Библиографическое описание:

Георгиевская Д. А., Акутина С. П. Социализирующие функции сказкотерапии в работе с современными детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 896-899.



 

Всё, с чем знакомится современный ребенок в возрасте дошкольного детства, имеет большое значение для его психики и эмоционального развития в будущем. В этом возрасте происходит освоение жизненных ресурсов и знакомство с окружающим миром. В дошкольном детстве активно формируется духовно-нравственная сфера ребенка, усвоение норм и ценностей общества, в котором живет дошкольник. Характеризует дошкольное детство и то, что в этом возрасте высокая эмоциональность ребенка является особенностями формирования его личности. И задача родителей, воспитателей и других специалистов заключается в том, чтобы помочь ребенку быть успешным в современном социуме. Буквально чуть более 10 лет назад книга, чтение были самыми популярными средствами в воспитании детей дошкольного возраста. Однако современная действительность такова, как утверждает Д.В. Максименко, что «в последние годы происходит деформация художественного сознания, падение читательской культуры, у книги появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они, безусловно, ярки, их воздействие активно, но они не требуют того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при чтении художественной литературы» [5].

Появление обилия заместителей книг и чтения не решает детских проблем, закономерности развития психики ребенка не столь стремительно меняются, как это происходит с конъюнктурой рынка товаров и услуг. Специалисты по работе с детьми продолжают утверждать и доказывать результатами коррекции, что сказка и метод сказкотерапии помогают решить проблемы социализации в раннем дошкольном возрасте, так как сказка является «справочником» по жизни, она рассказывает о прошлом, передает опыт предыдущих поколений. Сказка показывает систему ценностей прошлых веков, которые в сказке транслируются косвенно, показывая фантазийные и волшебные события. Сказкотерапия выполняет социализирующую функцию, так как позволяет личности знакомиться с социальным опытом и социализироваться в окружающей действительности.

По определению М.Б. Киселевой, «сказкотерапия — это метод, который использует объединение всех качеств личности в одно целое, развивая творческие способности, расширяя сознание» [5]. Анализ научной литературы показал, что метод сказкотерапии используют как психологи, педагоги, так и врачи, поскольку каждый из специалистов находит в сказке то, что поможет ему решить профессиональные задачи. Посещая дошкольное образовательное учреждение, ребенок более склонен к подражанию, а «подражание, как известно, является главным механизмом социализации» [8]. Ребенок дошкольного возраста хочет быть хорошим, отсюда возникает смысл внутреннего подражания и желание быть похожим на положительных героев. Но, как мы знаем, воспитательные возможности литературы, а в частности, сказки, заключаются не только в подражании положительным героям, но и в анализе отрицательных персонажей. Пассивно воспринимая персонажа, ребенок протестует нарушителям закона. Положительный итог чтения возникает из-за неприятия отрицательного персонажа. У ребенка формируется моральный принцип «добра-зла», что заставляет задуматься современного дошкольника о нравственности и духовных ценностях.

Специалисты А.Л. Венгер и др. утверждают, что методы, используемые в сказкотерапии, являются эффективным способом коррекции психологических состояний, поскольку «направлены на коррекцию психологических проблем ребенка, таких как: нарушения в коммуникативной сфере, умственном развитии, поведенческих проблемах» [2]. Сказкотерапию допускается использовать для детей любого возраста, начиная с рождения. Сказкотерапия признается эффективным способом формирования устойчивости эмоционально-волевой сферы личности дошкольника, так как сказка передает опыт и традиции предыдущих поколений, помогает обучить ребенка находить разницу между «добром и злом», уяснить ценности определенного социума и помогает задуматься о будущем. Рассматриваемая методика является ведущим методом социально-психологической работы с детьми, представляет собой диалог ребенка и взрослого через сказку. Воспитательный процесс через сказку известен в мире с тех пор, как появились первые сказки. Изначально сказка задумывалась для воспитания взрослых в помощь избегания ошибок и трудностей в жизненных ситуациях, позже приобрела свое значение для раннего детства, младшего дошкольного, старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для дошкольника сказка — это не просто фантазия, а особый мир, который помогает реально оценивать окружающие сложности. В сказках дети сталкиваются и учатся разрешать самостоятельно сложные жизненные ситуации. Сказка используется как некое «Педагогическое пособие по разрешению трудных и «неразрешимых» ситуаций» предоставляемое специалистом или родителем. Форма предоставления этой информации — сказочная, доступная для понимания ребенком, но смысл должен оставаться подлинным. Специалист в работе с дошкольником использует понятные для ребенка слова и говорит так, чтобы речь и смысл сказки был понятен и легок для восприятия ребенка.

По мнению многих специалистов, каждый герой книги описывает определённую роль, выполняемую человеком в жизни, и как бы подталкивает к обдумыванию сценария жизни. Таким образом, сказка для современного дошкольника, является некой «платформой» между сознательным миром ребенка и бессознательным, неким эмоциональным опытом. Пережив или проиграв сказку, ребенок ставит ее в часть своего прожитого опыта, на том же уровне, что и произошло в реальной жизни. Это помогает дошкольнику усвоить моральные нормы и ценности, на этом этапе современный ребенок дошкольного возраста обретает важный и уникальный опыт целостного освоения мира, нахождения себя в этом мире, который составляет базис успешной социализации. Важно прививать любовь к книге, к чтению в семье с самого детского возраста [1].

Специалист предоставляет возможность дошкольнику использовать метафоры, встречаемые в сказках, тем самым ребенок может подготовиться к благополучному преодолению возрастных кризисов. Русские народные сказки — являются хорошим примером сказок с использованием метафор. К примеру, сказка «Репка» начинается со слов «Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая…», репка подразумевается как большая проблема. При неразрешении которой предмет внимания разрастается, и данное явление ни в коем случае нельзя решать в ребенку в одиночку, о своей проблеме нужно рассказать своему ближайшему окружению — это мама, папа, бабушки, дедушки, они помогут ее решить. Если не удается решить это в кругу своей семьи всегда придут на помощь друзья. Эта сказка является богатым примером в решении ребенком своих неудач и поможет не замкнуться при преодолении первых трудностей, а это богатый опыт в социализации дошкольника.

Сказки А.С. Пушкина, Х.К. Андерсена, Ш. Перо и многих других могут использоваться для реализации успешной социализации ребенка. К примеру, в сказке «Дюймовочка» показано взросление и социализация маленькой девочки, как она росла и развивалась, проходя множество трудностей и неудач. Там не формулируются проблемы, с которыми сталкивается девочка, там говорится о препятствиях, которые встречает Дюймовочка. Но, тем не менее, читая сказку ребенку, малыш понимает, что в жизни не всегда будут рядом родители и рано или поздно придется самому что-то делать. Перед ребенком возникает вопрос, «Маленькая девочка смогла же с этим справиться, а я что не смогу?», здесь-то и происходит самовыражение и самореализация ребенка. Дюймовочка прошла все этапы социализации личности: во-первых — это освоение социальных норм всех тех обществ, в которых побывала; во-вторых — это самоакутализация; и в-третьих — это попадание девочки в то общество, в котором она раскрыла полностью свой потенциал и возможности. Работа с волшебными сюжетами дает богатые перспективы для организации групповой и индивидуальной работы с детьми. Театрализованная деятельность, кукольные театры, тренинги с использованием сказочного материала, все это помогает дошкольникам примерить роль персонажа на себя, они играют и переживают жизнь этого героя, чувствуют его эмоции. К примеру, по мотивам сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» можно поставить кукольный театр. Старик ходил к морю ежедневно и вдруг поймал он золотую рыбку, рассказал старухе и она начала загадывать свои желания, не задумываясь о своем старике. Сюжет сказки рассказывает об эгоизме и жадности старухи, примерив роли, ребята поймут, что думать нужно не только о себе, но и об окружающем их социуме. Индивидуальная работа также может проводиться с помощью театрализованной деятельности, можно предложить ребенку проиграть какую-либо известную ему уже сказку с помощью куклы или предложить сочинить ее самому, но при этом ребенок будет нуждаться в организаторской помощи специалиста. В этом методе развивается самоактуализация личности, с помощью самоактуализации ребенок может реализовать себя. Сказка позволяет применить игровые и диалоговые методы коррекции ребенка. В обширной практике специалистов встречаются различные «методы и способы работы со сказками, но все зависит от классификации задач, поставленных перед психологом или педагогом» [3]. В случае использования сказки как метафоры, сказка представляется как текст и образы, вызывающие свободные ассоциации, касаются психической жизни ребенка, затем полученные ассоциации и метафоры обсуждаются со специалистом. В практике часто используется метод «Рисование по сюжетам сказок», ассоциации индивидуальны у каждого, они проявляются в рисунке свободно. В методе можно использовать лепку, аппликацию, оригами, песочную терапию и многое другое. Этот метод является дополнительным этапом и проводится после прочтения и обсуждения текста сказки. Метод заключается в том, что бы выяснить у ребенка его впечатления от прослушанного — это позволит дошкольнику лучше усвоить опыт, полученный от сказки. Но, также можно предложить ребенку и нарисовать свою сказку, придумать своих героев, воодушевить их, придумать им имена, сочинить свой сюжет. Проективный метод полезен тем, что имеет валидность и надежность, так как в рисунках детей могут быть отражены конфликты, тревоги, уровень самооценка и неуверенность в себе. При рисовании у ребенка развивается фантазия, мелкая моторика, дошкольник учится координировать свои действия. В методе «Обсуждение проблем и поведения персонажа» происходит анализ сказки, выявление проблем, пересказ, переписывание сказки, размышления над каждым персонажем отдельно, разбор ситуаций — все это приводит к размышлению о ценностях жизни, пониманию и осознанию решения проблем и выхода из конфликтов. В книге О.В. Хухлаевой и О.Е. Хухлава содержатся сказки направленные на решение различных проблем ребенка. К примеру, проблема устанавливать контакты и умение дружить раскрывается в «Сказке про енота», она повествует о том, что не нужно ничего боятся, страшного в общении ничего нет. После прочтения текста необходимо обсудить с ребенком проблемы в поведении персонажа, выяснить из-за чего грустит енот, что мешало еноту подружиться, как бы малыш поступил на месте енота, и что же помогло подружиться еноту с белочкой [6]. По исследованиям Д.В.Максименко при использовании метода, когда «сказка представляется как притча», идет «прямая подсказка вариантов разрешения ситуации, с помощью нравоучения» [7]. Притчи представляются как целенаправленная инструкция по той или иной линии поведения. Существует множество разнообразных притч, в книге О.В. Емельяновой отражена масса притч и басен, к примеру притча «О щенке» рассказывает ребенке о том, что нельзя силой забрать то, что принадлежит не тебе. В притчи «Клубок и воробей», ребенку объясняется, что за дело нужно браться всегда сначала. Таким образом, притча — это «инструкция по применению». По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигенеевой, целостность сказкотерапии в дошкольном возрасте базируется на художественных, психокоррекционных и дидактических видах сказок [4]. С самого рождения родители читают своим детям художественную литературу. Большинство детей просят взрослых читать им одну и ту же сказку, не считаясь с тем, что знают ее уже наизусть. Специалисты полагают, что это может зависеть от того, насколько ребенка-дошкольника захватывают волшебные события, и он готов переживать их в очередной раз. Сказки разворачивают для дошкольника его внутренние затруднения и отвечают на имеющие значение вопросы для разрешения проблем. Многократно переживая сюжет сказки, малыш приобретает значимый для себя жизненный опыт, что позволяет успешно проходить процесс социализации в обществе. Сказки для дидактической работы создаются специалистами для эффективной подачи образовательного материала. Для этого математические символы, буквы и прочие знаки — одушевляются, и у ребенка сформировывается волшебный и сказочный образ мира получения образования. Психокоррекционные сказки формируются для податливого воздействия на манеру поступков дошкольника. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный и объяснение ребенку логичного подтекста происходящего. В создании психокоррекционной сказки большую роль играет жизненный опыт. Многие ситуации пережиты нами в юношестве, и мы можем поделиться этим с дошкольниками в сказочной форме. Это может помочь дошкольнику в реализации своей личности.

Таким образом, работая с современными дошкольниками, используя сказкотерапию, мы оказываем определенное влияние на его внутренний мир, эмоциональное развитие и положение, занимаемое в социуме. В связи с тем, что все это происходит в волшебной и игровой форме, у ребенка не создается чувства давления. С младенческого возраста родители рассказывают и читают своим детям сказки, притчи, былины, стихотворения, подбирая данный материал, соответственно возрасту своего ребенка. Отдавая ребенка в дошкольное образовательное учреждения, родитель уверен в том, что специалист при взаимодействии с малышом рассказывает сказки, и они великолепно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие на развитие личности и помогают дошкольнику в успешной социализации, а также является эффективном методом психокорекционной работы в профессии педагога, психолога, психотерапевта.

 

Литература:

 

  1.                Акутина С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы // Диссертация на соискание степени док. пед. наук; 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образовании. — Нижний Новгород НГПУ, 2010. — Т.1. — 530 с.
  2.                Венгер А.Л. Развитие и коррекция неблагоприятных психологических особенностей ребенка. // Материалы Конгресса по детской психиатрии. — М.: РОСИНЭКС, 2001. — С. 134-134.
  3.                Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина. Сказки доктора Балу. — Санкт-Петербург: Издательство «Речь», 2003 г. — 292 с.
  4.                Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», Санкт-Петербург, 2000.
  5.                Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
  6.                Лабиринт души: Терапевтические сказки / Под ред. О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева. — 9-е изд. — М.: Академический Проект, 2013. — 175 с.
  7.                Максименко Д.В. Общая психология — М.: «Рефл-бук» 2004. — 528 с.
  8.                Соколов Д. В. Сказки и сказкотерапия М.: Эксмо-Пресс 1996. –128 с.
Основные термины: дошкольного возраста, успешной социализации, проблем ребенка, успешной социализации ребенка, психологических проблем ребенка, духовно-нравственная сфера ребенка, высокая эмоциональность ребенка, развития психики ребенка, сознательным миром ребенка, современный ребенок, ребенок дошкольного возраста, методы коррекции ребенка, различных проблем ребенка, психической жизни ребенка, психологических особенностей ребенка, детьми дошкольного возраста, мотивам сказки А.С, старшего дошкольного, самореализация ребенка, восприятия ребенка

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle