Библиографическое описание:

Анваров A. А., Нурдинова Ф. Х., Азимова Д. М., Катаева М. М. Жизнеспособность проекта MATCHES // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 732-733.



 

Существует еще один важный фактор, над которым мы команда проекта MATCHES из Наманганского инженерно-педагогического института (Узбекистан) должны задуматься на этапе планирования проекта: что будет после того, как проект закончится? Будет ли развиваться то, что мы начали, или нет? Сможет ли наша Наманганская целевая группа в дальнейшем решать свои проблемы сама или вернется «к разбитому корыту», как только мы закончим проект MATCHES? Этот критерий оценки называется жизнеспособностью, или устойчивостью проекта MATCHES. А проект, который обеспечивает устойчивость и развитие после своего окончания, называется устойчивым.

Зачем нужен мониторинг? но здесь, изменения показателя за время работы проекта, посмотрим варианты А, Б, В изменения того же показателя после окончания осуществления деятельности в Наманганского инженерно-педагогического института.

После окончания проекта сохранилась примерно та же тенденция изменения Показателя, который следует запланированной динамике с незначительными колебаниями. Это — идеальный вариант: проект оказался жизнеспособным на уровне действия после окончания финансирования и завершения работы. Эта вариант А.

А следующий вариант Б- по окончании проекта MATCHES показатель остается примерно на том же уровне в течение некоторого времени. Это — жизнеспособность на уровне эффекта: мы не производим никаких действий по поддержанию показателя на нужном уровне, но эффект сохраняется.

Самый худший вариант В- здесь наш проект MATCHES нежизнеспособен, поскольку после окончания деятельности показатель довольно быстро возвращается к прежнему (на момент начала проекта) значению, то есть через некоторое, достаточно непродолжительное, время эффект от реализации проекта просто исчезнет. Возможно, при анализе были допущены ошибки либо проект изначально ставил своей целью краткосрочное изменение ситуации без сохранения эффекта.

Жизнеспособность проекта MATCHES TEMPUS — понятие многогранное. Мы как полноценный члены этой команды Наманганского инженерно-педагогического института проекта MATCHES TEMPUS ознакомились с многой литературой на эту тему самостоятельно.

Жизнеспособность проекта и его результатов бывает двух видов:

Жизнеспособность на уровне действия характеризуется тем, что после окончания проекта и прекращения финансирования запущенные нами в ходе реализации проекта процессы продолжают функционировать. Иными словами, «мы сделали так, что после окончания проекта мы сами продолжаем работать».

Приведем пример нежизнеспособного на уровне деятельности проекта. Вы решили открыть благотворительную столовую для бездомных, приобрели в рамках проекта продукты, оборудование, наняли повара, арендовали помещение и организовали регулярную работу. Когда финансирование закончится, у вас не будет денег на продукты и зарплату повара, в результате столовую придется закрыть. Теперь посмотрим на произведенный эффект: до начала проекта бездомные голодали, и после окончания проекта они продолжают голодать, то есть в результате нашей деятельности ничего не изменилось в отношении целевой группы.

Для обеспечения жизнеспособности на уровне деятельности для такого проекта стоило бы подумать о том, как мы будем обеспечивать ресурсами процесс кормления бездомных. Этот вид деятельности должен быть предусмотрен в плане проекта: надо заключить договор о получении из супермаркета продуктов с истекающим сроком годности, организовать приусадебное хозяйство, получить субсидию из государственной службы социального обеспечения или договориться с ними о партнерстве…

Жизнеспособность на уровне эффекта характеризуется тем, что если мы в результате выполнения проекта достигли какого-то результата, то после окончания проекта этот результат останется на уровне, определенном на момент окончания проекта, или будет развиваться самостоятельно. Иными словами, «мы сделали один раз, и оно само работает».

В приведенном выше примере эффектом от проекта является «сытость бездомных», и если подходить к вопросу жизнеспособности на уровне эффекта, то мы должны придумать способ сделать так, чтобы бездомные «были сыты» после того, как мы прекратим работу столовой. В этом смысле стоит вместе со столовой открыть баню и прачечную (чтобы обеспечить бездомных возможностью следить за чистотой одежды и личной гигиеной), пункт юридической консультации (специалисты которого помогут восстановить документы), найти временное социальное жилье, договориться со службой занятости, которая обеспечит трудоустройство этих людей. Пока все перечисленные вопросы будут решаться — бездомных придется кормить, но после того, как человек получит место работы, временное жилье, он сможет сам себя обеспечивать. После закрытия столовой бездомные смогут сами себя прокормить — это и будет означать, что мы добились устойчивости эффекта от проекта «Социальная адаптация бездомных».

Поскольку внешнее финансирование, как правило, является проектным, очень важно в процессе планирования и реализации проекта предусмотреть создание системы, которая обеспечит функционирование запущенных процессов или сохранение достигнутого эффекта (в зависимости от особенностей отдельно взятого проекта) после окончания работы. Иными словами, мы не сможем получить финансирование на поддержание деятельности (функционирование процессов) после окончания проекта, но можем получить финансирование на деятельность по обеспечению жизнеспособности проекта и сохранению его эффекта.

 

Литература:

 

  1. Anvarov A., Tojaxmedova I., Azimova D. System of Assessment in Namangan Engineering Pedagogical Institute //YOUNG SCIENTIST USA. — 2015. — С. 51.
  2. Anvarov A. Role of the international cooperation in high education development //Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. — № . 1-2.
  3. Anvarov A. Recommendations on self-cognition and self development for ensuring spiritual development of students University //Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. — № . 1-2.
  4. Anvarov A., Nurdinova F., Mallaboev N. Development of an electronic educational-methodical complex and using in educational process //Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. — № . 1-2.
  5. Анваров А., Катаева М. Стратегии для улучшения памяти //Russian town Russian-American Magazine. — 2013. — С. 22.
  6. Анваров A. А., Кодирова Ш., Гойипов У. Г. Некоторые cложные факторы для создания дистанционного обучения в Наманганском инженерно-педагогическом институте //Молодой ученый. — 2015. — С.121.
  7. Анваров А. Большая тригонометрическая служба Индии: путешествие в Восточный Туркестан Хаджи Ахмед Шаха, братьев Шлагинтвейтов и Мохаммед Амина (1850-е гг.). //Казахстан и Восточный Туркестан в системе взаимодействия восточной и западной цивилизаций на Великом Шелковом пути. — Алматы: Мир, 2012..
  8. Анваров A. А., БотироваП. Х., КатаеваМ. М., КариеваМ. А. Role of the MATCHES project in NamEPI //Молодойучёный. — 2015. — С. 874.
  9. Каримов П., Анваров А.А., Негматов У.М. АЛГОРИТМЫ НОРМАЛИЗАЦИИ ОСВЕЩЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ //Актуальные научные исследования в современном мире: материалы V Междунар.научн.-практ. инт.-конф., 21-22 сентября 2015 г., Переяслав-Хмельницкий. // Сб. науч. тр. — Переяслав-Хмельницкий, 2015. — Вып. 5, ч. 2 — 118 с.
  10. Agzamov A., Anvarov A., Shakirov K. Economic Reform and Investment Priorities in the Republic of Uzbekistan //Comparative Economic Studies. — 1995. — Т. 37. — № . 3. — С. 27-38.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle