Библиографическое описание:

Ильясова К. К. Использование наглядного моделирования при формировании у дошкольников временных представлений // Молодой ученый. — 2015. — №22.4. — С. 40-43.

 

«Из всех критериев самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый – Время»

В. Белинский

Способность человека воспринимать предметы и явления в единстве их прошедшего, настоящего и будущего состояний, в динамике рассматривается как один из показателей развитого мышления. Время организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению.

Ориентировка во времени необходима ребенку как будущему члену общества. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и таким образом готовит к школьному обучению. Уровень развития временных представлений – один из показателей интеллектуальной готовности к школе. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку в повседневной жизни.

Время воспринимается детьми опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Опосредованную информацию о частях суток, о наступлении дня рождения, праздников, иных событий, связанных со временем, ребенок усваивает на опыте личной жизни, жизни окружающих его людей. Однако в непосредственном опыте дети не овладевают знаниями о мерах измерения времени, не осваивают практические пользования ими. Дети подчиняются установленному режиму, но у них слабо развито чувство времени. Время – это очень сложный объект познания. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующим и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

Моделирование – это своеобразный способ «материализации» времени, отражение его в наглядной, условно – схематической форме. Специфические особенности времени затрудняют ее восприятие. Время всегда в движении, течение времени необратимо, его нельзя задержать, вернуть, «показать», поэтому педагогу необходимо использовать в работе различные способы и средства их материализации: картины, модели, символы – знаки. С использованием моделирования организуется предметная деятельность, обогащается чувственный опыт, в котором ребенок манипулирует временными явлениями. При этом активизируется наглядно-схематическое мышление, которое может служить переходной ступенькой к развитию логического мышления. Характер наглядных средств меняется с развитием мышления ребенка. Если в младшем возрасте наглядность выражается в предметах и опосредованном восприятии явлений окружающего мира, то в дальнейшем характер наглядных средств меняется, принимая вид модели, макета, схемы, графика. Модели времени могут быть линейные, круговые, спираль и многослойная модель. Есть модели, предложенные Ф. Н. Блехер, Т. Д. Рихтерман. Объемные модели в виде спирали созданы Е. Щербаковой, которые затем усовершенствовал Н. Локоть моделью с многослойной поверхностью. Указанные модели позволяют распознавать отдельные эталоны: части суток, времена года, дни недели и устанавливать последовательность между ними.

При знакомстве детей с основными признаками времен года основной источник наблюдения, окружающая жизнь. Необходимо использовать наиболее яркие, запоминающие явления природы из жизни детей. Затем предлагаем систему игровых ситуаций, максимально приближенных к личному опыту каждого ребенка, учимся распознавать контрастные отрезки времени: день – ночь, утро – вечер. При этом используем начальные символы частей суток: солнце, темный фон ночного неба. Обыгрываем характерные признаки той или иной части суток, характерные действия человека.

На следующем этапе дети изучают не только названия и характерные признаки частей суток, но и последовательность, здесь целесообразно использовать наглядное моделирование. Учитывая трудности в определении последовательности частей суток, в качестве наглядности можно использовать круговой вариант модели суток (С.Н. Чудновой). Данная модель помогает проводить упражнения на соотнесение цветных символов с четырьмя секторами круговой модели методом приложения, устанавливать последовательность от любой части суток в их цикле следования. Возможно использование д/и « Назови все части суток», «Назови соседей», «Что сначала, что потом». Понятие сутки – это исходная мерка к переходу к понятию неделя.

При ознакомлении с днями недели можно использовать как линейное, так и круговое моделирование, с цветовым изображением всех дней недели, числовой отметкой (точкованием) и движущейся стрелкой. Возможно использование таких дидактических игр как «Найди соседей», «Назови по порядку».

Интересно использование счётных палочек Кюизенера для составления круговой модели «Неделька». Данная модель дает целостное представление о недели как о временном отрезке, позволяет закрепить последовательность и названия дней недели.

Круговая модель «Неделька» с использованием палочек Кюизенера

В данной круговой модели вместо числовой отметки (точкования) используются палочки Кюизенера. Исходя из того, что каждая палочка своим цветом и длиной обозначает число, то можно нарисовать плоскостные палочки от белой до черной, и определить, почему каждая палочка обозначает тот или иной день недели.

      Белая палочка – это число 1, а понедельник – это первый день недели, поэтому белая палочка обозначает понедельник.

      Розовая палочка – это число 2, а вторник – это второй день недели, поэтому розовая палочка обозначает вторник.

      Голубая палочка – это число 3, а среда – это третий день недели, поэтому голубая палочка обозначает среду.

      Красная палочка – это число 4, а четверг – это четвертый день недели, поэтому красная палочка обозначает четверг.

      Желтая палочка – это число 5, а пятница – это пятый день недели, поэтому желтая палочка обозначает пятницу.

      Фиолетовая палочка – это число 6, а суббота – это шестой день недели, поэтому фиолетовая палочка обозначает суббота.

      C:\Users\1\Desktop\DSCN2528.JPGЧерная палочка – это число 7, а воскресенье – это седьмой день недели, поэтому черная палочка обозначает воскресенье.

При знакомстве детей с круговой моделью «Неделька» вначале предлагается разгадать загадку:

Братцев этих ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний,

Появляется передний.

 

Круговая модель «Неделька»

А затем по круговой модели «Неделя» предлагается детям ответить на следующие вопросы:

1) Назовите первый день недели и покажите на модели ту палочку, которая этот день недели обозначает.

2) Назовите день недели, который стоит между четвергом и субботой, и покажите ту палочку, которая этот день недели обозначает.

3) Если сегодня вторник, то какой день недели был вчера и покажите ту палочку, которая этот день недели обозначает.

4) Если сегодня вторник, то какой день недели будет завтра и покажите ту палочку, которая этот день недели обозначает.

Что касается линейной модели «Неделька», то здесь возможно использование логических блоков Дьенеша.

Линейная модель «Неделька» с использованием логических блоков Дьенеша

Каждый день недели шифруется определенным блоком:

C:\Users\1\Desktop\DSCN2529.JPGСиний квадрат – понедельник;

Желтый круг - вторник;

Красный треугольник – среда;

Желтый квадрат – четверг;

Желтый треугольник – пятница;

Красный квадрат – суббота;

Красный круг – воскресенье.

 

 

 

Линейная модель «Неделька»

 

С данной линейной моделью можно предложить следующие варианты игр:

1 вариант игры.

Жила – была неделька, и хорошо ей было, все у нее было правильно. За понедельником шел вторник, за вторником - среда, за средой – четверг, и все остальные шли по порядку. Но вот однажды захотелось им поиграть. Поиграли они, расшалились, разбежались в разные стороны, а когда захотели собраться, то получилось что-то странное: за средой стоял вторник, за вторником – воскресенье. Все дни перепутались. Нужно помочь недельке и собрать правильную последовательность дней недели. Дети вспоминают, какой блок обозначает тот или иной день недели, и затем выкладывают их в правильном порядке.

2 вариант игры.

Каждому ребенку дается название дня недели и соответствующий блок. Дети играют, разбегаются, затем собираются и выстраиваются в недельку, вспоминая обозначение каждого блока и их правильную последовательность.

Детей также необходимо знакомить с непрерывностью и текучестью времени. Для этого можно использовать объемные модели «Многослойной поверхности: «Сутки», «Неделя», «Год» (Н. Локоть). Передвигая движущуюся муфту, иллюстрируем текучесть и непрерывность времени. Таким образом, дети ежедневно практическим способом осваивают сложнейшие временные категории: отмечают, как, минуя «неделю» - привычную плоскостную модель, наступивший день – подвижная муфта, ежедневно продвигается вперед и совершает новый виток во времени.

Так, используя наглядные модели, дети ежедневно наблюдают динамику, и основные средства времени: текучесть, необратимость, закономерность, периодичность. Моделирование значительно облегчает восприятие осмысление сложнейших временных представлений, взаимосвязей и очередностью, способствуют поддержанию познавательного интереса. Игровые модели позволяют закреплять полученные знания с самостоятельной детской деятельности. А это и есть показатель осознания, усвоения предложенного материала. Ориентировка во времени становится основой для перехода к осмыслению последовательности и периодичности явлений в жизни, способствует социализации.

Метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего, наглядно образному характеру его мышления. Все формы использования моделирования, а именно: предметное и предметно-схематическое моделирование дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей. Моделирование является одним из наиболее перспективных средств реализации умственного воспитания, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\ФОТО Ст в журнал\DSCN1762.jpg

Литература:

  1. З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» Изд. «Детство – Пресс», 2008.
  2. Е. В. Михеева «Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012.
  3. М. Ю. Стожарова, Михалева С. Г. «Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012.
  4. З. А. Михайлова, Е. А. Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» Изд. «Детство – Пресс», 2013.
  5. Г. А. Репина «Математическое развитие дошкольников» современные направления. – М.: ТЦ Сфера, 2008
  6. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» методическое пособие. – СПб: «Акцидент», 1997.
  7. Т. Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991.
  8. Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle