Библиографическое описание:

Ильясова К. К. Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №22.4. — С. 35-40.

 

Не мыслям надобно учить, а мыслить.

И. Кант.

Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Он многим интересуется и о многом рассуждает, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. В то же время ребёнок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать.

Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьенеша дает детям возможность верно улавливать причинно – следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит развитие логического математического мышления – залог будущей успешности наших детей. Эта технология способствует развитию интеллекта, мыслительных операций, ведь подготовка к школе – это не только огромный запас знаний, который дает педагог, родитель, но и умение логически мыслить, анализировать, обобщать, классифицировать и самостоятельно приходить к нужным решениям.

Автор этой технологии Золтан Дьенеш – это венгерский профессор, создатель авторской методики обучения детей «Новая математика», согласно которой дети через игры осваивают сложные логические и математические концепции и системы. Использование данной технологии позволяет решить следующие задачи:

  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, понятием величины.
  • Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации).
  • Способствовать развитию у детей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формирует начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
  • Развивать представление о множестве, операции над множеством, пространственные представления.
  • Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей.

Что же представляет собой логические блоки Дьенеша? Это комплект из 48 геометрических фигур: четырех форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), трех цветов, двух размеров, двух видов толщины.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум признакам, несколько позже – по трем и по четырем свойствам. При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу дела рассуждает.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических форм, они могут использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами

Для проверки того, насколько хорошо дети освоили свойства геометрических фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно – игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, размере и толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств, в процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию и них, выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, создают его своеобразную модель.

Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно – схематическому, а карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к словесно – логическому мышлению. Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование информации, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя логические блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Целесообразно начать систематическую работу с использованием логических блоков со второй младшей группы. Прежде чем начать работу с детьми нужно установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш. Сделать это несложно. Примерно ориентируясь на уровне развития ребенка предложить ему одну – две игры. Если он не справляется, предлагаем предыдущие по сложности игры. Самостоятельное и успешное решение задачи является той ступенькой, от которой начинается движение вперед. Проверив, таким образом, каждого ребенка, можно получить достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. И это дает возможность организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени – это сигнал к тому, что ему следует предложить игру следующей группы. Переводить ребенка к последующим играм можно только тогда, когда он «вырос» из предыдущих игр. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно давать более сложные игры, то интерес к заданиям исчезает. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Логические блоки Дьенеша можно использовать в различных видах деятельности:

  • на занятиях, как комплексных, так и интегрированных, так как они хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности;
  • в аппликации, рисовании, помогают ориентироваться на плоскости;
  • в конструировании, помогают ориентироваться в пространстве и закономерностях;

В методических пособиях предложено большое количество дидактических игр и каждую игру можно использовать в любой возрастной группе, тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.

Дидактические игры с использованием логических блоков Дьенеша

Дидактическая игра

Возрастная группа

Задачи.

Игровые действия

 

1. «Бабочки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 младшая

 

 

Закреплять знания о геометрических фигуры, цветах.

Дети работают на схеме, приемом наложения на схему.

Средняя

 

 

 

Развивать логическое мышление, конструктивные способности.

Дети работают по схеме, составляя изображение на горизонтальной поверхности.

Старшая

 

 

 

 

 

 

Развивать умение раскодировать блоки с помощью знаков – символов, учить сравнивать и обобщать.

Дети работают по схеме, разгадывая знаки – символы по 3 признакам.

 

Подготовительная

 

 

 

Развивать умение раскодировать блоки с помощью знаков – символов, включая знак отрицания некоторого свойства.

Дети работают по схеме, разгадывая знаки – символы по 4 признакам, включая знак отрицания.

2.«Разложи фрукты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 младшая

 

 

Закреплять знания о геометрических фигуры, цветах.

Дети раскладывают «волшебные фрукты» (логические блоки) по обручам:

раскладывают фигуры по цвету и форме;

Средняя

 

 

 

 

 

 

Развивать логическое мышление, упражнять в классификации блоков по цвету и форме,

 

Дети находят область пересечения двух обручей и раскладывают фигуры по двум признакам (цвету и форме)

Старшая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить выделять пересекающиеся подмножества, выделять общую часть множества, упражнять в классификации блоков по двум признакам, учитывая область пересечения.

Дети находят область пересечения трёх обручей и раскладывают фигуры по трем признакам (цвету и форме, размеру), учитывая область пересечения

 

Подготовительная

 

 

Учить выделять пересекающиеся подмножества трех множеств, выделять их общие части, упражнять в классификации блоков по трем признакам, учитывая область пересечения

Дети находят область пересечения трёх обручей и раскладывают фигуры по трем признакам (цвету и форме, размеру), учитывая область пересечения.

3.«Дворец принцессы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 младшая

 

 

Закреплять геометрические фигуры, цвета.

Злой волшебник заколдовал дворец принцессы и чтобы ей помочь надо схеме построить дворец:

дети работают на схеме, приемом наложения на схему.

Средняя

 

 

 

 

Развивать логическое мышление, конструктивные способности.

дети работают по схеме, составляя дворец на горизонтальной поверхности;

Старшая

 

 

 

 

 

 

 

Развивать умение раскодировать блоки с помощью знаков – символов по трем признакам, учить сравнивать и обобщать.

дети работают по схеме, разгадывая знаки – символы по 3 признакам;

 

 

Подготовительная

 

 

Развивать умение раскодировать блоки с помощью знаков – символов по 4 признакам, включая знак отрицания некоторого свойства

дети работают по схеме, разгадывая знаки – символы по 4 признакам, включая знак отрицания.

 

4.«Рассели жильцов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 младшая

 

Закреплять геометрические фигуры, цвета.

Дети работают на схеме, приемом наложения на схему.

Средняя

 

 

 

 

 

 

Развивать логическое мышление, упражнять в классификации.

 

 

 

 

Дети работают на схеме, выполняя словесное указание воспитателя (на первом этаже красные треугольники, на втором - синие квадраты, на третьем – желтые круги).

Старшая

 

 

 

 

 

 

Упражнять в классификации и обобщении геометрических фигур по трем признакам.

Дети работают по схеме, разгадывая знаки – символы по 3 признакам.

 

Подготовительная

 

 

 

Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое внимание. Упражнять в классификации и обобщении геометрических фигур по четырем признакам.

Дети работают по схеме, разгадывая знаки – символы по 4 признакам, включая знак отрицания.

 

5.«Магазин»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 младшая

 

 

 

 

Закреплять знания о геометрических фигурах, цветах.

Дети, получая блок «деньги», ищут товар, на котором есть «ценник» с такой же фигурой по двум признакам.

Средняя

 

 

 

 

 

Развивать логическое мышление, умение кодировать блоки с помощью знаков – символов по трем признакам.

Дети, получая блок, ищут товар, на котором есть «ценник» с такой же фигурой (включается третий признак – размер).

Старшая

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить сравнивать и обобщать. Развивать логическое мышление, умение кодировать блоки с помощью знаков – символов, по четырем признакам.

Дети, получая блок- «деньги», ищут товар, на котором есть «ценник» с его кодовым обозначением (включается четвертый признак – толщина).

Подготовительная

 

 

Учить сравнивать и обобщать. Развивать логическое мышление, умение кодировать блоки с помощью знаков – символов включая знак «не».

Дети, получая блок «деньги» ищут товар, на котором есть «ценник» с его кодовым обозначением со знаком «не»

 

Логические блоки можно использовать при организации сюжетно-ролевых игр. Например, в игре «Магазин» деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками; в игре «Почта» адрес на письме обозначается блоками, адрес на домике кодовыми карточками; в играх «Путешествие», «Цирк», «Театр» билеты обозначаются блоками, места кодовыми карточками.

Таким образом, анализируя результаты, можно сделать вывод: использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми играет большую роль для развития их мышления и мыслительных операций.

Конспект НОД по познавательному развитию

«Путешествие в сказку «Снежная королева»

Задачи: Учить выделять пересекающиеся подмножества, выделять общую часть множества. Формировать умение работать с алгоритмами при выполнении практических действий, читать кодовое обозначение, раскодировать блоки, классифицировать геометрические фигуры по одному признаку, объединять блоки по двум признакам.

Развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, свободное общение со взрослыми и сверстниками, все компоненты устной речи, расширять словарь, упражнять в подборе подходящих, близких по смыслу прилагательных, развивать пантомимические навыки детей.

Воспитывать доброжелательность, сплочённость детского коллектива, интерес к художественной литературе.

Материал: интерактивная доска, блоки Дьенеша на каждого ребёнка, два обруча: синий, красный; схемы: «Дворец», «Цветок» на каждого ребёнка; игрушка «сердце», две корзины, музыкальные проихведения.

Предварительная работа. Чтение сказки «Снежная королева».

Ход

Воспитатель. Ребята, я очень рада вас видеть, давайте посмотрим друг на друг и улыбнёмся, подарим радость друг другу.

Вы любите сказки? Я хочу пригласить вас совершить путешествие в сказку. Но в какую сказку вы узнаете, когда отгадаете загадку.

На санях, как ветер мчится,

К ней опасно прислониться

Лишь дотронься – заморозит,

В царство снежное увозит.

Злые чары в ход пускает –

Сердце в льдинку превращает.

Кто это?           /Снежная королева/.

Воспитатель. Ребята, вы знаете сказку о Снежной королеве? /Ответы детей/. О чём рассказывается в этой сказке? /Ответы детей/. В сказке рассказывается о том, как осколок зеркала Снежной королевы попал в сердце Кая, и оно заледенело, мальчик стал злым. Снежная королева унесла его в свой дворец. А Герда отправилась на поиски своего друга, потому что очень любила его.

Воспитатель. В какое время года появилась Снежная королева? / Зимой /. Почему именно зимой, а не в другое время года? /Ответы детей/. А какое время года сейчас? /Зима/. Почему вы решили, что сейчас зима? /Ответы детей/. Потому метёт метель, холодно, снежно, морозно, день короткий, ночь длинная. А как вы думаете, Снежная Королева может сейчас за нами наблюдать. /Ответы детей/.

Воспитатель. Ребята, вы хотите помочь Герде найти Кая. /Ответы детей/. Давайте закроем глаза и представим, что мы вместе с Гердой отправились на поиски Кая. /Дети закрывают глаза/.

Воспитатель. Вот мы шли, шли и дошли до дворца, где живут Принц и Принцесса. И кого мы встретили у дворца? /Ответы детей/. Придворного ворона.

Придворный ворон сказал, что Принц и есть Кай и обещал представить Герду Принцу в том случае, если мы выполним задание с волшебными блоками. Слушайте задание: «Нужно расставить волшебные блоки по двум разноцветным обручам». Посмотрите на обручи и скажите, какого они цвета и как они расположены? /Ответы детей/. Обручи красного и синего цвета, расположены рядом друг с другом. Посмотрите на блоки, какие они? /Ответы детей/. Разные. А чем они отличаются? /Ответы детей/. По признаку цвета и по признаку формы.

Воспитатель. В красный обруч нужно положить красные блоки, в синий обруч - круглые. /Дети делятся на две подгруппы и выполняют задание/. По какому признаку объединены блоки в красном обруче, а в синем? /Ответы детей/. В красном обруче по признаку цвета, а в синем по признаку формы. Молодцы, ребята. А теперь соберем блоки в корзинки. /Дети собирают блоки в две корзины: в одну - красные блоки, в другую – круглые и садятся на стульчики/.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на обручи и скажите, какой они формы. /Круглой/. Как вы думаете, можно ли из двух фигур одинаковой формы получить новую фигуру? /Ответы детей/. Я вам покажу, как из двух фигур круглой формы получить новую фигуру.

Воспитатель. Посмотрите на экран. Что вы видите? /Ответы детей/. Две окружности, которые расположены рядом друг с другом.

Я перемещаю один круг и располагаю его поверх другого. Что у нас получилось? /Ответы детей/. Два круга пересеклись («встретились»), и образовалась новая фигура.

Ребята, часть, где круги пересеклись, («встретились»), называется «область пересечения». Какая фигура образовалась в результате пересечения двух окружностей? /Овал/. Где расположен овал? /Посередине/.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам взять обручи, показать на них область пересечения. /Дети выполняют задание/. Покажите, где расположена область пересечения. /Дети показывают область пересечения/. В области пересечения мы размещаем блоки, которые объединяют признаки тех блоков, которые расположены в красном и синем обруче.

Давайте вспомним, какие блоки мы располагали в красном и синем обруче, по какому признаку их объединяли. /Ответы детей/. В красный обруч располагали красные блоки, в синий обруч – круглые. В красном обруче объединены блоки по признаку цвета, а в синем по признаку формы. /Дети рассматривают блоки в корзинках, в одной - красные блоки, в другой – круглые/

Воспитатель. Как вы думаете, какие блоки мы можем разместить в области пересечения, если в красном обруче расположены красные блоки, а в синем обруче – круглые. /Ответы детей/. В области пересечения расположим блоки, объединённые по двум признакам: цвет и форма. Это – красные блоки круглой формы. / Дети выполняют задание/.

Молодцы, ребята, мы справились с заданием, которое нам задал Придворный ворон. Но Принц оказался не Каем. И Герда отправилась дальше.

Воспитатель. На своем трудном пути Герда попала к разбойникам. Какие были разбойники? /Злые/. Среди разбойников была девочка – дочка атаманши. Какой была дочка атаманши? /Ответы детей/. Она казалась злой, но на самом деле она была добрая. У девочки жили звери, и она за ними ухаживала. Какие звери жили у девочки? /Северный олень, лиса, зайцы/. Давайте изобразим зверей, которые жили у дочки атаманши.

Физкультминутка «Изобрази животное». Звучат музыкальные произведения, характеризующие животных. Дети идут по кругу и движениями, жестами, мимикой изображают важного северного оленя, хитрую лису и трусливых зайцев.

Воспитатель. Наконец-то мы с Гердой добрались до дворца Снежной королевы, но из-за сильной вьюги мы не можем его увидеть. У меня есть изображение дворца, но оно закодировано знаками, чтобы раскодировать его, нам нужно расшифровать все знаки. Вы знаете, как раскодировать знаки? /Дети объясняют, какими знаками закодирован дворец/.

Теперь мы знаем, из каких блоков состоит дворец Снежной королевы, и можем построить его. Предлагаю построить дворец из блоков по схеме. /Дети выполняют задание/.

/После того, как дети выполнили задание, на экране появляется изображение дворца Снежной королевы. Дети рассматривают дворец.

Воспитатель. Наконец Герда уставшая, изможденная добралась до дворца, каким она увидела дворец? /Ответы детей/. Холодный, мрачный, неприступный, злой. Мы нашли Кая, но он злой, у него холодный взгляд. Почему он такой злой? /Ответы детей/. Кай злой, потому что у него ледяное сердце.

Ребята, представьте, что у вас в руках льдинка. Что вы чувствуете? /Холод/. А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы льдинка растаяла? /Ответы детей/. Нужно льдинку зажать в тёплых ладонях и она растает. Но у Кая не просто льдинка, а ледяное сердце. А как можно растопить ледяное сердце? /Ответы детей/. Тёплыми, ласковыми, нежными словами.

Ребят скажем Каю теплые, нежные, ласковые слова и его сердце растает. /Дети передают по кругу игрушку «сердце» и называют тёплые, ласковые, нежные слова/. Сердце Кая растаяло от ваших тёплых слов, и он стал добрым мальчиком. Кай и Герда обнялись друг с другом, давайте мы тоже обнимемся друг с другом. Они вернулись домой.

Воспитатель. Ребята, вам понравилось путешествие? Что понравилось больше всего? Что было сложным для вас? /Ответы детей/. Вместе мы справились со всеми трудностями. Молодцы! Я сейчас раздам вам схемы, на которых закодированы цветы. Когда вы раскодируете схемы, вы увидите, какие красивые цветы росли у Кая и Герды. До свиданья!

Схема «Дворец Снежной королевы»

 

Литература:

  1. Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
  2. З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» Изд. «Детство – Пресс», 2008.
  3. Е. В. Михеева «Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012.
  4. М. Ю. Стожарова, Михалева С. Г. «Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012.
  5. З. А. Михайлова, Е. А. Носова «Логико – математическое развитие дошкольников» Изд. «Детство – Пресс», 2013.
  6. Г. А. Репина «Математическое развитие дошкольников» современные направления. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  7. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» методическое пособие. – СПб: «Акцидент», 1997.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle