до 39 %. Отходы неподлежащие переработке, а также «хвосты», непереработанные остатки, сжигаются на мусоросжигательных заводах (МСЗ). За 2009 год на австрийских МСЗ было уничтожено около 555 тонн отходов [2].

В среднесрочной перспективе Австрийское правительство взяло курс не только на увеличение количества перерабатываемых отходов, но и на сокращение количества производимых. Для этого в 2010 году на государственном уровне была принята программа, подготовленная Министерством природных ресурсов, по сокращению количества производимых отходов. Данная программа касается следующих субъектов [3]:

       строительные компании;

       промышленность и домохозяйства;

       предприятия общественного питания;

       предприятия, связанные с повторным использованием, различных продуктов.

Мероприятия в рамках программы главным образом направлены на продвижение селективного сбора и его поддержку, расширение инфраструктуры и ликвидацию законодательных барьеров.

Австрийская система управления отходами имеет общие корни с немецкой в силу географической и культурной близости двух стран.

В Германии к необходимости внедрения селективного сбора и переработки пришли в 80-х годах прошлого века. Тогда на территории ФРГ был организован промышленный селективный сбор ТБО [5].

По данным статистической службы Европейского союза на территории Германии ежегодно образуется около 47,7 млн. тонн ТБО. Ответственность за управление отходами разделена между Правительством, субъектами федерации и местными властями. Федеральное министерство окружающей среды, охраны природы, строительства и безопасности ядерных реакторов Германии определяет основные направления развития в области управления отходами, устанавливает цели и целевые показатели, участвует в разработке законов и предоставляет требования к функционированию системы управления отходами. Каждый субъект федерации принимает собственные законодательные акты в дополнение к федеральным законам. Например, акты о региональных особенностях управления отходами и правилах их утилизации. Т. е. не существует единого планирования системы управления отходами, каждый субъект устанавливает собственные планы, применимые к конкретной области [5, 2].

За отходы, генерируемые домохозяйствами, отвечают местные власти или администрация района. В область их ответственности входит сбор и транспортировка отходов, продвижение идей рационального обращения с отходами, обслуживания элементов системы управления отходами.

В 1991 года в Германии был принят закон, согласно которому компании-производители несут ответственность за утилизации своего продукта, когда он становится мусором. Применим закон был к упаковочным материалам, отходам электроники, автомобилям, батарейкам и отработанному маслу.

С момента внедрения системы селективного сбора мусор в Германии начали делить на 2 вида. К первому относят мусор, который можно легко идентифицировать по виду и отсортировать, а ко второму материалы, состоящие из множества компонентов. После сепарации отходы продаются компаниям, которые их перерабатывают.

Уровень переработки отходов в Германии в 2010 году достиг показателя в 62 %, на полигоны практически ничего не отправлялось, процент захоронения отходов на полигонах близок к 0 % [5]. Также немалый интерес представляет опыт южного соседа Германии — Швейцарии.

Сортировка мусора в Швейцарии закреплена на законодательном уровне, невыполнение требований закона наказывается крупным штрафом. Каждый житель страны обязан разделять производимый мусор на фракции и обеспечивать его транспортировку в пункты приема ТБО [7].

Система управления отходами основана на следующих принципах:

       управление отходами руководствуется целями законов о защите человека и окружающей среды;

       системы удаления отходами должны быть экологически чистыми;

       уничтожение отходов должно происходить непосредственно на территории страны;

       государственные органы играют вспомогательную роль в управлении отходами;

       каждая система утилизации отходов разделять мусор на перерабатываемый и тот, что подлежит захоронению на полигонах.

Согласно принятым законам ТБО подлежат сортировке и переработке при условии, если:

       существует экологическая выгода по сравнению с размещением отходов на полигонах и использованием первичных природных ресурсов;

       сортировка и переработка выгодна экономически.

Отходы неподлежащие переработке направляются на мусоросжигательные заводы. Энергию, полученную при сжигании, используют для выработки электричества и отопления домов.

Содержание системы управления отходами обходится в 2,67 млрд. швейцарских франков, что составляет 0,5 % от ВВП страны. Частично компенсировать затраты позволяет система обязательных платежей — сбора на утилизацию, который переносится на стоимость потребительских товаров. Сбор является обязательным для изделий, упакованных в стеклянные бутылки, и для элементов питания, например, батареек [6].

В таблице 2 представлены затраты на содержание системы управления отходами в Швейцарии [6].

Таблица 2

Затраты на систему управления отходами в Швейцарии [6]

Статья затрат

Стоимость на душу населения в швейцарских франках в день

Стоимость утилизации ТБО

0,40

Стоимость утилизации отходов с использованием селективного сбора

0,30

 

Швейцарский опыт управления отходами доказывает, что затраты на содержание системы, основанной на переработке и селективном сборе, могут быть меньше, чем при использовании традиционной модели «закапывания отходов на полигонах».

Как видно, подходы и методы стран к управлению отходами схожи, отличия же особенностями конкретного государства и их правового устройства. В целом же системF управления отходами на территории Европейского союза нацеленF на реализацию политики устойчивого развития и сохранение окружающий среды. Порядок обращения с отходами закреплен в законодательных актах и представляет собой четкую иерархию методов утилизации. Базовым методов при построении систем управления отходами является переработка. На принципе переработки и вторичного использования построено большинство моделей управления отходами стран ЕС. Полигоны для захоронения используются только в случаях, если отходы не подлежат переработке и не могут быть полезно использованы. Такой подход позволяет сократить потребление природных ресурсов и увеличить эффективность систем обращения с отходами в целом.

 

Литература:

 

  1.                «Cradle to Cradle (С2С)» [Электронный ресурс]. — Элетрон. дан. Режим доступа: http://greenevolution.ru/enc/wiki/cradle-to-cradle-s2s/
  2.                Environment in the EU [Электронный ресурс]. — Элетрон. дан. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/2995521/6757479/8–26032015-AP-EN.pdf/a2982b86–9d56–401c-8443-ec5b08e543cc
  3.                Fisher С. Municipal waste management in Austria: Copenhagen. European Environment Agency, 2013. — 18 p.
  4.                Fisher С. Municipal waste management in Germany: Copenhagen. European Environment Agency, 2013. — 18 p.
  5.                Hoornweq D. What a waste A global review of solid waste Management: New York. World Bank, 2012. — 98 p.
  6.                SwissWasteManagementToday [Электронный ресурс]. — Элетрон. дан. — Режим доступа: http://www.s-ge.com/en/filefield-private/files/45519/field_blog_public_files/12820
  7.                WastemanagementinSwitzerland [Электронный ресурс]. — Элетрон. дан. — Режим доступа: http://www.un.org/esa/dsd/dsd_aofw_ni/ni_pdfs/ NationalReports/switzerland/waste.pdf
  8.                Wasteproductionmustpeakthiscentury [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.iswa.org/fileadmin/galleries/News/NATURE_Comment_waste.pdf
  9.                Which Countries Are Best at Recycling? [Электронный ресурс]. — Элетрон. дан. — Режим доступа: http://www.energydigital.com/greentech/1751/Which-Countries-Are-Best-at-Recycling
  10.            Анализ доклада «Обоснование выбора оптимального способа обезвреживания твердых бытовых отходов жилого фонда в городах России» [Электронный ресурс]. — Элетрон. дан. Режим доступа: http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/report/toxics/Comments_Prirodnadzor.pdf
  11.            Огородникова, С. Ю. Отходы производства и потребления / С. Ю. Огородникова — Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2012. — 94 с
  12.            Система управления отходами [Электронный ресурс]. — Элетрон. дан. — Режим доступа: http://qps.ru/6YpWI
  13.            Система управления отходами в странах ЕС [Электронный ресурс]. — Элетрон. дан. Режим доступа: http://waste-nn.ru/sistema-upravleniya-othodami-v-stranah-es/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle