Библиографическое описание:

Шурыгин Ф. Ф. Антикоррупционная политика Республики Сингапур // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 681-691.

Цель статьи — это поиск путей совершенствования российской антикоррупционной политики на примере опыта Республики Сингапур.

Основное внимание уделяется стратегии противодействия коррупции в Республике Сингапур.

Автор описывает особенности антикоррупционной политики Республики Сингапур, которая заслуживает внимания российских специалистов.

Ключевые слова: системная коррупция, антикоррупционная политика, Исследовательское Бюро по вопросам коррупции, взяточничество, бюрократия.

 

Если вы подаёте пример правильного поведения, кто осмелится продолжать вести себя неправильно?

Конфуций


 

Коррупция является корнем очень многих проблем и пороков общества. И без снижения уровня этого негативного социального явления невозможно снизить уровень преступности, эффективно бороться с наркоманией и терроризмом, построить эффективную экономику. Это крайне негативное явление искажает развитие бизнеса, уменьшает эффективность государственного управления, стимулы к инвестициям, сдерживает экономическое и политическое развитие страны, порождает социальное неравенство.

Мировая практика показывает достаточно эффективные методы борьбы с этим явлением. У всех стран в законодательстве закрепляется цель борьбы с коррупцией, но немногие страны применяют такие строгие и последовательные законы, как в Республике Сингапур (далее — Сингапур). В этой стране дела о коррупции среди служащих, особенно занимающих высокие посты, рассматриваются с такой суровостью, какая редко встречается где-либо ещё.

На данный момент Сингапур является наиболее развитым в социально-экономическом отношении государством Юго-Восточной Азии. Республике есть чем гордиться — на протяжении жизни одного поколения ей удалось совершить прорыв из «третьего мира» в «первый» [1].

Об эффективности мер противодействия коррупции в Сингапуре свидетельствуют данные Transparency International (таблица № 1).

Таблица 1

Показатели индекса восприятия коррупции (ИВК) в Сингапуре и России согласно рейтингу Transparency International (1995–2014 гг.) [2]


 

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Сингапур

8,8

8,8

8,7

9,1

9,1

9,1

9,2

9,3

9,4

9,3

Россия

2,4

2,6

2,3

2,4

2,4

2,4

2,3

2,7

2,7

2,8


 


 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Сингапур

9,4

9,4

9,3

9,2

9,2

9,3

9,2

87

86

84

Россия

2,4

2,5

2,3

2,1

2,2

2,1

2,4

28

28

27

                     


 

В 2014 году Transparency International (TI) опубликован рейтинг, согласно которому Сингапур является седьмой из наименее коррумпированных стран мира и первой среди азиатских стран по этому показателю 7 место из 174. В Сингапуре никто, будь то министр, член парламента или высшее должностное лицо, не может находиться выше закона.

«Это одно из криминогенно безопасных обществ, экономика которого почти полностью истребила коррупцию» [3, с. 125].

С целью понять, в каком положении оказался Сингапур в начале своего самостоятельного пути, немного углубимся в его историю.

Первые упоминания о Сингапуре имеются в китайских хрониках III века. Остров был оплотом империи Шривиджая, с центром на Суматре, и носил яванское имя Темасек. Темасек в какое-то время был важным торговым центром, но потом пришёл в упадок. Осталось очень мало свидетельств о городе Темасек кроме отдельных археологических находок. В XV—XVI веках Сингапур входил в состав султаната Джохор. Во время Малайско-Португальской Войны 1617 Сингапур атаковался португальскими войсками. В 1819 сэр Раффлз, представитель Британской Ост-Индской компании, заключил договор с султаном Джохора об организации в Сингапуре торговой зоны с разрешением иммиграции разных этнических групп. В 1867 Сингапур стал колонией Британской Империи, англичане придавали Сингапуру большое значение как важному опорному пункту на пути в Китай. Во время Второй Мировой Войны Япония заняла Малайзию и выиграла битву за Сингапур, которую неподготовленные англичане проиграли, несмотря на значительное превосходство в живой силе, 15 февраля 1942 Сингапур перешёл к Японии вплоть до поражения Японии в сентябре 1945.

С 1959 г. Сингапур стал самоуправляемой колонией, Ли Куан Ю исполнял должность премьер-министра после выборов. В 1963 г. в результате референдума Сингапур вошёл в Малайскую федерацию вместе с государствами Малайя, Сабах и Саравак, а 07 августа 1965 г. был исключён из нее и 09 августа 1965 г. получил независимость [4].

«К моменту обретения независимости Сингапур представлял собой бедную страну, которой приходилось импортировать даже пресную воду и строительный песок. Соседние страны были настроены недружественно, среди населения были популярны социалистические идеи. Страна получила в наследие от Британских колонизаторов действенную гражданскую службу [5], хотя коррупция оставалась привычным явлением и пронизала все слои общества» [6].

После получения Сингапуром независимости, его политические лидеры решили стать образцом поведения для чиновников, сделав открытыми все данные о своем состоянии, доходах, коммерческих интересах и финансовых операциях. Премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю заявил: «Сингапур сможет выжить лишь в том случае, если министры и управляющие чиновники будут неподкупны и квалифицированы. Необходимо показать сингапурцам связь между упорным трудом и высокой наградой за него. Только при таком подходе люди, станут вкладывать инвестиции в Сингапур; лишь тогда сингапурцы будут работать для самореализации и обеспечат себя и своих детей хорошим образованием, вместо того, чтобы мечтать о связях и надеяться на подарки со стороны влиятельных друзей и родственников» [7].

Понимая, что страна находится в критическом положении, правительство Сингапура было исполнено решимостью создать в обществе климат честности и открытости, переводящий коррупцию в разряд социально неприемлемых явлений. В основу работы правительства Сингапур был положен принцип «оставаться честным и неподкупным». Контроль над коррупцией стратегически важен для национального развития Сингапура.

В этот тяжёлый период правительство Сингапура в противостоянии коррупции столкнулось с несколькими проблемами:

  1.      Несовершенное законодательство. Многие коррупционные преступления оказались вне сферы его действия, а работники правоприменительных органов не обладали властью, дающей им возможность эффективно исполнять свои функции. Более того, найти доказательства преступлений было крайне сложно из-за неэффективного законодательства и вовлеченности огромного количества чиновников в коррупционные схемы.
  2.      Низкий уровень заработной платы государственных служащих. Госчиновники имели куда более скромный достаток по сравнению с работниками коммерческого сектора. Многие из них использовали должностное положение в личных целях. Население имело низкий уровень образования и правовой культуры. В итоге взятки стали единственным способом получения доступа к ресурсам.

В некоторых сферах коррупция была организованной и приняла большие масштабы. Например, существовал синдикат, состоявший из более чем 250 передвижных полицейских патрулей, которые получали платежи в размере от 5 до 10 сингапурских долларов с владельцев грузовиков, чьи транспортные средства они распознавали по адресам, написанным на бортах грузовиков. Те владельцы грузовиков, которые отказывались платить, находились под угрозой бесконечных штрафов.

«Таможенные чиновники получали взятки за «ускорение» проверки транспортных средств, перевозивших контрабанду и запрещенные товары. Персонал Центральной службы обеспечения за определенную мзду давал заинтересованным лицам информацию о заявках, поступивших на тендер. Чиновники Импортно-экспортного департамента получали взятки за ускорение выдачи разрешений. Подрядчики давали взятки клеркам, чтобы те закрывали глаза на нарушения. Владельцы магазинов и жители домов платили рабочим Департамента общественного здравоохранения за уборку мусора. Директора и учителя школ получали комиссионные от поставщиков канцелярских товаров. Человеческая изобретательность практически бесконечна, когда дело касается конвертации [8] власти в личную выгоду» [9].

Победить коррупцию и выбиться в мировые лидеры экономического развития Сингапур смог за счет политической воли лидеров и грамотного антикоррупционного законодательства. Первым делом были сокращены возможности для совершения коррупционных действий.

Произошло упрощение процедур принятия решений, была устранена всякая двусмысленность в законах в результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования. Началось противодействие коррупции в высших эшелонах власти.

Серьезные случаи коррупции попадали на полосы газет. Несколько министров были признаны виновными в коррупции — по одному за каждое десятилетие с 60-х до 80-х годов. Расследования были инициированы даже против близких родственников Ли Куан Ю. Ряд министров, уличённых в коррупции, были приговорены к различным срокам заключения, либо покончили жизнь самоубийством, либо бежали из страны. Среди них были и давние соратники Ли Куан Ю.

«В декабре 1979 года президент Национального конгресса профессиональных союзов (НКПС — National Trades Union Congress) [10] и член парламента от Сингапурской Партии народного действия (далее — ПНД) Фей Ю Кок был обвинен по четырем эпизодам в преступном злоупотреблении властью. Общая сумма ущерба оценивалась в 83000 сингапурских долларов. Он также был обвинен по двум эпизодам, подпадавшим под действие «Закона о профсоюзах» за инвестирование 18000 долларов, принадлежавших профсоюзам, в частный супермаркет без одобрения министра. В рамках обычной судебной практики он был освобожден под залог» [11].

Наиболее драматичным был случай с министром национального развития Те Чин Ваном. В ноябре 1986 года один из его старых партнеров на допросе в Исследовательском Бюро по вопросам коррупции (далее — Бюро) признал, что дал Те Чин Вану две суммы наличными по 400 000 сингапурских долларов каждая: в одном случае, чтобы позволить строительной компании оставить за собой часть земли, которая предназначалась для обязательной передачи правительству, а во втором случае, — чтобы помочь подрядчику в приобретении государственной земли для нужд частного строительства. Эти взятки имели место в 1981–1982 годах. Те Чин Ван отрицал получение взяток и пытался торговаться со старшим помощником Бюро, чтобы делу не давали ход.

Секретарь правительства сообщил Ли Куан Ю об этом и сказал, что Те Чин Ван попросил о встрече с ним. Г-н Ли отказал ему. Через неделю, утром 15 декабря 1986 года, офицер безопасности сообщил Ли Куан Ю, что Те Чин Ван умер и оставил ему письмо:

«В течение последних двух недель я был очень печален и находился в состоянии депрессии. Я чувствую свою ответственность за возникновение этого неприятного инцидента, и полагаю, что я должен ответить за это в полной мере. Как благородный восточный джентльмен я считаю, что будет справедливо, если я заплачу за свою ошибку самую высокую цену.

Искренне Ваш,

Те Чин Ван» [12].

Ли Куан Ю в своих воспоминаниях подчёркивал, что он постоянно насаждал принцип верховенства закона и равенство всех перед законом, включая высших чиновников и своих родственников. «Начать с проповеди высоких моральных принципов, твердых убеждений и самых лучших намерений искоренить коррупцию — легко. А вот жить в соответствии с этими добрыми намерениями — трудно. Для этого требуются сильные лидеры и решимость бороться со всеми нарушителями, безо всяких исключений. Служащие Бюро должны были располагать полной поддержкой политического руководства, чтобы действовать без страха и в соответствии с законом» [13].

Следующим шагом было резкое повышение зарплаты судей. Зарплата сингапурского судьи достигла нескольких сот тысяч долларов в год (в 1990-е годы — свыше 1 млн. долл.). Были жёстко подавлены мафиозные группировки. Госслужащим, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня, характерного для топ-менеджеров частных корпораций.

Было ясно, что Правительство Сингапура сможет оставаться чистым и честным только в том случае, если честные и способные люди будут проявлять желание бороться на выборах и занимать официальные должности. Для этого необходимо платить им заработную плату, сопоставимую с той, которую человек, обладающий их способностями и честностью, мог бы заработать, занимая должность управляющего крупной корпорацией или занимаясь частной юридической либо иной профессиональной практикой.

«Если недоплачивать способному человеку, занимающему должность министра, то сложно будет ожидать от него, чтобы он проработал на такой должности долгое время, зарабатывая, лишь часть того, что он мог бы заработать в частном секторе. В условиях быстрого экономического роста и постоянного увеличения заработной платы в частном секторе заработная плата министров должна была быть сопоставимой с заработной платой руководителей их уровня в частном секторе. Малооплачиваемые министры и государственные служащие разрушили не одно правительство» [14].

Сингапурский опыт доказал: адекватное вознаграждение жизненно важно для поддержания честности и морали у политических лидеров и высших должностных лиц.

Ли Куан Ю утверждал, что политическим лидерам стоит платить самые большие зарплаты потому, что они заслужили это тем, что представляют собой порядочное и честное правительство. Если им недоплачивать, они могут поддаться соблазну и вовлечься в коррупционные действия. В соответствии с этим, заработная плата государственных служащих Сингапура неизменно возрастала все эти годы для уменьшения «утечки мозгов» в частный сектор.

При пересмотре в 1989 и 1994 гг. зарплаты высшим государственным служащим Сингапура повысили до такой степени, что они стали самыми большими в мире. Тем не менее, эта формула не означает ежегодного автоматического увеличения жалования, потому что доходы частного сектора то повышаются, то понижаются. Когда в 1995 году доходы в частном секторе снизились, в 1997 году было соответственно уменьшено и жалованье всех министров и высших должностных лиц.

Ли Куан Ю пришёл к выводам о том, что необходимым условием для существования честного правительства является то, что кандидатам на правительственные посты не требуются большие деньги, чтобы добиться избрания, иначе они приводят в действие порочный круг коррупции.

«Высокая «стоимость» выборов являлась и является проклятием многих стран. Затратив значительные средства на избирательную кампанию, победители должны не только вернуть потраченные деньги, но и накопить средства для следующих выборов. Эта система воспроизводит себя вновь и вновь» [15].

Лидеры Партии народного действия (далее — ПНД) постарались снизить издержки на ведение избирательных кампаний. У партии не было необходимости пополнять казну после выборов, и раздавать подарки избирателям в период между выборами. «Мы добивались того, что люди вновь и вновь голосовали за нас тем, что создавали рабочие места, строили школы, больницы, общественные центры. Эти социальные блага изменили жизнь людей и убедили их в том, что будущее их детей — с ПНД. Оппозиционные партии также не нуждались в деньгах. Они побеждали наших депутатов, потому что избиратели хотели, чтобы оппозиция в парламенте оказывала давление на правительство» [16].

Сингапур продемонстрировал, что система чистых, свободных от денег выборов помогает сохранить честное правительство.

Исходя из опыта более чем 20-летнего пребывания у власти, Ли Куан Ю разработал своеобразное «руководство к действию» для будущих политических лидеров. Члены правящей группировки, по мнению Ли Куан Ю, не должны подрывать доверие своих сторонников, делая достоянием гласности внутренние разногласия, решать которые надлежит лично членам группировки. Перед лицом общественности необходимо сохранять внешнее единство. Политические лидеры должны быть последовательными и решительными в своих действиях, руководить честно, беспристрастно и эффективно, не использовать своё положение в корыстных целях. Им необходимо завоевать уважение, а не стремиться к дешёвой популярности. Политический лидер работает во имя всеобщего блага, хотя и невозможно распределить это благо поровну между всеми членами общества. При принятии решений необходимо сохранять трезвость и хладнокровие, делать всё возможное для достижения поставленной цели. «Если же у вас не хватает сил. А такие ситуации возможны, — говорит Ли Куан Ю, — история простит вас. Но если вы потерпели поражение, даже не попытавшись попробовать свои силы или отдавая их не в полную меру, это навлечёт на вас позор и бесчестие». Выживание Сингапура может быть обеспечено только путём создания честной и некоррумпированной администрации. Именно лидеры должны нести в массы новые общественные идеалы: главенство национальных интересов над интересами личности, социальная дисциплина, регламентация, ориентация на будущее, эффективность [17].

Как показали последующие события, у правительства Сингапура нашлось достаточно политической воли, чтобы реализовать свои планы и намерения на практике. Для достижения таких результатов были использованы эффективные методы борьбы с коррупцией в сфере государственной службы.

Каждый государственный служащий, уличённый в получении взятки, наказывается очень сурово. Если его вина доказана, то возбуждается уголовное дело. Чиновник, осуждённый за коррупцию, лишается работы и многих льгот.

Бывают случаи, когда доказательств для возбуждения уголовного дела недостаточно. В этой ситуации, чиновника могут подвергнуть дисциплинарной процедуре в виде временного отстранения от службы, понижения в ранге, задержки в получении зарплаты, штрафа, выговора и даже отставки.

Для снижения вероятности коррумпированных действий проводится комплекс предупредительных мероприятий:

          выбор оптимальных административных процедур;

          устранение благоприятных возможностей для коррупции, как в действующих нормах, так и в организации работы ведомств;

          соразмерный пересмотр жалования чиновников;

          напоминание государственным поставщикам при подписании контрактов, что дача взятки чиновникам может привести к разрыву контракта;

          сокращение и облегчения для граждан разного рода бюрократических процедур;

          регулярное проведение бесед с чиновниками о том, как не оказаться вовлеченным в коррупционные схемы;

          проведение со студентами колледжей занятий на тему опасности коррупции;

          принятие меры по устранению задержек в предоставлении разрешений и лицензий и т. д.

«Государственные служащие каждый год обязаны подать специальную декларацию об отсутствии у них долгов. Считается, что погрязший в долгах чиновник скорее пренебрежет своими должностными обязанностями ради собственной выгоды, то есть, скорее, будет вовлечен в коррупционные схемы. Предоставление чиновником ложных сведений в такой декларации приводит к увольнению чиновника с государственной службы» [18].

«Каждый чиновник при приеме на службу и далее ежегодно обязан декларировать свое имущество и инвестиции в бизнес, включая вложения жены и зависимых от него детей. Несоответствие богатства и получаемого жалования ведет, как минимум, к административному расследованию. Если чиновник владеет долями в частных компаниях, ему могут предложить продать паи и акции во избежание конфликта интересов» [19].

«Чиновникам запрещено принимать любые подарки в виде денег или в любой другой форме от людей, состоящих с ними в деловых отношениях. Запрещено также принимать приглашения, способные поставить его в любого рода зависимость. Если чиновник не может отказаться от подарка (например, в соответствии с протоколом визита иностранной делегации), чиновник может его принять, но должен незамедлительно передать его главе своего департамента. Впрочем, чиновник может взять предмет, если предварительно заплатит за него по цене, определенной официальной бухгалтерией» [20].

В антикоррупционном законодательстве Сингапура чётко закреплены пределы ответственности государственных служащих.

Чиновникам запрещается:

          принимать любые награды от любого члена общества в качестве платы за услугу;

          принимать подарки за уклонение от действий;

          принимать плату за проявление или не проявления расположения кому-либо против долга;

          намерено допускать ошибки в официальных документах, а также делать лживые и неверные заявления;

          принимать подарки, приглашения на обед или совместные развлечения от любого лица, с которым чиновник состоит в официальных отношениях;

          заниматься какой-либо внеурочной работой или коммерческой деятельностью без письменного разрешения властей;

          принимать вознаграждение за свои услуги от кого-либо в качестве платы за свои профессиональные обязанности;

          принимать вознаграждение или компенсацию от любого поставщика за внеурочную работу по надзору за его проектом;

          вкладываться в бизнес любого предпринимателя, с которым чиновник состоит в официальных связях;

          принимать комиссионные и откаты от поставщиков, оказывающих услуги;

          соглашаться на предложения по бесплатному обслуживанию в личных делах (помощь с транспортом, реконструкцией) от любого лица, с которым чиновник имеет дела;

          вступать в неформальные отношения с любым лицом, с которым чиновник имеет официальные отношения, и проявлять фаворитизм;

          принимать предложения отправиться в заграничную поездку от поставщиков под прикрытием повода обучения или обзора заграничной продукции;

          проводить официальные встречи или переговоры на территории поставщика или в публичных местах, если нет причины для этого;

          посещать офис или дом любого лица, с которым чиновник состоит в официальных отношениях;

          занимать деньги (открыто или тайно) у поставщика, с которым чиновник состоит в отношениях;

          позволять поставщику оплачивать свои счета или займы;

          давать личным интересам перевешивать служебный долг;

          наносить вред правительству, например, давая советы поставщику по использованию лазеек в контрактах.

Чиновникам позволено:

          сообщать о любых коррупционных проявлениях;

          избегать неформальных отношений с членами общества, вступающими с чиновником в официальные отношения, чтобы избежать предвзятости и фаворитизма;

          указывать на интерес в любом бизнесе не только в своих интересах, но и в интересах семьи. Отстраняться от надзора над такими проектами;

          общаться с любым человеком, с которым он вступает в официальные отношения, равноправно и честно без боязни и протекции;

          знакомиться с положениями Закона о противодействии коррупции, а также установками и инструкциями ведомства, управляющего сопровождением служащих;

          консультироваться с начальником в случаях, когда возникают сомнения относительно обоснованности того или иного действия;

          всегда быть лояльным ведомству и придерживаться его интересов [21].

Как уже отмечалось выше, одной из причин высокого уровня коррупции было несовершенное законодательство.

Так как в 1959 году Сингапур был бедной страной, правительство не могло позволить себе поднять зарплаты служащим. Альтернативой было усиление существующего законодательства по уменьшению возможности для совершения коррумпированных действий и повышения наказания за коррупционные действия.

Лидеры государства сделали вывод о том, что необходимо сокращение возможностей для совершения коррумпированных действий. Они были инициаторами всесторонней антикоррупционной стратегии в 1960 г., закрепив ее в Акте о предотвращении коррупции (The Prevention of Corruption Act — POCA) (далее — Акт о предотвращении коррупции) и, укрепив антикоррупционное бюро, которое было впервые создано Британским колониальным правительством в октябре 1952 года. С тех пор коррупция рассматривается с двух сторон — стимул и возможность принять участие в акте коррупции, новая всеобъемлющая стратегия основывалась на принципе «логика в контроле за коррупцией», т. е. «попытки искоренить коррупцию должны основываться на стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность, склонения личности к совершению коррумпированных действий».

Акт о предотвращении коррупции был издан 17 июня 1960 года, и имел ряд важных особенностей.

Во-первых, коррупция точно квалифицирована с точки зрения различных форм «вознаграждения» в статье 2 Акта о предотвращении коррупции, в которой также в первый раз указаны Бюро и его директор.

Вид преступления, называемый обычно взяткой, описан в законе термином «коррупционное вознаграждение». Вознаграждения могут принимать разные формы и включать в себя:

          деньги или любые подарки, гонорары, займы, награды, комиссионные, ценные бумаги, другую собственность или долю в любой собственности, движимой или недвижимой;

          любую должность, работу или контракт;

          любую уплату, освобождение, погашение долга в рамках любого займа, обязательства и других задолженностей полностью или частично;

          любые другие услуги, предпочтения, преимущества любого вида, включая защиту от любого штрафа или неплатежеспособности, настоящей или ожидаемой, а также освобождение от действий или дисциплинарных взысканий, назначенных либо нет, или снисхождение к выполнению любой обязанности или права в рамках профессиональной деятельности;

          любое предложение, попытку или обещание любого вознаграждения [22].

В статье 8 Акта о предотвращении коррупции постулируется, по сути, презумпция виновности агента правительства, любого государственного ведомства или государственной общественной организации. Любое вознаграждение, полученное чиновником от лица, искавшего связи с правительством, будет считаться заплаченным коррупционным путем в качестве стимула или награды, пока не доказано обратное. Это фактически переносит бремя доказывания своей невиновности на служащего, который должен убедить суд, что вознаграждение не было получено в рамках коррупционной схемы [23].

В соответствии со статьей 5 Акта о предотвращении коррупции, лицо виновно в коррупции, когда оно само, либо в соучастии с другими, незаконно подкупает, получает, или выражает согласие на получение любого вознаграждения для себя или другого человека. Незаконно дает, обещает или предлагает любому человеку вознаграждение, независимо от того, в своих или сторонних интересах делая это, вознаграждая или подстрекая любого человека к действию или бездействию в отношении любого дела, реального либо лишь задуманного [24].

В соответствии со статьей 6 Акта о предотвращении коррупции, коррупционное действие считается совершенным, когда агент незаконно принимает вознаграждение или действует, либо соглашается принять или пытается действовать в интересах любого человека, оказывает покровительство либо пренебрежение к чьим-либо интересам [25].

В-третьих, повысился сдерживающий эффект Акта о предотвращении коррупции, наказание за коррумпированные действия возросло до 5 лет тюремного заключения и (или) штраф 100 тысяч долларов [26].

В-четвертых, лицо, признанное виновным в принятии незаконного вознаграждения, вынуждено заплатить сумму, которую оно приняло в качестве взятки в дополнение к тому наказанию, к которому приговорил суд [27].

В-пятых, наиболее значительная особенность Акта о предотвращении коррупции была в том, что он дал Бюро больше власти. Например, статья 15 указанного Акта обеспечивала служащих Бюро полномочиями на совершение арестов и обыск арестованных лиц. Акт о предотвращении коррупции уполномочил Общественного Прокурора давать разрешения директору Бюро и его главному заместителю проверять «любые банковские счета, долевые счета и расчетные счета» если кто-либо подозревается в совершении правонарушения в соответствии с Актом о предотвращении коррупции [28].

Статья 18 Акта о предотвращении коррупции уполномочивала служащих Бюро проверять банковские книжки государственных служащих, а также их жен, детей и агента, если это необходимо [29].

В 1981 г. в Акт о предотвращении коррупции были внесены поправки, для того, чтобы повысить сдерживающий эффект требованием к тем, кто совершил коррумпированное действие, возместить все полученные деньги помимо исполнения обычного судебного приговора. Для тех, кто не в состоянии произвести полное возмещение, выносится более строгий судебный приговор.

Большое значение для работы Бюро имело то, что вскоре 03.03.1989 г. был издан Акт о Коррупции (Конфискация выгод), в котором оговаривалась конфискация выгод, извлеченных путем коррупционных действий. Если ответчик умер, суд подает иск, содержащий в себе заявление о конфискации его владений.

Антикоррупционное законодательство Сингапура регулярно пересматривается с тем, чтобы закрыть коррупционерам лазейки для ухода от ответственности.

За прошедшие годы были внесены следующие изменения:

          Суд получил право назначать преступникам штрафы, эквивалентные размерам полученных взяток, независимо от основного наказания или срока тюремного заключения. Для тех, кто не в состоянии произвести полное возмещение, выносится более строгий судебный приговор.

          Следователи Бюро были наделены более широкими полномочиями.

          Стало необязательным доказывания того, что лицо, получавшее взятку, было в выгодном положении.

          Следователи Бюро получили возможность получать информацию об уплаченных налогах.

          Чиновников обязали декларировать сведения о своем богатстве (о недвижимости, счетах в банке, пакетах акций и др.) а также о богатстве их жен и детей.

          Суд получил право признавать несоответствие богатства и уплаченных налогов в качестве подкрепляющего доказательства факта коррупционных действий.

          Граждане Сингапура были наделены ответственностью за коррупционные преступления, совершенные за пределами страны, и судимы, как если бы они их совершили внутри страны.

          Усилена ответственность за дачу заведомо ложных показаний или ложной информации.

          Показания сообщника отныне считаются судом не заслуживающими доверия, пока не доказано обратное.

          Законной практикой стало предоставление гражданами по требованию следователей Бюро нужной им конфиденциальной информации.

          Закон о коррупции 1989 года (Конфискация выгод) наделил суд правом конфисковать собственность и денежные средства, происхождение которых лицо, уличенное в коррупции, не может внятно объяснить. В случае смерти ответчика, суд вправе принять решение о конфискации его имущества.

Правовая система Сингапура настроена на профилактику коррупции. Глава министерства юстиции Йонга Пунг Хо, сказал в 2002 году: «Я не сомневаюсь, что в судах можно применять куда более жесткие наказания, чтобы воспитать в обществе недоверие и отвращение к действиям, наделяющим гражданскую службу сомнительной репутацией, и серьезно вредящим беспристрастной работе нашей уголовной системы. Легкое попустительство преступлению, сделанное сегодня, выведет из равновесия эффективность нашей гражданской службы, уменьшив доверие населения к правоприменительным органам, и откинув назад усилия правительства по созданию в международном сообществе облика Сингапура как безопасного и свободного от коррупции государства» [30].

В реализации антикоррупционного законодательства на практике весьма велика роль указанного выше специального агентства — Бюро по расследованию случаев коррупции. Это правительственное агентство, расследующее и преследующее коррупцию в государственном и частном секторах [31], было учреждено еще Британским колониальным правительством в 1952 году. А Акт о предотвращении коррупции, вступивший в силу в 1960 году, наделил Бюро обширными полномочиями в расследовании.

Правительство Сингапура сознавало, что предусмотренные законом устрашающие наказания не будут действенными, если они не опираются на эффективное правоприменение. Именно поэтому оно сделало Бюро универсальным антикоррупционным агентством. Несмотря на то, что основной его функцией является расследование коррупции, оно наделено полномочиями вести следствие и по прочим уголовным делам, связанным с фактами коррупции.

Основные функции Бюро: 1) получать и расследовать жалобы, содержащие обвинения в коррупции в общественных и частных сферах; 2) расследовать случаи халатности и небрежности, допущенные государственными служащими; 3) проверять деятельность и операции, проводимые государственными служащими с целью минимизировать возможность совершения коррумпированных действий.

Бюро, объединённое с офисом премьер-министра, возглавляется директором, напрямую подчиняющимся главе государства. Таким образом, Бюро независимо от полиции и других правительственных ведомств, обладает значительной политической и функциональной независимостью от всей бюрократии, включая чиновников в ранге министров.

Бюро представляет собой подразделение администрации Премьер-министра Сингапура.

Бюро имеет три департамента: следственный, справочно-информационный и вспомогательный.

Следственный департамент (самый большой) несет ответственность за проведение операций Бюро. Члены этого подразделения подают дела о расследованиях директору Бюро, который обращается к государственному прокурору и рекомендует предпринять соответствующие действия на основании имеющихся доказательств. Однако если доказательств для рассмотрения дела в суде недостаточно, директор направляет дело к главе отдела, занимающегося дисциплинарными делами, после получения разрешения Государственного прокурора.

Справочно-информационный и вспомогательный департаменты несут ответственность за два блока функций.

Первый блок включает в себя конкурсный отбор кандидатов для назначения на государственные посты и их дальнейшее продвижение, проведение курсов по повышению квалификации.

Второй блок включает анализ и выявление тех слабых мест в государственных органах, которые являются причиной коррупции.

Справочно-информационный и вспомогательный департаменты Бюро поддерживаются исследовательским объединением, которое анализирует рабочие операции склонных к коррупции правительственных отделов и выявляет те слабые места в организации и регулировании работы подразделений администрации, которые служат причиной коррупции.

Административная служба выполняет финансовые и управленческие функции Бюро и обеспечивает канцелярскую поддержку других подразделений.

Методы работы Бюро авторитарны. Оно имеет исключительное право без решения суда задерживать и обыскивать подозреваемых в коррупционных деяниях, если на то есть основания в соответствии с законодательством. Может вести расследование не только в отношении подозреваемого, но также его родственников и поручителей, проверять любые их банковские, долевые и расчетные счета и финансовые записи. Может вызывать на допрос свидетелей, а также расследовать любые правонарушения, вскрывающиеся в ходе изучения коррупционного дела.

«Бюро вызывает страх в сердцах многих сингапурцев, особенно склонных к коррупционным действиям. Сингапурская бюрократия боится Бюро, как всевидящего ока правящей партии. Бюро уважают за эффективную работу и утонченные методы действия. Его называют также «Бюро по расследованию заразной жадности» [32].

          Следователи Бюро наделены следующими полномочиями:

          Производить аресты, в соответствии с законодательством.

          Директор и другой особый уполномоченный имеют право арестовывать без повестки любого человека, подозреваемого в коррупционных преступлениях, к которому имеются разумные претензии, если получена информация из достоверных источников.

          Следователи могут обыскивать любое арестованное лицо, при наличии улик незаконной деятельности.

          Любое лицо, арестованное по таким мотивам, препровождается в отделение Бюро или полиции.

          Следователи наделены правом на изъятие вещественных доказательств. Сотрудники Бюро, по выданной повестке, могут входить в любое помещение, даже силой, обыскивать его, производить выемку любых документов, статей или имущества, связанных с коррупционными действиями.

Если офицер Бюро имеет разумные основания полагать, что отсрочка в получении повестки сорвет планы расследования, он может воспользоваться правом расследования без получения повестки.

Таким образом, Бюро не нуждается в обширном персонале, хотя имеет большую нагрузку, т. к. размещается в офисе премьер-министра и обладает законной властью, уполномочивающей Бюро получать требуемое сотрудничество, как с государственными, так и с частными организациями.

В свете вышеизложенного можно выделить основные принципы, на которых основана стратегия борьбы с коррупцией в Сингапуре:

          Меры должны предприниматься по отношению к обеим сторонам: и тем, кто дает взятки, и тем, кто их берет.

          Четко соблюдается принцип ответственности: коррупцию необходимо наказывать в административном или уголовном порядке.

          Должна быть проведена четкая граница между государственными обязанностями и личными интересами. Именно это подразумевал г-н Ли Куан Ю, когда заявил, что конфуцианская обязанность помогать своей семье, родственникам и друзьям должна выполняться только с привлечением собственных, а не государственных средств.

          Главенство закона. Это достигается за счет сотрудничества Бюро, расследующего случаи коррупции, и судебных органов, которые решают, каким будет наказание. Общественность должна быть уверена, что Бюро действует эффективно и юридически законно.

          Коррупция должна быть максимально исключена путем установления ясных и четких методов работы и принятия решений. Как только общественность осознает, что не существует возможности влиять на правительственные решения путем дачи взяток, коррупции станет меньше.

          Лидеры должны подавать личные примеры безупречного поведения на самом высоком уровне, чтобы поддерживать свой моральный авторитет, необходимый для борьбы с коррупцией. Следовательно, неподкупность должна быть ключевым критерием, основной целью политических лидеров.

          Необходимо наличие гарантий, что именно признание личных и профессиональных заслуг, а не родственные связи или политическое покровительство, должно быть определяющим фактором при назначении должностных лиц. Использование семейных связей подрывает доверие к государственной службе, к ее эффективности и беспристрастности. Напротив, признание заслуг гарантирует, что на соответствующий пост будет назначен квалифицированный специалист.

          Как подчеркнул Ли Куан Ю, основное правило — соблюдать принцип неподкупности и увольнять запятнавших свою репутацию чиновников. Пресса играет важную роль в предании гласности случаев коррупции и деталей наказания, чтобы информировать общественность относительно последствий коррупции. Это помогает создать атмосферу честности и доверия к государственной службе, а также закрепить принцип наказания коррупции, т. к. борьба с коррупцией зависит от системы ценностей политических лидеров, государственной службы и общества.

          Государственным служащим должны соответственно платить. В Сингапуре министрам и высшим должностным лицам платят согласно формуле, привязанной к средней заработной плате успешно работающих в частном секторе лиц (адвокатов, банкиров и т. д.).

          Необходимы создание эффективного, работающего на принципе честности и преданности своему делу органа по борьбе с коррупцией, и защита информаторов, сообщающих о случаях коррупции.

          Нужно минимизировать количество необходимых для документов подписей. Это уменьшит возможности для коррупции.

          Необходимо использовать законы таким образом, чтобы распространить их действие на должностных лиц с целью выяснения источников их доходов. Если они не могут объяснить, откуда у них дополнительные финансовые средства, можно предположить, что источником является коррупция. В Сингапуре каждый год от государственных служащих требуют заполнения специальных форм для декларации их имущества, активов и долгов.

Все перечисленные принципы сингапурцы старались повсеместно выполнять. Кроме того, Сингапуру удалось осуществить контроль за денежной политикой, введя жесткие правила: строгие ограничения расходов на избирательные кампании; разрешение осуществлять пожертвования только в пользу политических партий, а не отдельных министров или членов парламента, поскольку нельзя позволить таким образом покупать влияние с целью изменения политики и правительства.

Из сингапурской стратегии борьбы с коррупцией российским политическим лидерам необходимо подчеркнуть те ключевые моменты, которые привели Сингапур к победе над этим негативным социальным явлением.

Самое главное! Политические лидеры должны быть положительным примером для чиновников. Они должны демонстрировать примерное поведение, вести скромный образ жизни, и избегать вовлечения в коррумпированные схемы. Отто Фон Бисмарк говорил: «Возможно управлять страной с плохими законами, но невозможно управлять страной с недисциплинированными чиновниками». Каждый, кто признан виновным в совершении коррумпированных действий, должен быть наказан, не смотря на его социальный статус.

Следующим важным ключевым моментом является эффективная всесторонняя антикоррупционная стратегия. Она должна состоять из двух элементов.

  1.      Обширное антикоррупционное законодательство. Оно должно быть всеохватывающим, чтобы предотвратить все способы уклонения от закона и должно периодически пересматриваться для введения актуальных поправок, когда это требуется.
  2.      Автономное агентство по борьбе с коррупцией. Антикоррупционное агентство должно само по себе быть некоррумпированным. Для этого оно должно контролироваться или находится под наблюдением политического лидера, который не склонен к коррумпированным действиям. Эти должности должны занимать честные и компетентные лица.

Необходимо уделить особое внимание уменьшению возможности коррумпированных действий в тех органах, которые наиболее склонны к коррумпированной деятельности. (Например, таможня, полиция и т. д.).

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что опыт Сингапура в контроле над этим негативным явлением демонстрирует возможность минимизации коррупции, если присутствует сильная политическая воля.


 

Литература:


 

  1.      Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. URL: http://bookz.ru/authors/avtorneizvesten/history_singapur/1-history_singapur.html/ (дата обращения: 21. 03.2015).
  2.      Официальный сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив. Индекс восприятия коррупции 2014. URL: http://transparency.org.ru (дата обращения: 08.09.2015).
  3.      Ефимов, Г. В. Борьба с коррупцией в Сингапуре // Россия и АТР. 2008. № 2. С. 125.
  4.      История Сингапура: [сайт]. URL: http://po.singapu.ru/history/ (дата обращения: 07. 03.2015).
  5.      Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. URL: http://bookz.ru/authors/avtorneizvesten/history_singapur/1-history_singapur.html/ (дата обращения: 21. 03.2015).
  6.      Сиротин А. Лечение «заразной жадности». URL:http://aim.sudanet.ru/borba_ s_corrupciei_v_singapure/ (дата обращения: 27. 03.2015).
  7.      Сиротин А. Лечение «заразной жадности». URL:http://aim.sudanet.ru/borba_s_corrupciei_v_singapure/ (дата обращения: 27. 03.2015).
  8.      Конвертация (от лат. converto — изменяю, превращаю) — проведение конвертирования, перевод чего-либо во что-либо другое, обмен (напр., К. валюты означает перевод суммы денег из одной валюты в другую).
  9.      В бананово-лимонном Сингапуре. January 23rd, 2009. Фрагменты авторизированного перевода издания Lee Kuan Yew. The Singapore Story: 1965–2000/ From third world to first. HarperColins Publishers, N.Y., USA, 2000. URL: http://www.konstruktiv.net/?p=15/(дата обращения: 03. 04.2015).
  10. Национальный конгресс профессиональных союзов (НКПС — National Trades Union Congress), также известный как Сингапурский Национальный Конгресс профсоюзов (SNTUC), национальный центр профсоюза в Сингапуре. URL: http://perevod.yandex.ru/en/?url=http %3A %2F %2Fen.wikipedia.org %2Fwiki %2FNational_Trades_Union_ Congress/ (дата обращения: 04. 04.2015).
  11. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. URL: http://bookz.ru/authors/avtor-neizvesten/history_singapur/1-history_singapur.html/ (дата обращения: 21. 03.2015).
  12. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. URL: http://bookz.ru/authors/avtor-neizvesten/history_singapur/1-history_singapur.html/ (дата обращения: 21. 03.2015).
  13. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. URL: http://bookz.ru/authors/avtor-neizvesten/history_singapur/1-history_singapur.html/ (дата обращения: 21. 03.2015).
  14. В бананово-лимонном Сингапуре. January 23rd, 2009. Фрагменты авторизированного перевода издания Lee Kuan Yew. The Singapore Story: 1965–2000/ From third world to first. HarperColins Publishers, N.Y., USA, 2000. URL: http://www.konstruktiv.net/?p=15/ (дата обращения: 03. 04.2015).
  15. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. URL: http://bookz.ru/authors/avtor-neizvesten/history_singapur/1-history_singapur.html/ (дата обращения: 21. 03.2015).
  16. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. URL: http://bookz.ru/authors/avtor-neizvesten/history_singapur/1-history_singapur.html/ (дата обращения: 21. 03.2015).
  17. Ли Куан Ю. Сингапурская история: из третьего мира в первый. URL: http://bookz.ru/authors/avtor-neizvesten/history_singapur/1-history_singapur.html/ (дата обращения: 21. 03.2015).
  18. Сиротин А. Лечение «заразной жадности». URL: http://aim.sudanet.ru/borba_s_corrupciei_v_singapure/ (дата обращения: 27. 03.2015).
  19. Сиротин А. Лечение «заразной жадности». URL: http://aim.sudanet.ru/borba_s_corrupciei_v_singapure/ (дата обращения: 27. 03.2015).
  20. Сиротин А. Лечение «заразной жадности». URL: http://aim.sudanet.ru/borba_s_corrupciei_v_singapure/ (дата обращения: 27. 03.2015).
  21. Prevention of corruption Act. URL: http://app.cpib.gov.sg/cpib_new/user/default.aspx?pgID=201/ (дата обращения: 15. 05.2015).
  22. Prevention of corruption act. 2. Interpretation. URL: http://publicofficialsfinancialdisclosure.worldbank.org/sites/fdl/files/assets/lawlibraryfiles/Singapore_ Anti-Corruption %20Law_1960 %20amended %202002_en.pdf (дата обращения: 15.07.2015).
  23. Prevention of corruption act. 8. Presumption of corruption in certain cases. URL: http://publicofficialsfinancialdisclosure.worldbank.org/sites/fdl/files/assets/law- library-files/Singapore_Anti-Corruption %20Law_1960 %20amended %202002_en.pdf (дата обращения: 15.07.2015).
  24. Prevention of corruption act. 5. Punishment for corruption. URL: http://publicofficialsfinancialdisclosure.worldbank.org/sites/fdl/files/assets/law- library-files/Singapore_Anti-Corruption %20Law_1960 %20amended %202002_en.pdf(дата обращения: 15.07.2015).
  25. Prevention of corruption act. 6. Punishment for corrupt transactions with agents. URL: http://publicofficialsfinancialdisclosure.worldbank.org/sites/fdl/files/assets/law- library-files/Singapore_Anti-Corruption %20Law_1960 %20amended %202002_en.pdf(дата обращения: 15.07.2015).
  26. Prevention of corruption act. 5. Punishment for corruption. URL: http://publicofficialsfinancialdisclosure.worldbank.org/sites/fdl/files/assets/law-library-files/Singapore_Anti-Corruption %20Law_1960 %20amended %202002_en.pdf (дата обращения: 15.07.2015).
  27. Prevention of corruption act. 13. When penalty to be imposed in addition to other punishment. URL: http://publicofficialsfinancialdisclosure.worldbank.org/sites/fdl/files/assets /law-library-files/Singapore_Anti-Corruption %20Law_1960 %20amended %202002_en.pdf (дата обращения: 15.07.2015).
  28. Prevention of corruption act. 17. Powers of investigation. URL: http://publicofficialsfinancialdisclosure.worldbank.org/sites/fdl/files/assets/law-library-files/Singapore_Anti-Corruption %20Law_1960 %20amended %202002_en.pdf (дата обращения: 15.07.2015).
  29. Prevention of corruption act. 18. Special powers of investigation.URL:http://publicofficialsfinancialdisclosure.worldbank.org/sites/fdl/files/assets/law- library-files/Singapore_Anti-Corruption %20Law_1960 %20amended %202002_en.pdf (дата обращения: 15.07.2015).
  30. Бюропорасследованиюслучаевкоррупции — Corrupt Practices Investigation Bureau (CPIB): [сайт]. URL: http://app.cpib.gov.sg/cpib_new/user/default.aspx?pgID=201/ (дата обращения: 17.04.2015).
  31. Бюро по расследованию случаев коррупции: [сайт] URL: http://app.cpib.gov.sg/cpib_new/user/default.aspx?pgID=201/ (дата обращения: 17. 04.2015).
  32. Jon S. T. Quah, «AdministrativeandLegalMeasuresforCombatingCorruptioninSingapore» (Административные и юридические меры для того, чтобы бороться с коррупцией в Сингапуре). 1977. URL:http://www.jonstquah.com/publications.htm. (дата обращения: 09. 04.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle