Библиографическое описание:

Авдеева Н. В., Сафин А. И. Развитие информационной грамотности школьников в вопросах правил безопасного поведения в криминальных ситуациях // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 721-724.

 

В настоящий момент все очевидней становится тот факт, что деятельность по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций не может ограничиваться только нормативно-правовыми, организационными и инженерно-техническими мероприятиями. Необходимо чтобы обеспечение безопасности жизнедеятельности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека и общества. В связи с этим одним из направлений подготовки населения по безопасности жизнедеятельности является прямое педагогическое воздействие обучающихся. Проблема обучения молодежи основам личной безопасности очень многогранна и имеет свою специфику проявления, основной упор при разрешении этой проблемы также основывается на создании универсальной системы знаний в области чрезвычайных ситуаций криминального характера молодого поколения [1, 2, 8, 9].

Сегодня научно установлено, что все более грозные опасности возникают не случайно, а по вине самого человека. Поэтому молодежь необходимо готовить не только к защите себя, но и к предотвращению угроз обществу (т. е. и себе) от собственной жизнедеятельности. Так формирование знаний школьников по криминогенной безопасности, позволяет обеспечить себе безопасность. Анализ специальных литературных источников [3,5] показал, что понятие «криминогенная безопасность» — достаточно новое и малоизученное, единого общепринятого определения термина «криминогенная безопасность» нет, данное понятие является составляющей термина «антикриминальная безопасность». Существует несколько определений одного и того же термина так, например, исследователь в области криминологии Г. Шнайдер, криминогенную безопасность понимает как обстановку, характеризующуюся распространенностью преступных деяний, порождающую преступления, способствующие усилению преступности [6]. Так, исследователь Б. Б. Бидова в своей работе «криминальную безопасность, определяет как состояние объекта защиты, при котором отсутствует риск, связанный с причинением ему вреда от реализации криминальной угрозы» [2].

Учитывая актуальность и вероятность возникновения криминогенных ситуаций, условно можно разделить на следующие группы (рис.1).

 

Таким образом, любая криминальная ситуация, будучи по своему содержанию объективной, включает особенности объекта и предмета посягательства, его время и место, климатические и иные условия. Однако, имеющиеся в современной России отдельные научные публикации, посвященные изучению феномена криминогенной безопасности не содержат комплексного изучения общей проблемы криминогенной безопасности человека. Именно поэтому особое значение приобретает проблема построения адекватной системы формирования знаний в области криминологической безопасности личности.

Обеспечение криминологической безопасности — это система мероприятий, осуществляемых государственными и другими органами, организациями и учреждениями, а также отдельными гражданами в целях защиты важных интересов личности, общества и государства. Основную роль в осуществлении этих мероприятий играют правоохранительные органы, хотя приоритет в данной работе должен быть отдан семье, школе и общественным организациям. Рассмотренная криминологическая безопасность и ее обеспечение нуждается, на наш взгляд, не только в понятийном осмыслении, но и в теоретическом обосновании.

В связи с этим внедрение в образовательные учреждения изучение вопросов формирования знаний безопасного поведения человека в области криминальной безопасности, основаны на разработке программ, учебников и учебных пособий по информированию молодого поколения о мерах безопасности в чрезвычайных ситуациях криминального характера.

Организация образовательного процесса в условиях модернизации образования обеспечивает гармоничное развитие человека, составляющим которого является физический, социальный и психический аспекты личности, в том числе и формирование личности безопасного типа поведения. Вопросы личной безопасности человека отражают аспекты защиты от опасностей социального характера, освоение людьми навыков и умений самообороны, умения выживать и оказывать помощь себе и пострадавшим в любых экстремальных условиях [7,8,9].

Организация обучения школьников правилам безопасного поведения в ситуациях криминального характера органически встраивается в учебно-воспитательный процесс в систему занятий курса «Основ безопасности жизнедеятельности». По нашему мнению, реализация данного курса позволяет внедрять в учебный процесс информационные технологии обучения правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях криминального характера, которые выступают в качестве инструмента изучения, исследования, оценки и выбора способов защиты населения в области криминальной безопасности.

С целью изучения и оценки состояния знаний школьников о правилах безопасного поведения в криминальных ситуациях, в том числе и их информационной грамотности о правилах безопасного поведения и действия населения в различных ситуациях криминального происхождения был проведен соцопрос. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты опроса школьников о правилах безопасного поведения в области криминогенной безопасности

Вопросы

Варианты ответов

Ответы ( %)

1. К ЧС криминального характера относятся

а) кража

б) наводнение

в) пожар

96,0

0

4,0

2. «Если вы стали свидетелем карманной кражи у прохожего» ваши действия

а) обратиться за помощью к сотрудникам полиции о случившемся происшествии

б) решить проблему самостоятельно

в) проигнорирую данное происшествие

г) затрудняюсь с ответом

54

 

30

6

10

3. Вопрос о мошенничестве

а) обратитесь к взрослым (родителям)

б) попытаетесь самостоятельно решить проблему

в) ваш вариант

64

30

 

6

4. Определение уровня знаний старшеклассников о возникновении опасностей криминогенного характера в своем городе

а) получают информацию о правилах поведения в ЧС криминогенного характера в школе

б) отмечали потребность в получении информации о безопасном поведении в ЧС криминогенного характера дома

в) в сети Интернет ответы на возникающие вопросы в области криминогенной безопасности находят

г) старшеклассников полагаются на свою интуицию

42

 

 

34

 

 

18

 

 

6

5. Попадали ли Вы в ситуации криминального характера

а) никогда не сталкивался с ситуациями криминального характера

б) ответ положительный

в) затрудняюсь с ответом

57

 

39

4

6. Уровень знаний старшеклассников в области нормативно-правовой базы

а) да

б) нет

в) не знаю

87

7

10

 

Основываясь на данных таблицы можно сделать вывод о том, что не все респонденты обладают достаточными знаниями в области ситуаций криминогенного характера. Это свидетельствует о том, что школьники подвержены опасностям криминального характера, которые могут возникнуть в их регионе. Большинство опрошенных слышали о правилах безопасного поведения человека в криминальных ситуациях, но не все знают какие алгоритмы поведения в этих ситуациях эффективны. Также результаты анкетирования показывают, что некоторые респонденты не владеют аспектами защиты населения в области криминальных чрезвычайных ситуациях. Говоря об информационной грамотности школьников о правилах безопасного поведения в ситуациях криминального характера, отмечаем тот факт, что большинство опрошенных самостоятельно интересуется правилами безопасного поведения в данных ситуациях. В качестве приоритета в школьном образовании необходимо проводить больше уроков, посвященных ситуациям криминального характера, изучая возможные сценарии развития ситуаций, выходов из них с минимальным набором последствий. В ходе исследования нами разработаны и предложены конспекты уроков по теме «Чрезвычайные ситуации криминогенного характера и защита от них» с такими заданиями, как:

        анализ нормативно-правовой базы в области криминогенной безопасности,

        составление глоссария по тематике чрезвычайные ситуации криминального характера,

        заполнение дневника «Чрезвычайные ситуации криминогенного характера в городе-мегаполисе»,

        решение ситуационных задач, разработка алгоритма безопасного поведения, если…, и т.д.

Где учитывается не только актуальность изучаемой темы, так же ее реальность и доступность, вследствие чего, по нашему мнению, повышается уровень знаний к изучению тем криминогенной безопасности и как следствие мотивация к обучению и интересу к школьному предмету ОБЖ.

По окончанию курса у школьников должны быть сформированы следующие знания:

        о характерных криминальных ситуациях, которые могут возникнуть в городе-мегаполисе, доме (подъезде, лифте, лестничной клетке, квартире);

        о правильных действиях в криминальных ситуациях.

        об опасном времени суток и опасных местах, при нахождении в которых возрастает степень угрозы личной безопасности;

        о правилах безопасного поведения на улице;

        о видах опасных домогательств на улице со стороны злоумышленников и насильников и т.д.

Обобщая вышеизложенное, отмечаем, что эффективность информационной грамотности населения должна модернизироваться и подстраиваться под то время, в которое мы живем. Основной задачей, которой является ознакомление и обучение население правилам безопасного поведения при угрозе криминальных ситуациях, во время и после криминальных ситуаций, приемам и способам оказания само- и взаимопомощи.

 

Литература:

 

  1. Безопасность человека. Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений / под ред. Л.И. Шершнева. — М.: Фонд национальной и международной безопасности, 1994.
  2. Бидова Б.Б. Обеспечение криминологической безопасности России. // Наука и образование, февраль, 2014
  3. Бринчук М.М. Правовая охрана атмосферного воздуха. //Материалы общенадзорных проверок природоохранных прокуратур. — М., 2005.
  4. Воробьев Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности (некоторые аспекты государственной политики). — М., 2005.
  5. Криминология: Учебник / ред. В.Н. Кудрявцева — М.: Юристъ, 2007.
  6. Криминология: Учебник / ред. Г. Шнайдер — М, 2004. — Вып. 3.
  7. Налимова О.О. Аспекты изучения вопросов экологической безопасности. Молодой ученый 2014. № 5-1 (64).
  8. Попова Р.И. Методическая подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к формированию гражданственности и патриотизма школьников//Молодой ученый 2014, № 12.
  9. Фараджева Н.А. Авдеева Н.В. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Учебно-методическое пособие / Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского. Чита, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасного поведения, правилах безопасного поведения, криминального характера, криминальных ситуациях, ситуациях криминального характера, криминогенной безопасности, информационной грамотности, правилам безопасного поведения, чрезвычайных ситуациях, безопасного поведения человека, чрезвычайных ситуациях криминального, безопасности жизнедеятельности, информационной грамотности школьников, личной безопасности, области криминальной безопасности, области криминогенной безопасности, криминогенного характера, знаний безопасного поведения, Развитие информационной грамотности, информационной грамотности населения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle