Библиографическое описание:

Георгиевская Д. А., Акутина С. П. Социализирующие функции сказкотерапии в работе с современными детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 896-899.



 

Всё, с чем знакомится современный ребенок в возрасте дошкольного детства, имеет большое значение для его психики и эмоционального развития в будущем. В этом возрасте происходит освоение жизненных ресурсов и знакомство с окружающим миром. В дошкольном детстве активно формируется духовно-нравственная сфера ребенка, усвоение норм и ценностей общества, в котором живет дошкольник. Характеризует дошкольное детство и то, что в этом возрасте высокая эмоциональность ребенка является особенностями формирования его личности. И задача родителей, воспитателей и других специалистов заключается в том, чтобы помочь ребенку быть успешным в современном социуме. Буквально чуть более 10 лет назад книга, чтение были самыми популярными средствами в воспитании детей дошкольного возраста. Однако современная действительность такова, как утверждает Д.В. Максименко, что «в последние годы происходит деформация художественного сознания, падение читательской культуры, у книги появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они, безусловно, ярки, их воздействие активно, но они не требуют того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при чтении художественной литературы» [5].

Появление обилия заместителей книг и чтения не решает детских проблем, закономерности развития психики ребенка не столь стремительно меняются, как это происходит с конъюнктурой рынка товаров и услуг. Специалисты по работе с детьми продолжают утверждать и доказывать результатами коррекции, что сказка и метод сказкотерапии помогают решить проблемы социализации в раннем дошкольном возрасте, так как сказка является «справочником» по жизни, она рассказывает о прошлом, передает опыт предыдущих поколений. Сказка показывает систему ценностей прошлых веков, которые в сказке транслируются косвенно, показывая фантазийные и волшебные события. Сказкотерапия выполняет социализирующую функцию, так как позволяет личности знакомиться с социальным опытом и социализироваться в окружающей действительности.

По определению М.Б. Киселевой, «сказкотерапия — это метод, который использует объединение всех качеств личности в одно целое, развивая творческие способности, расширяя сознание» [5]. Анализ научной литературы показал, что метод сказкотерапии используют как психологи, педагоги, так и врачи, поскольку каждый из специалистов находит в сказке то, что поможет ему решить профессиональные задачи. Посещая дошкольное образовательное учреждение, ребенок более склонен к подражанию, а «подражание, как известно, является главным механизмом социализации» [8]. Ребенок дошкольного возраста хочет быть хорошим, отсюда возникает смысл внутреннего подражания и желание быть похожим на положительных героев. Но, как мы знаем, воспитательные возможности литературы, а в частности, сказки, заключаются не только в подражании положительным героям, но и в анализе отрицательных персонажей. Пассивно воспринимая персонажа, ребенок протестует нарушителям закона. Положительный итог чтения возникает из-за неприятия отрицательного персонажа. У ребенка формируется моральный принцип «добра-зла», что заставляет задуматься современного дошкольника о нравственности и духовных ценностях.

Специалисты А.Л. Венгер и др. утверждают, что методы, используемые в сказкотерапии, являются эффективным способом коррекции психологических состояний, поскольку «направлены на коррекцию психологических проблем ребенка, таких как: нарушения в коммуникативной сфере, умственном развитии, поведенческих проблемах» [2]. Сказкотерапию допускается использовать для детей любого возраста, начиная с рождения. Сказкотерапия признается эффективным способом формирования устойчивости эмоционально-волевой сферы личности дошкольника, так как сказка передает опыт и традиции предыдущих поколений, помогает обучить ребенка находить разницу между «добром и злом», уяснить ценности определенного социума и помогает задуматься о будущем. Рассматриваемая методика является ведущим методом социально-психологической работы с детьми, представляет собой диалог ребенка и взрослого через сказку. Воспитательный процесс через сказку известен в мире с тех пор, как появились первые сказки. Изначально сказка задумывалась для воспитания взрослых в помощь избегания ошибок и трудностей в жизненных ситуациях, позже приобрела свое значение для раннего детства, младшего дошкольного, старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для дошкольника сказка — это не просто фантазия, а особый мир, который помогает реально оценивать окружающие сложности. В сказках дети сталкиваются и учатся разрешать самостоятельно сложные жизненные ситуации. Сказка используется как некое «Педагогическое пособие по разрешению трудных и «неразрешимых» ситуаций» предоставляемое специалистом или родителем. Форма предоставления этой информации — сказочная, доступная для понимания ребенком, но смысл должен оставаться подлинным. Специалист в работе с дошкольником использует понятные для ребенка слова и говорит так, чтобы речь и смысл сказки был понятен и легок для восприятия ребенка.

По мнению многих специалистов, каждый герой книги описывает определённую роль, выполняемую человеком в жизни, и как бы подталкивает к обдумыванию сценария жизни. Таким образом, сказка для современного дошкольника, является некой «платформой» между сознательным миром ребенка и бессознательным, неким эмоциональным опытом. Пережив или проиграв сказку, ребенок ставит ее в часть своего прожитого опыта, на том же уровне, что и произошло в реальной жизни. Это помогает дошкольнику усвоить моральные нормы и ценности, на этом этапе современный ребенок дошкольного возраста обретает важный и уникальный опыт целостного освоения мира, нахождения себя в этом мире, который составляет базис успешной социализации. Важно прививать любовь к книге, к чтению в семье с самого детского возраста [1].

Специалист предоставляет возможность дошкольнику использовать метафоры, встречаемые в сказках, тем самым ребенок может подготовиться к благополучному преодолению возрастных кризисов. Русские народные сказки — являются хорошим примером сказок с использованием метафор. К примеру, сказка «Репка» начинается со слов «Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая…», репка подразумевается как большая проблема. При неразрешении которой предмет внимания разрастается, и данное явление ни в коем случае нельзя решать в ребенку в одиночку, о своей проблеме нужно рассказать своему ближайшему окружению — это мама, папа, бабушки, дедушки, они помогут ее решить. Если не удается решить это в кругу своей семьи всегда придут на помощь друзья. Эта сказка является богатым примером в решении ребенком своих неудач и поможет не замкнуться при преодолении первых трудностей, а это богатый опыт в социализации дошкольника.

Сказки А.С. Пушкина, Х.К. Андерсена, Ш. Перо и многих других могут использоваться для реализации успешной социализации ребенка. К примеру, в сказке «Дюймовочка» показано взросление и социализация маленькой девочки, как она росла и развивалась, проходя множество трудностей и неудач. Там не формулируются проблемы, с которыми сталкивается девочка, там говорится о препятствиях, которые встречает Дюймовочка. Но, тем не менее, читая сказку ребенку, малыш понимает, что в жизни не всегда будут рядом родители и рано или поздно придется самому что-то делать. Перед ребенком возникает вопрос, «Маленькая девочка смогла же с этим справиться, а я что не смогу?», здесь-то и происходит самовыражение и самореализация ребенка. Дюймовочка прошла все этапы социализации личности: во-первых — это освоение социальных норм всех тех обществ, в которых побывала; во-вторых — это самоакутализация; и в-третьих — это попадание девочки в то общество, в котором она раскрыла полностью свой потенциал и возможности. Работа с волшебными сюжетами дает богатые перспективы для организации групповой и индивидуальной работы с детьми. Театрализованная деятельность, кукольные театры, тренинги с использованием сказочного материала, все это помогает дошкольникам примерить роль персонажа на себя, они играют и переживают жизнь этого героя, чувствуют его эмоции. К примеру, по мотивам сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» можно поставить кукольный театр. Старик ходил к морю ежедневно и вдруг поймал он золотую рыбку, рассказал старухе и она начала загадывать свои желания, не задумываясь о своем старике. Сюжет сказки рассказывает об эгоизме и жадности старухи, примерив роли, ребята поймут, что думать нужно не только о себе, но и об окружающем их социуме. Индивидуальная работа также может проводиться с помощью театрализованной деятельности, можно предложить ребенку проиграть какую-либо известную ему уже сказку с помощью куклы или предложить сочинить ее самому, но при этом ребенок будет нуждаться в организаторской помощи специалиста. В этом методе развивается самоактуализация личности, с помощью самоактуализации ребенок может реализовать себя. Сказка позволяет применить игровые и диалоговые методы коррекции ребенка. В обширной практике специалистов встречаются различные «методы и способы работы со сказками, но все зависит от классификации задач, поставленных перед психологом или педагогом» [3]. В случае использования сказки как метафоры, сказка представляется как текст и образы, вызывающие свободные ассоциации, касаются психической жизни ребенка, затем полученные ассоциации и метафоры обсуждаются со специалистом. В практике часто используется метод «Рисование по сюжетам сказок», ассоциации индивидуальны у каждого, они проявляются в рисунке свободно. В методе можно использовать лепку, аппликацию, оригами, песочную терапию и многое другое. Этот метод является дополнительным этапом и проводится после прочтения и обсуждения текста сказки. Метод заключается в том, что бы выяснить у ребенка его впечатления от прослушанного — это позволит дошкольнику лучше усвоить опыт, полученный от сказки. Но, также можно предложить ребенку и нарисовать свою сказку, придумать своих героев, воодушевить их, придумать им имена, сочинить свой сюжет. Проективный метод полезен тем, что имеет валидность и надежность, так как в рисунках детей могут быть отражены конфликты, тревоги, уровень самооценка и неуверенность в себе. При рисовании у ребенка развивается фантазия, мелкая моторика, дошкольник учится координировать свои действия. В методе «Обсуждение проблем и поведения персонажа» происходит анализ сказки, выявление проблем, пересказ, переписывание сказки, размышления над каждым персонажем отдельно, разбор ситуаций — все это приводит к размышлению о ценностях жизни, пониманию и осознанию решения проблем и выхода из конфликтов. В книге О.В. Хухлаевой и О.Е. Хухлава содержатся сказки направленные на решение различных проблем ребенка. К примеру, проблема устанавливать контакты и умение дружить раскрывается в «Сказке про енота», она повествует о том, что не нужно ничего боятся, страшного в общении ничего нет. После прочтения текста необходимо обсудить с ребенком проблемы в поведении персонажа, выяснить из-за чего грустит енот, что мешало еноту подружиться, как бы малыш поступил на месте енота, и что же помогло подружиться еноту с белочкой [6]. По исследованиям Д.В.Максименко при использовании метода, когда «сказка представляется как притча», идет «прямая подсказка вариантов разрешения ситуации, с помощью нравоучения» [7]. Притчи представляются как целенаправленная инструкция по той или иной линии поведения. Существует множество разнообразных притч, в книге О.В. Емельяновой отражена масса притч и басен, к примеру притча «О щенке» рассказывает ребенке о том, что нельзя силой забрать то, что принадлежит не тебе. В притчи «Клубок и воробей», ребенку объясняется, что за дело нужно браться всегда сначала. Таким образом, притча — это «инструкция по применению». По мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигенеевой, целостность сказкотерапии в дошкольном возрасте базируется на художественных, психокоррекционных и дидактических видах сказок [4]. С самого рождения родители читают своим детям художественную литературу. Большинство детей просят взрослых читать им одну и ту же сказку, не считаясь с тем, что знают ее уже наизусть. Специалисты полагают, что это может зависеть от того, насколько ребенка-дошкольника захватывают волшебные события, и он готов переживать их в очередной раз. Сказки разворачивают для дошкольника его внутренние затруднения и отвечают на имеющие значение вопросы для разрешения проблем. Многократно переживая сюжет сказки, малыш приобретает значимый для себя жизненный опыт, что позволяет успешно проходить процесс социализации в обществе. Сказки для дидактической работы создаются специалистами для эффективной подачи образовательного материала. Для этого математические символы, буквы и прочие знаки — одушевляются, и у ребенка сформировывается волшебный и сказочный образ мира получения образования. Психокоррекционные сказки формируются для податливого воздействия на манеру поступков дошкольника. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный и объяснение ребенку логичного подтекста происходящего. В создании психокоррекционной сказки большую роль играет жизненный опыт. Многие ситуации пережиты нами в юношестве, и мы можем поделиться этим с дошкольниками в сказочной форме. Это может помочь дошкольнику в реализации своей личности.

Таким образом, работая с современными дошкольниками, используя сказкотерапию, мы оказываем определенное влияние на его внутренний мир, эмоциональное развитие и положение, занимаемое в социуме. В связи с тем, что все это происходит в волшебной и игровой форме, у ребенка не создается чувства давления. С младенческого возраста родители рассказывают и читают своим детям сказки, притчи, былины, стихотворения, подбирая данный материал, соответственно возрасту своего ребенка. Отдавая ребенка в дошкольное образовательное учреждения, родитель уверен в том, что специалист при взаимодействии с малышом рассказывает сказки, и они великолепно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие на развитие личности и помогают дошкольнику в успешной социализации, а также является эффективном методом психокорекционной работы в профессии педагога, психолога, психотерапевта.

 

Литература:

 

  1.                Акутина С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы // Диссертация на соискание степени док. пед. наук; 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образовании. — Нижний Новгород НГПУ, 2010. — Т.1. — 530 с.
  2.                Венгер А.Л. Развитие и коррекция неблагоприятных психологических особенностей ребенка. // Материалы Конгресса по детской психиатрии. — М.: РОСИНЭКС, 2001. — С. 134-134.
  3.                Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина. Сказки доктора Балу. — Санкт-Петербург: Издательство «Речь», 2003 г. — 292 с.
  4.                Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб.: ООО «Речь», Санкт-Петербург, 2000.
  5.                Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.
  6.                Лабиринт души: Терапевтические сказки / Под ред. О.В. Хухлаевой, О.Е. Хухлаева. — 9-е изд. — М.: Академический Проект, 2013. — 175 с.
  7.                Максименко Д.В. Общая психология — М.: «Рефл-бук» 2004. — 528 с.
  8.                Соколов Д. В. Сказки и сказкотерапия М.: Эксмо-Пресс 1996. –128 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle