Библиографическое описание:

Авдеева Н. В., Сафин А. И. Развитие информационной грамотности школьников в вопросах правил безопасного поведения в криминальных ситуациях // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 721-724.

 

В настоящий момент все очевидней становится тот факт, что деятельность по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций не может ограничиваться только нормативно-правовыми, организационными и инженерно-техническими мероприятиями. Необходимо чтобы обеспечение безопасности жизнедеятельности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека и общества. В связи с этим одним из направлений подготовки населения по безопасности жизнедеятельности является прямое педагогическое воздействие обучающихся. Проблема обучения молодежи основам личной безопасности очень многогранна и имеет свою специфику проявления, основной упор при разрешении этой проблемы также основывается на создании универсальной системы знаний в области чрезвычайных ситуаций криминального характера молодого поколения [1, 2, 8, 9].

Сегодня научно установлено, что все более грозные опасности возникают не случайно, а по вине самого человека. Поэтому молодежь необходимо готовить не только к защите себя, но и к предотвращению угроз обществу (т. е. и себе) от собственной жизнедеятельности. Так формирование знаний школьников по криминогенной безопасности, позволяет обеспечить себе безопасность. Анализ специальных литературных источников [3,5] показал, что понятие «криминогенная безопасность» — достаточно новое и малоизученное, единого общепринятого определения термина «криминогенная безопасность» нет, данное понятие является составляющей термина «антикриминальная безопасность». Существует несколько определений одного и того же термина так, например, исследователь в области криминологии Г. Шнайдер, криминогенную безопасность понимает как обстановку, характеризующуюся распространенностью преступных деяний, порождающую преступления, способствующие усилению преступности [6]. Так, исследователь Б. Б. Бидова в своей работе «криминальную безопасность, определяет как состояние объекта защиты, при котором отсутствует риск, связанный с причинением ему вреда от реализации криминальной угрозы» [2].

Учитывая актуальность и вероятность возникновения криминогенных ситуаций, условно можно разделить на следующие группы (рис.1).

 

Таким образом, любая криминальная ситуация, будучи по своему содержанию объективной, включает особенности объекта и предмета посягательства, его время и место, климатические и иные условия. Однако, имеющиеся в современной России отдельные научные публикации, посвященные изучению феномена криминогенной безопасности не содержат комплексного изучения общей проблемы криминогенной безопасности человека. Именно поэтому особое значение приобретает проблема построения адекватной системы формирования знаний в области криминологической безопасности личности.

Обеспечение криминологической безопасности — это система мероприятий, осуществляемых государственными и другими органами, организациями и учреждениями, а также отдельными гражданами в целях защиты важных интересов личности, общества и государства. Основную роль в осуществлении этих мероприятий играют правоохранительные органы, хотя приоритет в данной работе должен быть отдан семье, школе и общественным организациям. Рассмотренная криминологическая безопасность и ее обеспечение нуждается, на наш взгляд, не только в понятийном осмыслении, но и в теоретическом обосновании.

В связи с этим внедрение в образовательные учреждения изучение вопросов формирования знаний безопасного поведения человека в области криминальной безопасности, основаны на разработке программ, учебников и учебных пособий по информированию молодого поколения о мерах безопасности в чрезвычайных ситуациях криминального характера.

Организация образовательного процесса в условиях модернизации образования обеспечивает гармоничное развитие человека, составляющим которого является физический, социальный и психический аспекты личности, в том числе и формирование личности безопасного типа поведения. Вопросы личной безопасности человека отражают аспекты защиты от опасностей социального характера, освоение людьми навыков и умений самообороны, умения выживать и оказывать помощь себе и пострадавшим в любых экстремальных условиях [7,8,9].

Организация обучения школьников правилам безопасного поведения в ситуациях криминального характера органически встраивается в учебно-воспитательный процесс в систему занятий курса «Основ безопасности жизнедеятельности». По нашему мнению, реализация данного курса позволяет внедрять в учебный процесс информационные технологии обучения правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях криминального характера, которые выступают в качестве инструмента изучения, исследования, оценки и выбора способов защиты населения в области криминальной безопасности.

С целью изучения и оценки состояния знаний школьников о правилах безопасного поведения в криминальных ситуациях, в том числе и их информационной грамотности о правилах безопасного поведения и действия населения в различных ситуациях криминального происхождения был проведен соцопрос. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты опроса школьников о правилах безопасного поведения в области криминогенной безопасности

Вопросы

Варианты ответов

Ответы ( %)

1. К ЧС криминального характера относятся

а) кража

б) наводнение

в) пожар

96,0

0

4,0

2. «Если вы стали свидетелем карманной кражи у прохожего» ваши действия

а) обратиться за помощью к сотрудникам полиции о случившемся происшествии

б) решить проблему самостоятельно

в) проигнорирую данное происшествие

г) затрудняюсь с ответом

54

 

30

6

10

3. Вопрос о мошенничестве

а) обратитесь к взрослым (родителям)

б) попытаетесь самостоятельно решить проблему

в) ваш вариант

64

30

 

6

4. Определение уровня знаний старшеклассников о возникновении опасностей криминогенного характера в своем городе

а) получают информацию о правилах поведения в ЧС криминогенного характера в школе

б) отмечали потребность в получении информации о безопасном поведении в ЧС криминогенного характера дома

в) в сети Интернет ответы на возникающие вопросы в области криминогенной безопасности находят

г) старшеклассников полагаются на свою интуицию

42

 

 

34

 

 

18

 

 

6

5. Попадали ли Вы в ситуации криминального характера

а) никогда не сталкивался с ситуациями криминального характера

б) ответ положительный

в) затрудняюсь с ответом

57

 

39

4

6. Уровень знаний старшеклассников в области нормативно-правовой базы

а) да

б) нет

в) не знаю

87

7

10

 

Основываясь на данных таблицы можно сделать вывод о том, что не все респонденты обладают достаточными знаниями в области ситуаций криминогенного характера. Это свидетельствует о том, что школьники подвержены опасностям криминального характера, которые могут возникнуть в их регионе. Большинство опрошенных слышали о правилах безопасного поведения человека в криминальных ситуациях, но не все знают какие алгоритмы поведения в этих ситуациях эффективны. Также результаты анкетирования показывают, что некоторые респонденты не владеют аспектами защиты населения в области криминальных чрезвычайных ситуациях. Говоря об информационной грамотности школьников о правилах безопасного поведения в ситуациях криминального характера, отмечаем тот факт, что большинство опрошенных самостоятельно интересуется правилами безопасного поведения в данных ситуациях. В качестве приоритета в школьном образовании необходимо проводить больше уроков, посвященных ситуациям криминального характера, изучая возможные сценарии развития ситуаций, выходов из них с минимальным набором последствий. В ходе исследования нами разработаны и предложены конспекты уроков по теме «Чрезвычайные ситуации криминогенного характера и защита от них» с такими заданиями, как:

        анализ нормативно-правовой базы в области криминогенной безопасности,

        составление глоссария по тематике чрезвычайные ситуации криминального характера,

        заполнение дневника «Чрезвычайные ситуации криминогенного характера в городе-мегаполисе»,

        решение ситуационных задач, разработка алгоритма безопасного поведения, если…, и т.д.

Где учитывается не только актуальность изучаемой темы, так же ее реальность и доступность, вследствие чего, по нашему мнению, повышается уровень знаний к изучению тем криминогенной безопасности и как следствие мотивация к обучению и интересу к школьному предмету ОБЖ.

По окончанию курса у школьников должны быть сформированы следующие знания:

        о характерных криминальных ситуациях, которые могут возникнуть в городе-мегаполисе, доме (подъезде, лифте, лестничной клетке, квартире);

        о правильных действиях в криминальных ситуациях.

        об опасном времени суток и опасных местах, при нахождении в которых возрастает степень угрозы личной безопасности;

        о правилах безопасного поведения на улице;

        о видах опасных домогательств на улице со стороны злоумышленников и насильников и т.д.

Обобщая вышеизложенное, отмечаем, что эффективность информационной грамотности населения должна модернизироваться и подстраиваться под то время, в которое мы живем. Основной задачей, которой является ознакомление и обучение население правилам безопасного поведения при угрозе криминальных ситуациях, во время и после криминальных ситуаций, приемам и способам оказания само- и взаимопомощи.

 

Литература:

 

  1. Безопасность человека. Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений / под ред. Л.И. Шершнева. — М.: Фонд национальной и международной безопасности, 1994.
  2. Бидова Б.Б. Обеспечение криминологической безопасности России. // Наука и образование, февраль, 2014
  3. Бринчук М.М. Правовая охрана атмосферного воздуха. //Материалы общенадзорных проверок природоохранных прокуратур. — М., 2005.
  4. Воробьев Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности (некоторые аспекты государственной политики). — М., 2005.
  5. Криминология: Учебник / ред. В.Н. Кудрявцева — М.: Юристъ, 2007.
  6. Криминология: Учебник / ред. Г. Шнайдер — М, 2004. — Вып. 3.
  7. Налимова О.О. Аспекты изучения вопросов экологической безопасности. Молодой ученый 2014. № 5-1 (64).
  8. Попова Р.И. Методическая подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к формированию гражданственности и патриотизма школьников//Молодой ученый 2014, № 12.
  9. Фараджева Н.А. Авдеева Н.В. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Учебно-методическое пособие / Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского. Чита, 2012.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle