Библиографическое описание:

Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Интернет-торговля как один из видов электронной коммерции // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 329-332.

 

В современном Мире интернет является обыденной вещью. Вряд ли можно найти человека ни разу не слышавшего это слово. Но, для его продвинутых пользователей, он уже не просто средство для поиска информации, для них интернет — это средство заработка. Недаром в последнее время растет актуальность электронной коммерции. Одним из главных её видов является интернет торговля, которая представляет собой осуществление покупок посредством интернет магазинов. Именно данному направлению мы посвятили свою статью.

Стоит начать с того, что количество интернет пользователей России росло очень быстрыми темпами. За последние десятилетие эти данные выросли с 8,9 до 68 млн человек. По темпам роста мы превосходим запад, а с 2010 года Россия по количеству пользователей уже обогнала все страны Европы.

Tаблица 1

Рост интернет пользователей и онлайн покупателей

Год

Кол-во интернет пользователей, оценка на конец периода, млн. человек

Кол-во онлайн покупателей, оценка на конец периода, млн. человек

2003

8,9

 

2004

12

0,5

2005–2007

24,8

1,4

2008–2009

34,9

3,8

2010–2011

52,9

8,8

2012

59,5

13,7

2013

66

18,5

2014

70,7

25,4

 

Исходя из данных таблицы мы видим, что основной пик роста интернет аудитории уже прошел, тогда как рост интернет покупателей только набирает обороты. В настоящее время лишь треть интернет пользователей относятся к онлайн покупателям и составляют 25 млн. человек. Такое количество интернет пользователей соответствует 2007 году. Исходя из этого, можно сделать вывод что должно пройти около 7 лет с момента первого использования человеком интернета до его первой онлайн покупки.

На следующей диаграмме приведена товарная структура рынка интернет торговли.

Рис. 1. Товарная структура рынка интернет торговли

 

Из диаграммы видно, что большим спросом среди потребителей пользуется именно покупка электронной и бытовой техники. Это объясняется тем, что покупатель в большинстве случаев четко знает характеристики необходимого ему товара, и не имеет потребности в осязательном исследовании перед покупкой.

Хоть одежда и обувь стоят на втором месте, это больше обусловлено не именно популярностью их покупок через интернет, а тем, что спрос на данную категорию значительно превышает оставшиеся и в офлайн покупках.

Далее рассмотрим возрастно-половую аудиторию. Ни для кого не секрет, что женщины являются более активными покупателями, нежели чем мужчины. Такая тенденция сохраняется и при интернет покупках. Доля женщин среди покупателей составляет 55 %. Но это вовсе не говорит о том, что расходы женщин превышают мужские, поскольку средний чек мужских покупок на треть превышает женский.

Для более подробного ознакомления с возрастным распределением онлайн покупателей и их средними затратами на интернет покупки рассмотрим следующую таблицу.

Tаблица 2. Распределение онлайн покупателей по возрастным группам

Возрастная группа, лет

Доля онлайн- покупателей среди населения, %

Средний чек, руб.

Средняя частота заказов в год

18–24

41

2900

7,5

25–34

35

3100

8,0

35–44

27

3500

8,7

45–54

18

3400

7,5

55–64

6

3400

6,1

 

Из данных приведенных в таблице видно, что большее количество онлайн покупателей среди населения приходится на возрастную группу от 18 до 24 лет, и далее происходит плавное снижение по мере возрастного увеличения. Большие материальные затраты на интернет покупки принадлежат группе лиц от 35 до 44 лет и в среднем в год составляют 30000 рублей. Тогда как для остальных возрастных групп просматривается относительно одинаковый спад в обе стороны от рассмотренной группы. То есть для групп от 25 до 34 лет и от 45 до 54 лет средние затраты в год составляют 25000 рублей и соответственно для групп от 18 до 24 лет и от 55 до 64 лет — 21000 рублей.

Как происходит выбор магазина и товара. Посредством нижеприведенной таблицы рассмотрим процентное выражение критериев выбора магазина среди пользователей.

Наименование критерия

%

Цена ниже, чем в другом месте

60

Опыт покупки в данном магазине

37

Стоимость доставки

37

Удобный способ оплаты

34

Удобное место самовызова

31

Скидки/ скидочная система

25

Положительные отзывы в интернете

23

Репутация магазина

17

Рейтинг магазина в интернете

7

Наличие срочной доставки

6

 

Важной частью при выборе интернет магазина является стоимость, чем она ниже, тем больше шансов что покупку совершат именно в данном магазине. По этому поводу можно привести пример: Понятно, что крупным компаниям не уместно заниматься постоянным сравнением цен с конкурентами, но она имеет возможность продавать товар по стоимости ниже чем у конкурентов, или же магазин уверен, что цена на предоставляемый им товар ниже чем в любом другом магазине, в обоих этих случаях магазин пользуется следующей акцией-рекламой: " Нашли дешевле? Продадим еще дешевле!". Немаловажную роль играют опыт покупки в данном магазине, ведь если магазин уже оправдал ваше доверие, в большей степени вы предпочтете и следующие покупки делать у этого же магазина; стоимость доставки, так как её можно приравнивать к цене товара, ведь бессмысленно выбирать магазин с самой низкой ценой на товар, но высокой стоимостью доставки, так как общие растраты могут выйти больше, нежели у магазина-конкурента; и удобный способ оплаты, это понятно и без разъяснения, каждый человек имеет свои принципы на этот счёт и не всегда согласиться их изменять.

Также стоит отметить что при покупке через интернет в большинстве случает покупатель сперва подбирает именно товар, а уже после выбирает подходящий ему магазин. Исключение будет раздел одежды и обуви, в таком случае чаще сперва происходит выбор магазина, а уже дальше из имеющейся в нем продукции подбор нужного товара.

Проблемы электронной торговли и пути решения. В качестве проблем рассмотрим самую основную, связанную с логистикой — доставка товара до покупателя. Сложность возникает в огромной территории России — отдаленности населенного пункта заказчика от места размещения товарного склада интересующего его магазина. В связи с этим покупателя не всегда устраивают возможные сроки доставки. Существуют следующие виды доставки: почта России, курьерская доставка, само-вызов и постаматы PickPoint.

Расскажем про плюсы и минусы каждого вида подробнее. Почта России- главный конкурент в плане доставки. Она охватывает всю населенную площадь России и имеет приемлемые расценки за предоставляемые услуги. К минусам же относиться достаточно длительные сроки доставки в отдаленные регионы страны, а также невозможность отправки крупногабаритного товара. В этом случае может помочь курьерская доставка, так как доставит необходимый по размерам вам товар и в сроке более быстрые, но и стоимость также будет значительно превышать стоимость доставки почтой России. Пункты само-вызова удобны тем, что товар можно рассмотреть еще до оплаты, но большой минус в том, что место расположения данных пунктов ограничено по отношению к отдаленности в регионы. В таком случае покупатель сталкивается с отсутствием точки само-вызова в его регионе, и следовательно ограничением в выборе данного способа доставки. Постаматы PickPoin набирают особую популярность из-за их наличия во многих регионах России, в том числе и удаленных от столицы, но существенным минусом является невозможность пощупать и примерить товар до оплаты покупки.

Стоит отметить сервис WILDBERRIES как пожалуй первый интернет магазин в России, сумевший разрешить проблему с доставкой своей продукции. Он имеет 181 пункт самовызова в различных регионах страны, со сроками бесплатной доставки не более 12 дней, бесплатной примерки и отказа в случае не удовлетворения товаром ваших потребностей, без какой-либо оплаты.

Подводя итоги следует подчеркнуть, что электронная торговля имеет перспективы в развитии не в далеком будущем, а уже начиная с сегодняшнего дня. Конечно и понадобится какое-то время для становления её на уровень выше офф-лайн торговли. Но можно с уверенностью сказать, что интернет торговля станет неотъемлемой частью в жизни людей.

 

Литература:

 

  1. Аналитическое агентство: исследования и консалтинг «DATAinsight», Платформа интернет-магазина: Все для продаж уже внутри «InSales», Прием онлайн-платежей на вашем сайте «PAYU»: «Интернет-торговля в России 2014, годовой отчет» / URL: http://www.datainsight.ru/files/DI_InSales_PayU-Ecommerce2014.pdf (Дата обращения: 15.09.2015)
  2. Интернет в России: Динамика проникновения. Весна 2015 / URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12275 (Дата обращения: 15.09.2015)
  3. WILDBERRIES- интернет магазин / http://www.wildberries.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle