Библиографическое описание:

Самохина В. М., Похорукова М. Ю. Профориентационные методики в процессе выбора профессии // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 863-865.

 

Статья посвящена описанию процесса успешного профессионального самоопределения, которое предполагает согласование личностных интересов и умений с потребностями общества в кадрах. Представлены различные варианты согласования системы факторов выбора профессии в зависимости от этапа профессионального становления личности. Дается краткое описание существующих профориентационных методик, которые подходят для установления соответствий между индивидуальными профессиональными качествами и профессиями рынка труда. Сделан вывод о недостаточной информативности каждого из тестов в отдельности и дана рекомендация к объединению и логическому увязыванию нескольких профориентационных методик для повышения эффективности профессионального самоопределения в информационной системе.

Ключевые слова: процесс выбора профессии, профориентационные методики, профессиональное самоопределение.

 

Выбор профессии или профессиональное самоопределение выступает в качестве важнейшего этапа самореализации и первичной социализации человека, предопределяющего направленность его жизненного пути и самостоятельный поиск значимых смыслов профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение личности предполагает наличие у него профессиональных и социально-значимых качеств, в значительной степени гарантирующих процесс продуктивной самореализации в профессии [8].

Е. А. Климов предлагает «восьмиугольник основных факторов выбора профессии» [2, с. 121–128]: индивидуальные склонности и интересы, собственные способности и возможности, престижность выбираемой профессии, информативность описания сущности профессий, мнение родителей, позиция друзей, одноклассников и сверстников, востребованность профессии, наличие плана действий по выбору и достижению целей.

В соответствии с этим, можно выделить следующую систему факторов успешного выбора профессии:

  1. «Хочу» — интересы, предпочтения, пожелания и склонности человека в профессиональной сфере;
  2. «Могу» — собственные профессиональные возможности, способности, знания, умения и навыки;
  3. «Надо» — востребованные на рынке труда профессии, то есть вакансии работодателей.

Только комплексное согласование трех этих факторов позволит создать максимально комфортные условия на этапе освоения профессии, то есть в процессе получения профессионального образования, предотвратит возможные проблемы при поиске места работы, позволит получать удовлетворение от занимаемой должности и достойную заработную плату.

В зависимости от этапа профессионального становления личности наблюдаются различные варианты согласования факторов системы «хочу-могу-надо» (рис. 1):

Рис. 1. Схема согласования системы факторов выбора профессии

 

Согласно представленному рисунку на каждом последующем этапе профессионального становления личности, в условиях самореализации и саморазвития, происходит накопление индивидуальных профессиональных качеств, соответственно увеличиваются объекты «хочу» и «могу», что способствует увеличению площади пересечения рассмотренных факторов, то есть возрастает список профессий, которые удовлетворяют интересам соискателя и требованиям работодателей. В случае отсутствия пересечений между факторами системы «хочу-могу-надо», необходимо корректировать, в разумных пределах, личностные профессиональные устремления для удовлетворения требований рынка труда.

Профориентация направлена на реализацию свободного выбора профессий в условиях рыночных отношений с учетом соблюдения баланса интересов человека и рынка труда, способствуя росту профессионализма, развитию индивидуального потенциала и удовлетворенности от выбранной профессии [4, c. 209]. Однако, большое разнообразие профессий, существующее в данный момент на рынке труда, может только запутать соискателя, поэтому более удобным вариантом является использование подхода, заключающегося в ориентации личностных профессиональных качеств на одну из сфер (областей) профессиональной деятельности. Для этого широко используются профориентационные методики, рассмотрим наиболее известные из них.

Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климова [3] представляет собой опросник из 20 альтернативных суждений, в котором необходимо указать один из двух предложенных видов занятий, и предназначен для выявления склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий: «человек-знаковая система», «человек-природа», «человек-человек», «человек-художественный образ», «человек-техника». Эта методика является самой популярной в профориентационной работе и позволяет получить достаточно точный результат в процессе профессионального самоопределения. Однако данный подход не учитывает профессии, стоящие на стыке двух областей деятельности, например, информатик-аналитик, биоинженер и др.

Другой также весьма известной методикой является опросник профессиональной готовности (ОПГ) [6], позволяющий проанализировать одновременно индивидуальные возможности в реализации определенных умений, эмоциональное отношение, возникающее при выполнении соответствующей работы, предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей профессии. Опросник состоит из 50 вопросов и позволяет определить наиболее подходящий тип профессии в соответствии с классификацией Е. А. Климова. Методика является более продолжительной по времени в сравнении с ДДО, но позволяет более достоверно определить подходящую профессию.

Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда представляет собой простой способ изучения профессиональных склонностей [7] и позволяет соотнести склонности, способности и интересы личности с различными конкретными профессиями для более точного определения круга запросов в профессиональной сфере. В тесте содержатся 42 пары профессий, из которых необходимо выбрать наиболее подходящую, исходя из личностных способностей и возможностей. Методика позволяет определить принадлежность к одному из 6 типов: реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный. Каждый тип личности является идеализацией, гипотетической конструкцией для описания определённой группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками.

Методика Йовайши предназначена для изучения профессиональной направленности по четырем компонентам, определяющим выбор профессии: активность-направленность и стиль-возможность [1]. Л. А. Йовайша характеризует личность следующими типами ценностей: практико-технический тип, художественная активность, общение, интеллектуальная активность, соматический тип и материально-экономический тип. Поскольку в качестве результатов теста соискателю предлагается информация о полученном типе личности, соотнести полученные данные с профессиями рынка труда довольно сложно самостоятельно.

Методика «Карта интересов» [9, с. 48] позволяет выявлять профессиональные интересы пользователей, которые формируются на основе познавательных интересов. Выявляется предрасположенность к какому-либо из следующих видов деятельности: математике, химии, биологии и сельскому хозяйству, геологии и географии, технике, электрорадиотехнике, филологии и журналистики, юриспруденции, истории и археологии, педагогике, медицине, труду в сфере обслуживания, военному делу и спорту, вокальному и театральному, декоративному и прикладному искусствам. Данная методика более всего подходит для школьников, поскольку напрямую указывает связь с изучаемым предметом.

Методика «Анкета интересов» [5, с. 298] представляет собой 78 утверждений о различных видах занятий, на которые предлагается ответить одним из следующих утверждений: очень нравится; нравится, но не очень; затрудняюсь ответить; не нравится; совсем не нравится. По результатам диагностики определяются области деятельности (биология, физика и математика, химия, медицина, техника и строительство, экономика, филология, военные дело и спорт, история и юриспруденция, журналистика, педагогика, сфера обслуживания, искусство), к которым у пользователя проявляется интерес в той или иной степени. Данная методика также ориентирована, в первую очередь, на школьников, и не рассматривает профессии, находящиеся на стыке наук.

Рассмотренные методики были разработаны уже достаточно давно, поэтому предлагаемые в них профессии сейчас несколько устарели или совсем исчезли с рынка труда, а новые актуальные виды деятельности, не учтены. Кроме того, результаты профориентационной диагностики с использованием специализированных методик лишь приблизительно указывают рекомендуемую сферу профессиональной деятельности.

В связи с этим лучше всего использовать несколько профориентационных методик в процессе профессионального самоопределения, однако зачастую такой подход вызывает сложности в интерпретации и объединении полученных ответов на вопросы. Поэтому профориентационное консультирование, как правило, осуществляют профконсультанты, которые на основе результатов диагностики и индивидуальной беседы с соискателем могут сформировать соответствующие рекомендации по выбору профессии. Следует также отметить, что профориентационные методики позволяют определить профессиональные качества пользователей и подобрать рекомендуемые для освоения профессии, однако не учитывают ни потребности общества в кадрах, ни требования работодателей к квалификации соискателей.

Автоматизация и логическое увязывание описанных профориентационных методик, разработка на их основе информационной системы профессионального самоопределения позволит предоставить доступную, качественную и комплексную поддержку лицам, принимающим решения по выбору профессии за счет информирования пользователей о современном мире профессий, диагностики индивидуальных предпочтений и способностей, формирования рекомендаций по выбору профессии.

 

Литература:

 

  1.                Йовайша, Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст]/Л. А. Йовайша. — М.: Педагогика, 1983. — 129 с.
  2.                Климов, Е. А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 350 с.
  3.                Климов, Е. А. Как выбирать профессию. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  4.                Носкова, О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 с.
  5.                Овсянникова, С. К. Организация профориентационной работы в школе: Методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. –362 с.
  6.                Опросник профессиональной готовности [Электронный ресурс] // azps.ru А. Я. Психология. URL: http://azps.ru/tests/tests2_opg.html (дата обращения: 16.12.2014).
  7.                Опросник профессиональных предпочтений [Электронный ресурс] // azps.ru А. Я. Психология. URL:http://azps.ru/tests/2/pfint.html (дата обращения: 16.12.2014).
  8.                Профессиональное самоопределение и самореализация педагога профессиональной школы: монография / А. В. Батаршев, И. С. Макарьев. — СПб.: ФГНУ ИПООВ РАО, 2012. — 192 с.: ил. ISBN 978–5-902064–64–0.
  9.                Резапкина, Г. В. Отбор в профильные классы. — М.: Генезис, 2006. — 124 с. — (Серия «Психолог в школе»).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle